Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения

Все что нужно знать по теме: "Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА:
пермский эксперимент

Приложение №2

КОНСПЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Несмотря на различные подходы, существующие при регулировании альтернативной гражданской службы, можно выделить основные принципы, с учетом которых должна осуществляться регламентация и легитимизация права на альтернативную службу. Альтернативная гражданская служба, а также условия её предоставления и прохождения в каждой отдельно взятой стране могут быть в значительной мере опциональны и вариативны, т.е. могут учитывать текущую экономическую и политическую ситуацию, структуру управления вооруженными силами, потребность государства в распределении трудовых ресурсов, концепцию национальной безопасности, менталитет общества, национальную концепцию прав личности и соблюдение свободы совести каждого человека.

Комбинация составляющих компонентов, изменение определенных условий может позволить разработать как очень жесткий закон, учитывающий лишь интересы государства и военного лобби, так и либеральный закон, отвечающий соблюдению основных прав человека. Лишь в последнем случае возможен недискриминационный закон, когда альтернативная служба является правом, а не расплатой за это право. Возможен и смешанный вариант, когда, например, предусматриваются приемлемые «мягкие» условия прохождения альтернативной службы, однако при этом выставляется сложный механизм предоставления альтернативной службы. Также возможна и обратная схема, когда предоставление альтернативной службы является упрощенным, однако само прохождение службы содержит в себе множество ограничений.

Являясь сторонниками либерального законодательства об альтернативной гражданской службе, т.е. учитывающего в первую очередь интересы личности перед интересами общества и государства, международные нормы и обычаи в сфере прав человека, мы предлагаем соответствующий вариант законопроекта.

Принятие Положения, которое конкретизирует нормы, содержащиеся в Законе «Об альтернативной гражданской службе», необходимо для наиболее полного урегулирования определенных блоков вопросов, исключения каких-либо пробелов, полного уяснения субъектами правоприменения всех процедур, связанных с применением Закона «Об альтернативной гражданской службе». Описание всех процедур в законе представляется нецелесообразным, поскольку
1. значительный объем затруднит понимание всего закона;
2. отношения, связанные с прохождением АГС урегулированы и пересекаются с другими законами, повторение в законе существующих норм также нецелесообразно (Конституция, КЗоТ, Законы «О статусе военнослужащих», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О статусе государственных служащих» и другие).

Нормативные акты по вопросам альтернативной гражданской службы можно разбить на два крупных раздела:
I. Порядок признания права на замену военной службы на АГС
II. Порядок прохождения АГС

I. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПРАВА НА ЗАМЕНУ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НА АГС.
(Этот раздел должен содержать регламентацию следующих процедурных положений).

Предоставление права на альтернативную гражданскую службу

Подробное определение таких понятий как «убеждение», «вероисповедание», «противоречие между убеждениями, (вероисповеданием) и военной службой»;

Порядок и способы доведения до граждан информации об альтернативной гражданской службе, основаниях её предоставления, условиях прохождения;

Подробные требования к форме документов: заявлению об альтернативной гражданской службе и прилагаемым документам;

  • Условия принятия заявления, порядок и основания восстановления пропущенного срока для подачи заявления;
  • Действия должностных лиц после получения заявления, до его рассмотрения на специальном заседании призывной комиссии

    Порядок и форма выдачи гражданину документа, удостоверяющего принятие от него заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;

    Порядок ведения Журнала регистрации заявлений граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении альтернативной гражданской службы (форма Журнала регистрации является приложением к настоящему положению);

    Процедура, права и обязанности военкомата по сбору дополнительных сведений о призывнике, заявившем о предоставлении альтернативной гражданской службы;

  • Формирование пакета документов для рассмотрения заявления на призывной комиссии;
  • Регламент специальных заседаний призывной комиссии, рассматривающей заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы

    Порядок извещения призывника и приглашения дополнительных членов призывной комиссии, порядок участия в специальном заседании в составе призывной комиссии;

    Перечень уважительных причин неявки гражданина на заседание призывной комиссии, условия и порядок перенесения заседания на поздний срок;

    Порядок ведения протокола;

    Право призывника на обоснование своего заявления на заседании;

    Порядок выяснения мнения призывника;

    Порядок предоставления призывником дополнительных доказательств, приглашения экспертов и представителей религиозных и общественных организаций; права и обязанности приглашенных лиц на дачу пояснений (например, право священнослужителя отказаться от пояснений относительно сведений, ставших ему известными на исповеди).

