Как и в каких случаях устанавливается частный сервитут на земельный участок

Все что нужно знать по теме: "Как и в каких случаях устанавливается частный сервитут на земельный участок" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, — праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов — частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд — обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности — собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

[1]

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Читайте так же:  Карьерный рост юриста

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом — ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

В каких случаях возможно установление сервитута на земельный участок, и как его оформить? На каких основаниях сервитут может устанавливаться?

В сфере пользования земельными ресурсами возникают случаи, когда полноценное использование собственного земельного участка или осуществление иной хозяйственной деятельности невозможно без одновременного использования участка земли, находящегося в чужой собственности.

Для правового разрешения подобных противоречий существует особый юридический инструмент – сервитут. В каких случаях возможно установление сервитута на земельный участок, и что для этого необходимо?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Нормы права о сервитуте

ГК РФ определяет сервитут, как возможность в определенных границах и (или) условиях использовать земельный участок, принадлежащий другому лицу.

Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.

Сервитут находится в неразрывной связи с объектом недвижимости, на котором установлен, поэтому он:

  • сохраняется при изменении собственника участка;
  • не может являться предметом каких-либо сделок;
  • не может передаваться иным лицам.

Подробнее об определении сервитута в ГК РФ и земельном праве, читайте в этой статье.

Земельные споры. Видео-консультация на тему «Как правильно установить сервитут?»

Классификация и основания для установления

В зависимости от срока действия выделяют сервитуты:

Большего внимания удостаивается классификация, построенная на различии целей и оснований установления ограничения пользования участком. В этом случае сервитуты разделяют по регламенту на две группы:

Устанавливается ли сервитут на землю под домом и каковыми могут быть основания для установления сервитута, к примеру, на арендованный земельный участок? Сервитут может устанавливаться на граничащий земельный участок, а в исключительных ситуациях – и на иной участок, обладающий необходимыми характеристиками (участок, находящийся в аренде), и устанавливается в целях:

  • взведения, эксплуатации коммуникаций необходимых для снабжения электроэнергией и другими ресурсами;
  • проезда, подхода к изолированному владению и обеспечения прочих нужд.

В законе ниже оговаривается, какие земли могут использоваться без предоставления прав на них другим лицам.

Для применения этого вида ограничения прав собственников обязательно проведение общественных слушаний.

Основанием для возникновения публичного сервитута служит необходимость обеспечения общественных нужд с целью:

  • обеспечения подхода населения к водным объектам;
  • ремонта объектов инфраструктуры, выполнение дренажных работ;
  • необходимости размещения элементов для обозначения границ участков;
  • забора воды из водоемов;
  • прохода и выпаса животных, сенокоса;
  • охоты, рыболовства;
  • проведения различных исследовательских действий.

Более детально об основаниях и причинах установки сервитута читайте здесь, а об основаниях прекращения сервитута можно узнать в этой статье.

Оформление частного обременения

Как установить сервитут на земельный участок? Ограничение прав в форме сервитута может устанавливаться с помощью соглашения либо договора, заключаемого стороной, требующей установления сервитута с владельцем смежного участка, и должно пройти государственную регистрацию.

Как оформить сервитут на земельный участок? Для регистрации ограничения права в территориальный орган Росреестра необходимо предоставить следующие документы:

[3]

  • заявление, с которым может обратиться любой из субъектов договора;
  • квитанция об оплате пошлины (если сервитут устанавливается в интересах гражданина – 1500 рублей, юридических лиц – 6000 рублей);
  • правоустанавливающий документ на участок (если право на него не зарегистрировано в ЕГРП);
  • соглашение (3 экземпляра);
  • кадастровый паспорт (если обременяется конкретная часть недвижимого имущества);
  • заверенное нотариусом согласие остальных собственников земли (если она находится в общей собственности).

Порядок установления сервитута на земельный участок в данном случае сложнее. Исковое заявление подается в судебный орган по месту нахождения спорного имущества с обязательным соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

Истцу необходимо обосновать, что полноценное использование его имущества невозможно без обременения соседнего участка земли.

В этом случае в Росреестр предоставляются две копии судебного решения об установлении сервитута.

С какого момента вступает в силу сервитут в данном случае? С момента вступления в силу судебного решения.

Подробнее об установлении частного сервитута читайте в нашей статье.

Важно учитывать, что наложение сервитута на земельный участок – это исключительная мера, которую следует использовать, только когда отсутствуют другие возможности обеспечить интересы собственника земельного участка.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Думал — все твое, но тут наложили сервитут

Пра­во на соб­ствен­ность после реги­стра­ции прав соб­ствен­ни­ка в Госу­дар­ствен­ном Реест­ре счи­та­ет­ся неоспо­ри­мым фак­том, если сдел­ка меж­ду сто­ро­на­ми про­шла без нару­ше­ний зако­но­да­тель­ства. Купив квар­ти­ру или заго­род­ный дом вме­сте с земель­ным участ­ком, чело­век обыч­но уве­рен, что его покой соб­ствен­ни­ка оста­нет­ся незыб­ле­мым. Но суще­ству­ют сюр­при­зы земель­но­го зако­но­да­тель­ства, одним из кото­рых явля­ет­ся серви­тут на земель­ный уча­сток.

Сервитут на земельный участок — что это такое?

