Что такое договор об образовании с образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем)

Все что нужно знать по теме: "Что такое договор об образовании с образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем)" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Чем лицей и гимназия отличаются от обычной средней школы?

Приказом Минобрнауки РФ утверждены показатели деятельности общеобразовательного учреждения, необходимые для установления его государственного статуса.

Тип учреждения (начального, основного или среднего (полного) общего образования) определяют на основании соответствия содержания и качества подготовки обучающихся, воспитанников и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов — до завершения их реализации).

Вид учреждения (начальная, основная, средняя школа, с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей) зависит от реализуемых образовательных программ. Так, в средней общеобразовательной школе должны быть предусмотрены программы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы. В гимназии помимо этого программы основного и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля, а в лицее — по предметам технического или естественнонаучного профиля.

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 12 февраля 2013 г. Регистрационный № 27025.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2012 г. N 1091 «Об утверждении перечня показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса»

Наименования школ — в соответствие с Законом об образовании до 1 июля 2016 года

С 1 июля 2016 года вступают в законную силу требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) в части приведения наименований и уставов образовательных учреждений в соответствие с Законом об образовании. Процедура переименования требует не только значительного времени, но и определенных затрат.

Поэтому тем, кто этого ещё не сделал, следует поторопиться, так как изменение наименований образовательных учреждений потребует:

  • внесения изменений в устав;
  • переоформления лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации;
  • переоформления многочисленных хозяйственных и иных договоров и юридически значимых документов;
  • предоставления новых уставов во все инстанции: налоговые, регистрационные, банковские и пр.;
  • внесения изменений в школьный сайт и другие материалы в сети Интернет;
  • изготовления новых печатей, бланков и пр.;
  • смены вывески.

Нормативные документы и материалы

При проведении данной работы следует руководствоваться:

  • Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.01.2016);
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ с последующими изменениями;
  • письмом Минобрнауки России от 10 июня 2013 года № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений»;
  • письмом Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17 “В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений”.

Кому необходимо вносить изменения в наименование?

Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Закона об образовании не требуется.

Вносить изменения в наименование необходимо:

  • образовательным учреждениям, в отношении которых тип, в соответствии с Законом об образовании, меняется;
  • образовательным учреждениям, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится.

Также согласно Закону об образовании:

Что должно быть в наименовании школы?

Обратим внимание, что согласно Закону об образовании и разъяснениям:

1.Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Тип организаций указывается с учетом их организационно-правовой формы. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Закона об образовании.

2.В наименовании образовательных организаций слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

3.При переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

4.По желанию школы и (или) желанию ее учредителя в наименовании могут быть указаны следующие необязательные сведения:

— указание для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное, автономное;

— указание на форму собственности: «государственная», «муниципальная» или «частная»;

-указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие;

[2]

-включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

[3]

-использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Например, название общеобразовательной организации может выглядеть так:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления»,

где «муниципальное» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения;

«учреждение» — указание на организационно-правовую форму;

«бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно);

«общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации;

«Лицей современных технологий управления» — специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности (в кавычках).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях»

Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия. Дошкольные образовательные учреждения

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях — их типах, видах и особенностях.

Читайте так же:  Жалоба на действие судьи

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).

Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети — это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам — возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения — с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новым Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года

Отмечается, что переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется.

Разъясняется, что понятие «образовательная организация» используется в новом Федеральном законе об образовании, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Сообщается, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

В письме приведены примеры наименований образовательных организаций, которые необходимо будет сменить для приведения в соответствие с новым законом. Среди них в частности:

— муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

Читайте так же:  Оформление приказа на отпуск с последующим увольнением по тк рф. сколько нужно распоряжений — скачат

— образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

— образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

— образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

— образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает новую типологию образовательных организаций, регламентируя только деление на типы. Типом образовательной организации, реализующей школьные программы, является общеобразовательная организация. Исключение деления образовательных организаций на закрытый перечень видов вызвано рядом причин, прежде всего, тем, что за время существования такой дифференциации так и не были выработаны четкие критерии выделения каждого из видов, в том числе, гимназий и лицеев. К тому же в обычных школах стали появляться «гимназические классы», а в гимназиях «общеобразовательные классы».