    Критерии оценки содержания заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы, пояснений призывника, письменных доказательств, показаний экспертов и других лиц;

    Порядок голосования по вопросу о предоставлении альтернативной гражданской службы;

    Основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;

    Форма и содержание решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;

  • Основания оставления заявления без рассмотрения;
  • Порядок обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд

    Читайте так же:  Фильм месяца «реальная любовь»

    Последствия отмены решения об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы;

  • Действия призывной комиссии в случае отмены ее решения;
  • Документ о направлении на альтернативную гражданскую службу

    Порядок выдачи направления;

    Форма направления (является приложением к настоящему Положению);

    Действия призывной комиссии после вынесения решения о направлении на альтернативную гражданскую службу;

    Извещение районной администрации;

    Извещение региональной комиссии по делам альтернативной гражданской службы;

    Формирование личного дела гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, которое является приложением к личному делу призывника (форма дела является приложением к настоящему Положению);

    Внесение записи в Книгу учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (форма книги учета является приложением к настоящему Положению). Порядок ведения книги учета;

  • Выдача удостоверения личности служащих вместо паспорта (форма удостоверения является приложением к настоящему Положению);
  • Обязанности призывника после получения направления на альтернативную гражданскую службу

    II. ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
    Организация прохождения АГС

    Система органов, надзор за гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу

    Полномочия местных администраций;

    Описание функций и задач органов;

    Порядок работы с заинтересованными службами;

  • Порядок создания попечительских советов при районных администрациях по вопросам альтернативной гражданской службы с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций;
  • Порядок прохождения служащими профессиональной подготовки

    Порядок создания учебно-методических центров;

    Основания отбора кандидатов;

    Статус лиц, направленных на профессиональную подготовку;

    Сроки и место прохождения подготовки;

    Аттестация лиц, окончивших курсы;

  • Положение об учебно-методических центрах для специальной профессиональной подготовки граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (приложение к Положению);
  • Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу

    Порядок доведения до гражданина информации о месте службы;

    Порядок проведения предварительного инструктажа (ознакомление гражданина со своим статусом, правами и обязанностями);

    Порядок прибытия на место прохождения альтернативной гражданской службы;

  • Порядок проезда (самостоятельного или группой) к месту службы;
  • Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу

    Порядок сообщения о наличии свободных рабочих мест;

    Порядок уведомления органов о поступлении гражданина на альтернативную гражданскую службу;

    Порядок назначения на определенную должность;

  • Учет состояния здоровья гражданина, направленного на альтернативную гражданскую службу;
  • Порядок и сроки предоставления отпусков

    По семейным обстоятельствам;

    Права и обязанности служащего, находящегося в отпуске;

  • Порядок учета неиспользованного отпуска при увольнении с альтернативной гражданской службы;
  • Условия труда служащего

    Порядок перевода на другое предприятие в случае отсутствия рабочих мест, сокращения численности или штата;

    Перемещения и переводы внутри предприятия;

    Порядок и условия направления служащих в служебные командировки;

  • Правовой статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу. Описание ограничений, общих прав и обязанностей;
  • Порядок увольнения с альтернативной службы в запас

    Порядок постановки на учет, лиц прошедших альтернативную гражданскую службу;

    Порядок досрочного увольнения в запас;

  • Льготы и компенсации служащих;
  • Порядок перевода на военную службу

    Правила зачета времени службы;

    [3]

    Порядок проезда к месту службы;

  • Порядок формирования и передачи дела в воинскую часть;
  • Порядок пребывания в запасе

    Права и обязанности лиц, состоящих в запасе

    Порядок и условия прохождения учебных сборов;

  • Порядок привлечения служащих к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения

    В части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан РФ на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Тем не менее до недавнего времени механизм его реализации не

    В части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан РФ на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Тем не менее до недавнего времени механизм его реализации не был разработан. Наконец 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ. Наверно, нет больше ни одного закона, проект которого пролежал бы так долго под сукном в Государственной думе: первое чтение состоялось в декабре 1994 года, а принят он был в июне 2002 года.

    Согласно Федеральному закону альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

    Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

    — несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    — он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    На альтернативную гражданскую службу направляют граждан мужского пола в возрасте 18–27 лет, которые:

    — не находятся в запасе;

    — имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

    — лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой;

    — получили соответствующее решение призывной комиссии.

    Заявление подает гражданин в военный комиссариат, где состоит на воинском учете, в следующие сроки:

    — до 1 апреля, если он подлежит призыву на военную службу в октябре–декабре текущего года;

    — до 1 октября, если он подлежит призыву на военную службу в апреле–июне следующего года.

