Фас встал на защиту торгов для нацпроектов

Все что нужно знать по теме: "Фас встал на защиту торгов для нацпроектов" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

ФАС встанет на защиту подрядчиков

Правительство РФ увеличило полномочия антимонопольного ведомства, обязав его сотрудников надзирать за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд (Постановление от 08.02.2007 № 83 «О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе»).

Расширение полномочий ФАС — мера ожидаемая, если не сказать запоздавшая. Прошло больше года с 01.01.2006, когда вступил в силу Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон). Он предусматривает, что за тем, как размещаются заказы для государственных и муниципальных нужд, должен надзирать государственный орган с обширными полномочиями.

По задумке авторов Закона, именно туда будут жаловаться на злоупотребления чиновников подрядчики, права которых были нарушены при проведении конкурса или аукциона на размещение госзаказа. И вот сейчас Правительство, вспомнив о принятом в 2005 г. Законе, решило наделить ФАС России соответствующими правами.

Госзаказ под присмотром

Итак, борцы с монополизмом будут контролировать законность размещения госзаказов во всех сферах экономики, кроме оборонки. Полномочия в этой области им предоставлены весьма обширные.

Должностные лица ФАС, обнаружившие нарушение законодательства о госзаказе, будут выдавать обязательные для исполнения предписания всем заказчикам (за исключением федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления), конкурсным, котировочным или аукционным комиссиям. Что касается тех ситуаций, когда заказчиками являются органы власти различных уровней, то ФАС сможет направлять им предложения об устранении нарушений Закона.

С антимонопольной службой заказчики должны будут согласовывать проведение закрытых конкурсов или аукционов (в случае размещения заказов, сведения о которых составляют государственную тайну), а также решения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (если конкурс или аукцион признан несостоявшимся).

Чиновники ФАС будут вести и реестр недобросовестных поставщиков, нарушивших условия контрактов, заключенных с государством, а также осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями законодательства о размещении заказов.

Изменения, внесенные в Положение о Федеральной антимонопольной службе, дают возможность подрядчикам, права которых были нарушены при размещении госзаказа, жаловаться в ФАС на действия и бездействие заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии.

Это выгодно подрядчикам по крайней мере по двум причинам.

Во-первых, должностные лица антимонопольного ведомства могут приостанавливать размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу. Так что, пока сотрудники антимонопольной службы будут проверять представленные аргументы, желанный заказ никуда не денется.

Во-вторых, если контракт с победителем конкурса или аукциона уже подписан, ФАС может самостоятельно обращаться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным. Таким образом, несправедливо обойденный на торгах подрядчик, обратившись с жалобой в ФАС, а не непосредственно в арбитражный суд, может переложить все хлопоты, связанные с ведением судебной тяжбы, на государство.

Грядут новые поправки

Между тем не исключено, что в скором времени Правительству вновь придется приводить свои нормативные акты в соответствие с изменившимся законодательством: Госдума 21.02.2007 в третьем, окончательном, чтении приняла Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты РФ».

Принятые поправки дают новые возможности организациям, размещающим госзаказы.

В частности, теперь, если заказчик досрочно расторг договор о размещении госзаказа с подрядчиком, который не исполнял свои обязанности, можно не проводить новые торги. Заказчик в этом случае вправе заключить контракт с участником размещения заказа, который занял на торгах «второе место» (подал заявку на участие в конкурсе, которой присвоен второй порядковый номер, или предложил предпоследнюю цену контракта на аукционе). Эта норма позволит сэкономить заказчикам время и бюджетные средства на размещение нового заказа.

Если до расторжения контракта подрядчик частично исполнил свои обязательства, при заключении нового соглашения количество поставляемого товара и цена контракта соответственно уменьшаются.

Также предусматривается, что ответственность за нарушение контракта о размещении госзаказа теперь должен нести не только заказчик, но и подрядчик. Так, в случае просрочки исполнения подрядчиком об