Однако исключение выделения видов общеобразовательных организаций не означает, что теперь содержание образования в каждой школе будет одинаково.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает сохранение профильности образовательных программ и углубленного изучения отдельных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы для учета образовательных потребностей и интересов обучающихся (ч. 4 ст. 66).

Сохранятся даже наименования таких школ (гимназии, лицеи и т.д.) как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы) (ч. 6 ст. 23).

Следует отметить, что при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения возможным станет организация индивидуального отбора (конкурса) обучающихся в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 67).

Таким образом, порядок поступления в такие школы будет регулироваться на региональном уровне. Однако на прием в 2013 году эти правила не распространяются (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу только 1 сентября), а на сегодня вступительные испытания и отбор школьников при приеме в 5 (основное общее образование) или 10 класс (среднее (полное) общее образование) не допускаются.

Права несовершеннолетних на образование

Право на получение образования

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Формы получения образования могут быть разные. Законодательство предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.

Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.

В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быт государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а обязанность ознакомить — лежит на администрации школы. Те же действия администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет (большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно — требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения — 18 лет.

Читайте так же:  Обособленное подразделение без сотрудников

Должна ли школа заключать договор с родителями первоклашки?

Должна ли образовательная организация заключать договор (договор о предоставлении бесплатного начального общего образования) с родителями (законными представителями)? Существует ли типовая форма? Не будет ли это являться нарушением, так как образование (начальное, общее, среднее) является бесплатным?

Часть 1 ст. 53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) устанавливает общее правило, согласно которому основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Как правило, таким распорядительным актом является приказ о зачислении учащихся.

Из содержания ч.ч. 2-3 ст. 53 Закона N 273-ФЗ следует, что в отдельных случаях распорядительному акту образовательной организации должен предшествовать договор на образование. К таковым относятся:

[1]

  • прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
  • прием на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то есть на платной основе;
  • прием на целевое обучение в соответствии со ст. 56 Закона N 273-ФЗ.

Как видим, лица, поступающие в образовательную организацию для освоения программы начального общего образования, равно как и иные лица, которым гарантирована бесплатность образования (ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ), в этом перечне не поименованы. Следовательно, заключение с ними письменного договора на образование не требуется.

Указание в п. 1 ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ о том, что сторонами договора на образование являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и лица, зачисляемые на обучение (их законные представители), на наш взгляд, имеет ограничительную сферу действия и в совокупности с положениями ст. 53 Закона N 273-ФЗ обязательно лишь в отношении несовершеннолетних, зачисляемых по образовательным программам дошкольного образования, либо иных граждан, независимо от формы образования, но на платной основе (смотрите также п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706).

Если же образовательная организация, помимо образовательных услуг, оказывает учащимся дополнительные услуги, например, по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня (ст. 66 Закона N 273-ФЗ), то заключение договора необходимо (письмо Министерства образования и науки РФ от 14 ноября 2014 г. N 08-ПГ-МОН-35967).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Договор между школой и
родителями обучающихся

В России, декларированной в последние годы как правовое государство, договорные отношения между обучающимся и образовательным учреждением представляются более предпочтительными, чем существующие командно-административные. Наличие договорных отношений с родителями как одним из важнейших заказчиков и потребителей услуг школы, – необходимое условие перехода школы из режима функционирования в режим развития, наряду с изменением отношений с учредителями в направлении открытости и автономности. Договор позволит оптимизировать отношения в образовании, а также создать условия для защиты прав всех участников образовательного процесса.

Трехсторонняя сделка

Рассматриваемый договор является по своей сути трехсторонней сделкой. Одной из сторон, исполнителем услуг, является школа. Второй стороной – обучаемый (воспитанник), обладающий как гражданин рядом неотъемлемых прав. А третья сторона договора – родитель (законный представитель) обучаемого, также обладающий определенным законом объемом индивидуальных прав. Однако фактически свои подписи под договором ставят только два лица – школа и родитель, так как родители подписывают данный договор в интересах и от имени своих ограниченно дееспособных детей в связи с недостижением последними возраста, с которого лицо становится полностью дееспособным.

