Искажение бухгалтерской отчетности ответственность

Все что нужно знать по теме: "Искажение бухгалтерской отчетности ответственность" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Бюджетная отчетность – важнейший документ, который формируется на основании информации из главной книги, регистров учета. Отображает информацию об имущественном и финансовом положении фирмы, об итогах ее деятельности. В рассматриваемом документе могут быть допущены искажения. За них на руководителя накладывается административная ответственность. Столь серьезная мера наказания связана с тем, что ошибки в бюджетной отчетности могут привести к принятию неверных решений.

Разновидности искажений бюджетной отчетности

Искажение бюджетной отчетности предполагает наличие ошибок в документе. Из-за них ранее объективная информация о состоянии компании перестает быть таковой. Различают следующие виды искажений:

  • Преднамеренное (сделанное в корыстных целях) и непреднамеренное. Последняя форма искажений может возникнуть вследствие различных ошибок, неверного отражения данных.
  • Существенные и несущественные. В первом случае ошибочные сведения могут привести к тому, что специалисты примут неверное решение или сделают неправильные выводы. Несущественные искажения никак не влияют на принятие решений.
  • Случайные и систематические. Первые предполагают однократное совершение операции и однократное отражение ее в бухучете, вторые – регулярное проведение процедуры и ее системное отражение.

Любые ошибки вне зависимости от уровня их существенности нужно исправлять.

Распространенные искажения

Рассмотрим наиболее распространенные искажения преднамеренного характера:

  • Манипуляция учетными записями. Сотрудник намеренно применяет ошибочные проводки или сторно для искажения отчетности.
  • Фальсификация бухгалтерских записей. При внесении данных в учет специалист пользуются подложной документацией.
  • Удаление итогов хозяйственной операции. Для уничтожения используется сторно.
  • Неполное отражение информации в учете. Неполное отражение сведений также является ошибкой.
  • Операции нетипичного характера. Предполагают отражение излишних или чрезмерных платежей.

Также в бюджетной отчетности могут быть допущены следующие ошибки:

  • В отчетности не отражены задолженности, которые есть у фирмы.
  • Имеются неоприходованные излишки материальных ценностей.
  • На балансе не отражено имущество, которое требуется для нужд компании.

Все приведенные искажения подразумевают наложение ответственности. При наличии серьезных ошибок возможна не только административная, но и уголовная ответственность.

Сокрытие кредиторской задолженности

За кредиторской задолженностью следят и внешние, и внутренние контролирующие органы. По этой причине скрывать долги не рекомендуется. Очень высока вероятность обнаружения этого правонарушения. Ревизоры выявляют кредиторку путем сверки сведений бюджетного учета с данными из платежных документов, регистров. Если обнаружатся расхождения, признается наличие искажения. Следующий шаг – определение умышленности допущения ошибки.

Как не допустить наложения административной ответственности? Бухгалтеру нужно сверить значения по субсчетам 302 (11-13, 62-63) с данными расчетных листов, платежных ведомостей, первичной документации. В процессе проверки контролирующие органы потребуют акты сверки взаиморасчетов, итоги обязательной инвентаризации.

ВАЖНО! Если бухгалтер допустил принятие обязательств по бюджету сверх установленных лимитов, он привлекается к ответственности сразу по двум статьям: 15.15.6 и 15.1510 КоАП РФ.

Нормативное регулирование правонарушения

Сотрудники и руководители компании несут ответственность за следующие ситуации:

  • Искажения отчетности умышленного и неумышленного характера.
  • Не приняты меры по профилактике ошибок.
  • Не приняты меры по устранению последствий ошибок.