    Заявление составляют в произвольной форме с указанием причин и обстоятельств, побудивших к его написанию. Например, можно сослаться на свои пацифистские или религиозные убеждения. Если гражданин относится к коренному малочисленному народу, то об этом прямо указывают в заявлении. К нему прилагают автобиографию и характеристику с места работы или учебы, а также другие документы.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Нелишне указать лиц, которые могут подтвердить достоверность доводов, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина.

    Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривают на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

    Затем призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене, которое возможно в случаях, если:

    — гражданин нарушил срок или порядок подачи заявления;

    Читайте так же:  «ресо-гарантия» страхование по всем правилам

    — характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    — в заявлении и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    — гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

    — ранее гражданину была представлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, от которой он уклонился.

    Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии их документального подтверждения являются:

    — заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

    — тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

    — препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

    — иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

    Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручают повестку с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

    Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

    Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения. Однако такое решение призывной комиссии может быть обжаловано в суде, при этом его выполнение приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

    Как видим, порядок направления на альтернативную военную службу во многом носит субъективный и оценочный характер, то есть зависит от мнения членов призывной комиссии, потому что ни в Конституции, ни в федеральном законе нет четкого толкования терминов «убеждение» и «вероисповедание». Возможно, подробнее этот вопрос будет регламентирован в Положении об альтернативной гражданской службе, которое разрабатывает Правительство РФ, а пока все споры по данному поводу будет рассматривать суд.

    Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

    — в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

    — в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    — в организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

    В настоящее время идет составление базы данных об организациях, которые заинтересованы в предоставлении рабочих мест для прохождения гражданской службы. Возглавляют эту работу согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2003 года № 793 Минтруда РФ и Минобороны РФ.

    Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 года заинтересованным министерствам и ведомствам предложено ежегодно к 1 января представлять в Минтруда РФ сведения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут проходить службу альтернативщики. В дальнейшем, до 1 марта и 1 сентября соответственно, Минтруда РФ и Минобороны РФ разрабатывают и доводят плановые задания по приему граждан на альтернативную службу.

    По предварительным сведениям в целом по России вполне реально создать минимум 15-20 тысяч рабочих мест и уже в первый год направить на альтернативную службу не менее 4 тысяч человек.

    Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом.

    Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан, имеющих профессиональное высшее образование, — 21 месяц.

    Срок альтернативной гражданской службы в организациях ВС РФ в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан, имеющих высшее профессиональное образование, — 18 месяцев.

    Правовые основы трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную службу, представляют собой некий симбиоз норм трудового права и военного законодательства. Так, при трудоустройстве альтернативщиков важно помнить, что началом альтернативной гражданской службы гражданина считают день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а не день его поступления на работу в конкретную организацию. То есть здесь просматривается аналогия с военно-служащими по призыву, направленными для прохождения военной службы, а не с работниками, которых принимают на работу по трудовому договору.

    Кроме того, в срок альтернативной гражданской службы не засчитывают:

    — прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

    — время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

    — время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

    — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

    Естественно, подобной нормы в ТК РФ нет. Вместе с тем работодатель обязан заключить с гражданами, направленными для прохождения альтернативной службы, срочный трудовой договор на период ее прохождения. Об этом он в трехдневный срок должен уведомить военный комиссариат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

    [1]

    При заключении срочного трудового договора существует один нюанс, о котором хотелось бы упомянуть. С учетом того, что в срок альтернативной службы не засчитывают указанные выше периоды, в момент оформления трудового договора работодателю невозможно определить конкретную дату окончания его действия. Поэтому в графе «срок трудового договора» необходимо произвести запись «на время прохождения альтернативной гражданской службы». Дело в том, что если срок трудового договора ограничить предполагаемой датой окончания альтернативной службы, то в случае ее продления (на период, который не входит в ее срок) договор на основании статьи 58 ТК РФ следует расценивать как заключенный на неопределенный срок. Значит, к нему будут применять только правила прекращения трудового договора, установленные ТК РФ. В федеральном законе (статья 23) приведены основания и порядок увольнения граждан с альтернативной гражданской службы, а не основания прекращения трудового договора, которые установлены статьей 77 ТК РФ.