Письменная форма заключения договора оказания образовательных услуг предусмотрена в обязательном порядке лишь между родителями и ДОУ (п. 4 ст. 18 ФЗ «Об образовании», п. 3 Типового положения о ДОУ). В остальных случаях оказание услуг муниципальными ОУ обязательной письменной формой договора не предусмотрено. В соответствии с пунктом 61 Типового положения об общеобразовательном учреждении, уставом школы может быть предусмотрено заключение договора с родителями. Договор следует заключать, как правило, при приеме ребенка в школу на обучение.

Существенными условиями договора, согласно требованиям Типового положения об общеобразовательном учреждении, являются следующие:

* порядок медицинского обслуживания ребенка (п. 23);
* порядок организации питания обучаемого (п. 24);
* ведение образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и контрольными нормативами, указанными в лицензии (п.25);
* наполняемость классов, наличие групп продленного дня (п.п. 27–28);
* наполняемость класса при проведении занятий по иностранному языку и иным предметам на разных ступенях обучения (ч. 1 п. 31), трудовому обучению, физической культуре, по информатике и вычислительной технике, во время практических занятий по физике; программа обучения (ч. 1 п. 31);
* язык, на котором ведется обучение и воспитание (п. 37);
* наличие предметов, которые будут изучаться по выбору, обучение по различным профилям и направлениям (п. 35);
* порядок оказания платных образовательных услуг (п. 38, 39);
* порядок организации военной подготовки (п. 40);
* организация начальной профессиональной подготовки (п. 39).
* годовой календарный график обучения: начала и окончания учебного года, каникул (п. 42);
* норма часов, отводимых для изучения предметов (п. 42);
* норма учебной нагрузки обучающихся, которая не должна превышать норм предельно допустимых нагрузок, указанных в санитарно-гигиенических правилах и нормах (п. 42).

Условия договора

Существенным условием договора является также соглашение об итоговой аттестации
(п. 52). Оно касается двух договоров: на получение основного общего образования и получение полного общего образования.
Еще одно существенное условие договора – определение целей образования, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся в процессе и в результате освоения образовательной программы (п. 33, 34, 35).

– существенным условием договора является порядок промежуточной аттестации обучаемого;
– существенным условием договора между родителями и школой является порядок перевода обучающихся в следующий класс. Обстоятельства, при которых осуществляется перевод, должны быть исчерпывающе изложены в Уставе и договоре в соответствии с п. 51 Типового положения;
– определение формы обучения – существенное условие договора в соответствии со статьей 10 ФЗ «Об образовании».

Изменение и расторжение договора на образование

за совершение противоправных действий;
за грубые и неоднократные нарушения устава школы.

Причем для расторжения договора на основании грубых и неоднократных нарушений устава школы необходимо, чтобы исчерпывающий перечень грубых нарушений был приведен в уставе школы. В образовательном праве целесообразно неоднократным считать третье нарушение при условии, что предыдущие нарушения были расследованы и получили соответствующую оценку.

Читайте так же:  Скидки на поезда студентам

Договор на образование

Понятие, значение, заключение и стороны договора

Договор об образовании есть соглашение между образовательным учреждением и родителями (законными представителями), представляющими детей, об установлении, изменении и прекращении педагогических отношений. Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не отрегулированной Законом РФ «Об образовании», определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на образование соответствующего уровня. Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия в учреждении свободных мест. Прием в школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии для получения среднего (полного) общего образования производится по заявлениям поступающего на конкурсной основе. Условия конкурса, разработанные общеобразовательным учреждением, должны способствовать отбору наиболее подготовленных граждан к освоению программы III ступени образования и гарантировать соблюдение их прав на среднее (полное) общее образование. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Новеллы нового закона об образовании, часть 1

Здесь представлено разъяснение некоторых понятий, используемых в новом законе об образовании, а также что изменится в дошкольном образовании.