Закон достаточно строг. Административное наказание ждет руководителя даже в том случае, если допущено искажение всего одного показателя.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенное искажение – это несоответствие сведений из отчетных форм и главной книги. Расхождения, как правило, выявляются в ходе контрольных мероприятий. В данном случае на должностных лиц накладывается ответственность на основании статьи 15.15.6 КоАП РФ. Рассмотрим конкретные примеры судебной практики:

  • Руководитель казенного субъекта привлечен к ответственности на основании того, что данные баланса и отчета не соответствуют информации, приведенной в главной книге. Подобные расхождения противоречат части 3 статьи 264.1 БК РФ. Руководитель пытался оспорить наличие умысла при совершении правонарушения, однако его доводы были опровергнуты. Соответствующее решение приведено в Постановлении Ивановского суда от 31 августа 2016 года.
  • В бюджетной отчетности неправильно приведена сумма кредиторского долга, не учтен аванс, направленный контрагенту. В ходе судебного заседания была доказана умышленность действий, а потому состав правонарушения сформирован на основании статьи 15.16 КоАП РФ. Решение по делу принимал Смоленский областной суд.

Лицо, на которое наложена ответственность, имеет право оспорить вердикт суда. Однако для оспаривания нужно подготовить аргументы. Как показывает судебная практика, фирмы обычно пытаются доказать малозначительность выявленного искажения. В статье 2.9 КоАП РФ указано, что суд может освободить руководителя от ответственности в случае, если удалось доказать малозначительность ошибки. Правонарушитель получает лишь устное замечание. Малозначительным считается искажение, в котором есть признаки правонарушения, но последствия ошибки минимальны. Малозначительным искажение не делают эти факторы:

  • Имущественное состояние фирмы.
  • Добровольное устранение ошибки.
  • Возмещение ущерба, если он был нанесен.

Однако эти факторы на основании частей 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ принимаются во внимание при назначении наказания. То есть если они имеют место, степень ответственности может быть уменьшена.

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Если контролирующие органы выявят искажения, правонарушению присваивается статья 15.15.6 КоАП РФ. Однако ее присвоение не обязательно свидетельствует о назначении административного наказания. Ответственность накладывается в зависимости от существенности ошибки. Административное наказание на основании статьи 15.15.6 КоАП устанавливается в следующих случаях:

  • Отчетность или не предоставлена вовсе, или предоставлена с нарушением сроков.
  • Существенное искажение фактов хозяйственной деятельности, что повлекло за собой принятие неверных решений.

На правонарушителя накладывается ответственность в размере 10 до 30 тысяч рублей.

К СВЕДЕНИЮ! 7 июня 2017 года был принят ФЗ №118, на основании которого статья 15.15.6 КоАП РФ начала распространяться на случаи неверного оформления документов и предоставления неправильной информации.

ВНИМАНИЕ! В 2016 году был внесен законопроект, увеличивающий степень ответственности за правонарушения в сфере бюджетного законодательства. В частности, отчетность считается недостоверной, если любое значение искажено более чем на 10%. Если допущен рассматриваемый уровень искажений, руководитель привлекается к административной ответственности.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Читайте так же:  Оформление договора задатка при приобретении недвижимости образец и ответственность сторон

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета

Обозначим ответственных

Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.

Пояснения к применению ответственности

В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.

Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет.

Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета.

В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?

По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.

А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.

В зависимости от категории проступка, санкции будут применяться к конкретному должностному лицу. Но важную роль играет документальное оформление обязанностей и полномочий.

Нарушения организации в бухучете

В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

Нарушения должностных лиц

С категориями проступков, за которые накажут компанию, разобрались. Теперь обозначим правонарушения, за которые предусмотрены штрафные санкции в отношении должностных лиц.

Все наказания можно разделить на три категории:

  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета — рассмотрим отдельно;
  • нарушение сроков сдачи или непредоставление бухотчетности в ИФНС;
  • непредоставление или несвоевременное предоставление бухотчетности в Росстат.

За несданный бухгалтерский баланс и приложения к нему ответственного работника, например главного бухгалтера, вправе оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Причем норматив применения санкций разный, несмотря на одинаковый размер штрафа. За несданный баланс в ИФНС применяют нормы ст. 15.6 КоАП РФ . В Росстат — статья 19.7 КоАП РФ . Причем наложение штрафных санкций не освобождает ответственного работника от обязанности сдать бухгалтерскую отчетность.