    Читайте так же:  Если зарплата выплачена раньше срока 6-ндфл

    Основаниями для увольнения являются:

    — истечение срока альтернативной гражданской службы;

    — признание гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

    — осуществление полномочий члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, а также избрание депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем исполнительного высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществление указанных полномочий на постоянной основе;

    — вступление в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

    Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

    Таким образом, и при увольнении есть свои особенности, которые соотносятся с нормами военного законодательства. Сама процедура увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы будет определена Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

    Решение об увольнении принимают должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Такое решение является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу.

    Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее на руки в день увольнения (последний день работы). О прекращении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, работодатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

    Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считают день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

    Важно отметить, что время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывают в общий и непрерывный трудовой стаж и стаж работы по специальности. Все основные права и обязанности работника в сфере труда предусмотрены статьей 21 ТК РФ. Применительно к гражданину, проходящему альтернативную службу, их конкретное содержание дополняется, а подчас и изменяется положениями, установленными федеральным законом, о чем подробнее будет рассказано в одной из следующих публикаций на данную тему.

    Подводя итог, можно отметить, что правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», ТК РФ и иные федеральные законы и нормативные правовые акты, изданные в целях реализации конституционного права граждан. Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности граждан, регламентированный нормами трудового права, но с учетом некоторых особенностей, продиктованных целью организации такой службы.

    (О правах, обязанностях и ответственности «альтернативщиков» читайте в следующм выпуске)

    Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

    Гражданин, направленный для прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военкомата, обязан явиться к месту прохождения альтернативной службы (в организацию, учреждение, расположение части и.т.д.). Работодатель, к которому прибыл гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период её прохождения в данной организации и в 3-х дневный срок уведомляет об этом военный комиссариат, который направил призывника. Соответственно, работодатель делает соответствующую запись в трудовую книжку и в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.

    Продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, в соответствии с трудовым законодательством РФ и обеспечиваются работодателем.

    Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится работодателем в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

    [2]

    Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы. Указанные отпуска предоставляются в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Однако, продолжительность отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно. При этом работодатель приобретает необходимые проездные документы (для проезда железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом) и выдает их лицу, проходящему альтернативную гражданскую службу. Одновременно работодатель выдает указанному лицу отпускной билет п.п. 51, 52, 53 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в установленный срок. По прибытии из отпуска он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы.

    Ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ.

    Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

    • а) по истечении срока альтернативной гражданской службы;
    • б) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
    • в) в связи с избранием его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти любого уровня с осуществлением соответствующих полномочий на постоянной основе;
    • г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

    Увольнение гражданина с альтернативной гражданской службы (независимо от основания увольнения) оформляется приказом.

    В соответствии с приказом на увольнение, в день увольнения работодатель расторгает с лицом, проходящим альтернативную гражданскую службу, срочный трудовой договор, производит с ним полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них соответствующими записями, а также выдает гражданину проездные документы (билеты) для проезда его к месту жительства. (Проездные документы приобретает работодатель).

    Читайте так же:  Дубликат трудовой книжки

    Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в 2-х недельный срок со дня увольнения явиться в военкомат по месту жительства для постановки на воинский учет. При постановке на воинский учет гражданин обязан сдать удостоверение и учетную карту в военкомат по месту жительства.

    В период прохождения альтернативной гражданской службы гражданин может быть переведен из одной организации в другую.

    Основаниями для перевода являются:

    • — сокращение штатной численности организации, в которой гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, или ликвидация организации;
    • — производственная необходимость;
    • — наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работ согласно заключенному трудовому договору и невозможность перевода гражданина на другую работу в этой организации;
    • — наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания гражданина в местности, где он проходит альтернативную гражданскую службу;
    • — иные случаи (по решению Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

    При переводе в другую организацию работодатель расторгает трудовой договор с гражданином, производит с ним полный расчет, выдает ему трудовую книжку и учетную карту с соответствующими записями, приобретает и выдает работнику проездные документы для проезда к новому месту альтернативной гражданской службы, выдает предписание для явки к новому месту службы. Кроме того, работодатель уведомляет о факте перевода военкомат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу и Федеральную службу по труду и занятости. Также работодатель обязан уведомить организацию, куда направляется гражданин на новое место альтернативной гражданской службы.

    В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

    • — прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
    • — время нахождения в учебных отпусках (в связи с обучением, сдачей экзаменов);
    • — время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
    • — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

    1. Решение призывной комиссии и предписание военкома о направлении призывника на альтернативную военную службу.