Надеюсь, вы уже познакомились с новым законом об образовании, и, конечно, обратили внимание на его новеллы. Остановимся на некоторых из них.

Как вас теперь называть?

В законе имеется специальная статья, разъясняющая основные понятия, используемые в данном документе, что обеспечивает их однозначное толкование. Вам это поможет более четко представлять, о чем и о ком идет речь. Обратим внимание на некоторые и поясним их. Например:

Обучающийся – это тот, кого мы называем сейчас учащийся, студент, аспирант, слушатель, курсант и т.д.

Образовательная организация – так теперь следует называть образовательные учреждения: детсады, школы, гимназии, лицеи, вузы, колледжи, внешкольные и др. учебные заведения. А еще есть организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Общее название всех, занимающихся образовательной деятельностью, — организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Инклюзивное образование – это, когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с обычными детьми.

Участники образовательных отношений – так теперь следует называть участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и их представителей, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Педагогический работник — это учитель, воспитатель, музыкальный работник, преподаватель, педагог дополнительного образования и т.д. , т.е. все те, кто состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.

Конфликт интересов педагогического работника. Такого понятия в законодательстве об образовании ранее не было, хотя конфликт интересов имел место, как объективная реальность. Это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Под определения «конфликт интересов педагогического работника» и «личная заинтересованность» попадает множество конкретных ситуаций, в которых педработник может оказаться в процессе исполнения им должностных обязанностей. Урегулированием конфликтов интересов, как правило, должны будут заниматься представитель администрации образовательной организациии и специально созданные для этого комиссии.

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования, регулируется федеральными государственными образовательными стандартами и является бесплатным. Какие- либо экзамены в детсаду не проводятся. Изданию приказа о зачислении ребенка в дошкольную образовательную организацию, созданную за счет средств физических и (или) юридических лиц, предшествует заключение договора об образовании.

Дошкольное образование может осуществляться в дошкольном учреждении и в форме семейного образования. Родители (законные представители), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в детсаду или консультационном пункте школы.

Согласно новому закону об образовании дошкольное образование отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Присмотр и уход за детьми становится платным. При этом отменяется ограничение, согласно которому родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, – 10%. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. При этом сохраняются нормы о компенсации части родительской платы. Предполагается, что малообеспеченные родители могут платить меньше или не платить вообще. От платы по-прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

Читайте так же:  Характеристика на руководителя с места работы (образец)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315
«Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

В соответствии с частью 10 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 30, ст. 4036), пунктом 14 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4437), и пунктом 5.2.29 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923, N 33, ст. 4386, N 37, ст. 4702), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую примерную форму договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 г. N 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2003 г., регистрационный N 4971).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 марта 2014 г.

Регистрационный N 31756

*(1) К организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(2) Заполняется в случае, если Заказчик является юридическим лицом.

*(3) Заполняется в случае, если на момент заключения Договора Обучающийся достиг возраста 14 лет.

*(4) Обучающемуся, не прошедшему итоговой аттестации или получившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также Обучающемуся, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность (часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).

*(5) Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

*(6) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст. 3439; N 43, ст. 4412; N 48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477.

*(7) Пункт 10 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4437).

*(8) Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 30, ст. 4036).

*(9) Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

*(10) Часть 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 30, ст. 4036).

*(11) Стороны по своему усмотрению вправе дополнить настоящий раздел иными условиями.

*(12) Заполняется в случае, если Обучающийся не является Заказчиком.

В связи с принятием нового Закона об образовании Правительством РФ были заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг. Для их предоставления оформляется договор.

На основании этого утверждена примерная форма договора об образовании по программам начального, основного и среднего общего образования.

Договор заключается в простой письменной форме. Указываются данные об исполнителе, заказчике, об обучающемся (соответствующая графа заполняется, если лицо достигло возраста 14 лет). Прописываются вид выдаваемого документа, срок обучения, условия оплаты и др.

Формы договоров об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, негосударственными организациями и ИП признаны утратившими силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2013 г. N 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 марта 2014 г.

Регистрационный N 31756

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 11 апреля 2014 г. N 83

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  2. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.

  3. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  5. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
Что такое договор об образовании с образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here