Контролеры, прежде чем взыскать ответственность за нарушение ведения бухгалтерского учета с должностного лица, запросят копии документов. Например, ИФНС требует прислать копию паспорта ответственного работника, а также приложить копию приказа о назначении на должность и должностные инструкции.

Грубые нарушения в бухучете

Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?

Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ . Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:

  • занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
  • искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
  • регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
  • подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
  • отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.

Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Как избежать наказаний за нарушения в ведении бухучета

Главбух и директор могут избежать штрафов от контролеров. Для этого требуется подтвердить документально, что:

  • предоставлена корректирующая декларация, расчет или иная отчетность;
  • сумма налога, сбора и взноса, не уплаченная из-за искажений учетных данных, полностью погашена перед бюджетом;
  • полностью уплачены пени за просрочку платежей по нарушениям и искажениям в бухгалтерском учете;
  • ошибка в бухгалтерском учете исправлена в установленном порядке до утверждения бухотчета, в том числе подготовлена пересмотренная бухгалтерская отчетность.

Пояснения относительно того, как определяется административная ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета, дал Минфин в отдельном Информационном сообщении от 07.04.2016 № ИС-учет-3.

Уголовная ответственность за финансовые нарушения

За искажение финансовой документации может наступить не только административная ответственность. В соответствии со статьей 172.1 УК РФ , за фальсификацию финансовой документации предусмотрено уголовное преследование.

Что признают фальсификацией? Это внесение заведомо ложных, неподтвержденных сведений о сделках, обязательствах, имуществе и активах компании. Такие искажения вносят с целью сокрытия признаков банкротства экономического субъекта, аннулирования лицензии либо назначения временной администрации.

Меры уголовного наказания за нарушения:

  • штраф от 300 000 до 1 000 000 рублей;
  • штраф в размере заработка, дохода осужденного за период от 2 до 4 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с отстранением от занимаемой должности до трех лет либо без такового;
  • лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет либо без такового.

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 («Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»).

Читайте так же:  Бизнес-план для получения субсидии

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 «О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности» приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).
Читайте так же:  Формы допуска к государственной тайне

Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

  • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
  • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.

Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

Недостоверная бухгалтерская и налоговая отчетность — ответственность бухгалтера

Статьей 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности, в отношении должностных лиц предусмотрена административная ответственность. В свою очередь, под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %, а также любой строки формы бухгалтерской отчётности не менее чем на 10 %. По данной статье к ответственности может быть привлечен как главный бухгалтер, так и руководитель юридического лица штрафом в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Так, если в компании есть главный бухгалтер, но отсутствуют доказательства, что между руководителем этой компании и главным бухгалтером были какие-либо разногласия по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по таким операциям были приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя компании, то ответственность, в первую очередь, административную, за искажение бухгалтерской отчётности и сумм начисленных налогов понесет главный бухгалтер. Те ошибки, которые главный бухгалтер допустил в отчетности до 10 апреля 2016 года, наказываются по прежним штрафам в размере от 2 000 до 3 000 рублей. За ошибки, допущенные главным бухгалтером начиная с 10 апреля 2016 года, предусмотрена следующая административная ответственность:

  • за первичное нарушение – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • за повторное нарушение в течение 1 года со дня первого нарушения – от 10 000 до 20 000 рублей, либо дисквалификация на от 1 года до 2-х лет;
  • искажение данных учета, вследствие чего произошло занижение суммы налога минимум на 10%;
  • искажение показателей бухгалтерской отчетности минимум на 10%;
  • в регистрах отражены операции не по всем счетам, а также отражены фиктивные операции;
  • отсутствует первичная бухгалтерская документация.

Бухгалтер может быть освобожден от ответственности в виде штрафа, в случаях:

  • своевременной подачи уточненной декларации и доплаты налога;
  • исправления ошибки в бухгалтерской отчетности до ее утверждения.

Ответственность главного бухгалтера за совершение налогового преступления – это целый комплекс неблагоприятных последствий, возникающих вследствие совершения данным лицом противоправного деяния в области налогового законодательства РФ. Поэтому, подавая документы в налоговый орган необходимо тщательно проверять и соблюдать установленные законом сроки для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности и не допускать ошибок. В противном случае, любая ошибка может быть истолкована налоговым органом, как намеренное действие.