    • · Срочный трудовой договор (на период прохождения альтернативной гражданской службы)
    • · Приказ об увольнении
    • · Трудовая книжка и учетная карта
    • · Проездные документы

    Явка к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с предписанием военкомата. При завершении альтернативной гражданской службы — издание соответствующим должностным лицом местного органа исполнительной власти, которому подчиняется организация — работодатель, приказа об увольнении лица, проходящего альтернативную гражданскую службу (по представлению работодателя)При увольнении с альтернативной гражданской службы получение у работодателя трудовой книжки, учетной карты и полного расчета. Получение у работодателя проездных документов для следования по месту жительства

    • · Срочный трудовой договор (на период прохождения альтернативной гражданской службы) — не позднее 3-х дней с момента допуска к работе рабочие
    • · Приказ об увольнении — в установленном порядке рабочие
    • · Трудовая книжка и учетная карта — в день увольнения 1 рабочий день
    • · Проездные документы — в день увольнения 1 рабочий день

    Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения

    Прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

    Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

    Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

    Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

    Гражданин имеет право пройти АГС в случаях, если:

    • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
    • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    В иных случаях прохождение АГС не допускается.

    На альтернативную гражданскую службу, также как и на обычную военную, призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение.

    На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

    • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
    • не подлежат призыву на военную службу;
    • имеют отсрочку от призыва на военную службу.

    Граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

    Срок прохождения альтернативной гражданской службы

    Альтернативная гражданская служба проходит:

    • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
    • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

    В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный. В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

    Если же АГС проходит в организациях Вооруженных Сил РФ, срок альтернативной службы увеличивается в 1,5 раза и составляет 18 месяцев.

    Что необходимо для замены военной службы на АГС

    Для того чтобы попасть на альтернативную службу необходимо выполнить следующие действия.

    1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

    Заявление необходимо подавать в военкомат по месту постоянного проживания в следующие сроки:

    • до 1 апреля – для призывником, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
    • до 1 октября – для призывников, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

    Порядок подачи заявления

    Заявление подается в произвольной форме. При этом в заявлении необходимо обосновать причины, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

    Читайте так же:  Порядок увольнения по соглашению сторон

    К заявлению необходимо приложить автобиография и характеристику с места работы или учебы гражданина. К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Предоставление иных документов не является обязанностью, они подаются по желанию призывника. Как правило, призывники прикладывают документы об образовании, справки о составе семьи.

    Желательно (но не обязательно) в заявлении указать лиц, которые смогут подтвердить обстоятельства, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

    После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления. Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

    2. Рассмотрение заявления о прохождении альтернативной гражданской службы

    Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только присутствии призывника. О времени и месте рассмотрения заявления лицо извещается повесткой из военкомата под роспись.

    На заседании призывной комиссии при рассмотрении заявления призывнику необходимо быть готовым к выступлению и аргументированному изложению обстоятельств, по которым он просит заменить прохождение военной службы альтернативной. На заседание также необходимо пригласить и лиц, которые согласились подтвердить его позицию.

    По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

    Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в течение 1 месяца со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, то есть для осенних призывников предельный срок рассмотрения заявлений составляет до 1 мая текущего года, для призывников весеннего призыва – до 1 ноября.

    При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

    Законодательством установлены конкретные причины, по которым призывнику отказывают в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

    • нарушении срока или порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,;
    • характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
    • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
    • призывник дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
    • ранее лицу была предоставлена возможность пройти АГС, но он от нее уклонился.

    При этом к уважительным причинам неявки относят:

    • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
    • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
    • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

    По результатам проведения заседания принимается решение:

    1. О замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с одновременным вручением повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
    2. Об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение можно обжаловать в суде, для чего необходимо получить копию решения призывной комиссии, которая должна быть выдана призывнику в трехдневный срок со дня принятия решения.

    Особенности прохождения альтернативной службы

    Граждане, проходящие АГС, мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда их направляют.

    Они также получают заработную плату, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, рабочий день для них установлен трудовым распорядком и, как правило, составляет 40 часов в неделю.

    Ответственность за уклонение от альтернативной службы

    Уклонение от прохождения альтернативной службы признается таким же преступлением как и уклонение от военной службы (см. ссылку). А вот наказание для призывников-альтернативщиков немножко мягче.

    В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) на уклонистов от прохождения альтернативной гражданской службы по приговору суда может быть наложен штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

    По сложившейся судебной практике уклонистами от призыва считаются лица, получившие решение о направлении на альтернативную службу, но по неуважительным причинам не прибывают к месту прохождения службы в установленные сроки, неоднократное самовольное оставление места работы, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение путем обмана.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

    Источники


    1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

    2. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

    3. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
    4. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
    5. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
    Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here