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ статья 15.11 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15.11 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

Читайте так же:  Минимальный и максимальный размер пособия по безработице

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Информация об изменениях:

Статья 15.11 дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Ответственность за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

Ведение предпринимательской деятельности предполагает осуществление четкого контроля движения средств, денежных потоков, прибыли, расходов и прочих моментов, определяющих базу налогообложения. Нарушение правил ведения бухгалтерского учета приводит к значительному искажению действительной информации, которая отражает результаты деятельности ИП или юридического лица. Независимо от того, по какой причине допущен такой факт, при обнаружении его виновные лица привлекаются к ответственности. Мера наказания, вменяемая им, определяется Административным кодексом РФ и заключается в необходимости выплатить штраф.

Суть ошибок ведения бухучета

Нарушение законодательства, определяющего правила и нормы ведения учета, может осуществляться по следующим причинам:

  • Допущение ошибки в расчетах или халатность при выполнении непосредственных трудовых обязанностей;
  • Намеренное искажение действительных данных. Такое действие может быть связано с необходимостью скрыть какие-либо действия предпринимателя, идущие в разрез с законом. Чаще всего причиной подобного деяния является уменьшение базы налогообложения и, как следствие, уклонение от выплаты налогов.

Значение ошибки для привлечения к ответственности

Определяя возможность привлечения виновных к ответственности, исполнительные органы власти в первую очередь обращаются к определению нарушения правил бухучета. В соответствии с законодательными актами нарушением считается занижение, допущенное по причине искажения данных бухучета величин рассчитанных и начисленных сборов и налогов. Дополнительно к такому нарушению причисляют также искажение любой из строк или форм бухгалтерской отчетности.

Подобная формулировка подходит под большое количество ошибок, которые своевременно не обнаруживаются и становятся основой для определения базы налогообложения. В связи с этим был установлен определенный порог отклонений, начиная с которого уже может идти речь о привлечении к ответственности.

Привлечение к ответственности

Привлечение к ответственности и все дальнейшие действия по отношению к виновным лицам и организациям, определяются нормами, прописанными в статье 15.11 КоАП. В связи с тем, что такие ошибки, отраженные в бухгалтерской документации, влекут за собой и недостоверные сведения в налоговой отчетности, эти нарушения признаются идентичными и наказание за них будет аналогичным.

В качестве причин, повлекших за собой искажение действительных сведений о хозяйственной деятельности организации или предприятия, которые заключаются в намеренном и ненамеренном допущении ошибок, чаще всего приводят:

  • Неверное применение действующих норм и правил, диктуемых законодательством РФ;
  • Неверное использование или трактовка НПА, относящихся к бухгалтерии;
  • Неправильное использование имеющихся локальных актов предприятия;
  • Допущение неточности в вычислениях данных;
  • Неверная классификация и осуществление оценки хозяйственной деятельности предприятия;
  • Злой умысел руководителей или учредителей предприятия.

Виновным назначается мера наказания, которая заключается в выплате штрафа величиной от 2000 до 3000 рублей, но применяться она может исключительно к должностным лицам. Освобождение от ответственности допускается в случае:

  • Сдачи уточняющей декларации и выплате недоимки по налогообложению;
  • Исправления ошибки, если такое действие затронет и бухгалтерскую отчетность до момента ее утверждения.

Итак, правила ведения бухгалтерского учета в процессе осуществления предпринимательской деятельности должны полностью соблюдаться. В противном случае лица, виновные в допущенных ошибках, будут привлекаться к административной ответственности с возникновением необходимости выплаты штрафа.

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут — читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.
Читайте так же:  Страховые выплаты военнослужащим при травме, инвалидности или гибели

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

[2]

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

[3]

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Источники


  1. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  2. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Полезное в законодательстве:
Россельхознадзора от 23.09.2019 N ФС-АР-7/3066-7
Искажение бухгалтерской отчетности ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here