В сдел­ках с недви­жи­мо­стью обыч­но при­ни­ма­ют две сто­ро­ны, кото­рые юри­ди­че­ски оформ­ля­ют пере­ход прав соб­ствен­но­сти от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му.

Но к соб­ствен­но­сти земель­ной ино­гда име­ют при­ча­стие и тре­тьи лица, для кото­рых граж­дан­ский и земель­ный кодек­сы уста­нав­ли­ва­ют пра­во огра­ни­чен­но­го вла­де­ния на зем­лю в виде серви­ту­та.

Дадим опре­де­ле­ние про­стым язы­ком, что такое серви­тут, и когда его могут нало­жить.

Читайте так же:  Смета затрат на производство

Земля ваша — недра и коровы наши

Про­стой при­мер. Вы купи­ли зем­лю и постро­и­ли дом, но неожи­дан­но выяс­ни­лось, что на вашем ого­ро­де, воз­мож­но, есть нефть или обна­ру­же­ны древ­ние скиф­ские захо­ро­не­ния. А так как нед­ра и исто­ри­че­ские объ­ек­ты — это госу­дар­ствен­ное народ­ное досто­я­ние, на уча­сток будет немед­лен­но нало­жен серви­тут, при­едут архео­ло­ги и гео­ло­ги. Нет, дом и уча­сток никто не отни­мет, но жить при­дет­ся дол­го в атмо­сфе­ре гром­кой и сует­ной.

Рас­смот­рен­ный слу­чай, конеч­но, ред­кость, но вот более про­за­и­че­ские при­ме­ры.

  • Купи­ли дом с зем­лёй, ого­ро­ди­ли уча­сток, но ока­зы­ва­ет­ся, селяне искон­но про­во­ди­ли через него коров на паст­би­ще и про­сят сохра­нить для них это пра­во.
  • При раз­де­ле участ­ка неча­ян­но “заеха­ли” на чужую зем­лю, и сосе­ди тре­бу­ют про­ве­сти раз­ме­же­ва­ние.
  • Через вашу зем­лю реши­ли про­ве­сти газо­про­вод, уча­сток доро­ги, кана­ли­за­цию и т.д.
  • Кто-то захо­тел поохо­тить­ся в вашем лесу или поло­вить рыб­ку в вашем пру­ду.

При появ­ле­нии осно­ва­ний заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на, в роли кото­рой может высту­пить как госу­дар­ство, так и част­ные лица, име­ет пра­во ини­ци­и­ро­вать своё пра­во на серви­тут в судеб­ном поряд­ке.

Как оформить сервитут

Ини­ци­а­тив­ной сто­ро­ной все­гда высту­па­ют те, кто хочет уста­но­вить серви­тут. Пер­во­на­чаль­но этим лицам (как част­ным, так и госу­дар­ствен­ным орга­нам) необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к вла­дель­цу земель­но­го участ­ка.

Есть три спо­со­ба оформ­ле­ния земель­но­го обре­ме­не­ния:

  • Пер­вый (самый про­стой) — на осно­ве доб­ро­воль­но­го согла­ше­ния: в этом слу­чае мож­но сра­зу (само­сто­я­тель­но или при помо­щи про­фес­си­о­наль­ных юри­стов) соста­вить дого­вор на серви­тут и заре­ги­стри­ро­вать его в Росре­ест­ре.
  • Вто­рой спо­соб кон­фликт­ный — через суд:
    • заин­те­ре­со­ван­ное лицо, полу­чив отказ от соб­ствен­ни­ка, обра­ща­ет­ся с пре­тен­зи­ей в орга­ны муни­ци­паль­ной вла­сти;
    • рас­смот­рев жало­бу, адми­ни­стра­ция со сво­ей резо­лю­ци­ей пере­на­прав­ля­ет дело в суд;
    • судеб­ные орга­ны выно­сят поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное реше­ние;
    • если на серви­тут дано доб­ро, он реги­стри­ру­ет­ся в Росре­ест­ра и с это­го момен­та счи­та­ет­ся уста­нов­лен­ным.
  • Тре­тий спо­соб зако­но­да­тель­ный: госу­дар­ство ска­за­ло “надо”, про­ве­ло опро­сы насе­ле­ния, под­го­то­ви­ло зако­но­да­тель­ные акты и нор­ма­ти­вы — и серви­тут на зем­лю нало­жен, толь­ко и в этом слу­чае долж­ны быть оформ­ле­ны реги­стра­ция и подроб­ный кадаст­ро­вый план, демон­стри­ру­ю­щий гра­ни­цы участ­ка с обре­ме­не­ни­ем.

Документы для регистрации сервитута

Обре­ме­не­ние реги­стри­ру­ет­ся на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих доку­мен­тов:

  • пас­пор­та сто­рон;
  • заяв­ле­ние лица-ини­ци­а­то­ра;
  • сви­де­тель­ство пра­ва соб­ствен­но­сти на уча­сток;
  • доб­ро­воль­ное согла­ше­ние сто­рон или при­ну­ди­тель­ное поста­нов­ле­ние суда: в них ука­зы­ва­ет­ся осно­ва­ние и цели обре­ме­не­ния, сро­ки, оцен­ка серви­ту­та;
  • кадаст­ро­вый пас­порт с гра­ни­ца­ми участ­ка огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния;
  • доку­мент, под­твер­жда­ю­щий упла­ту пошли­ны.

Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация

Так как вла­де­лец участ­ка неиз­беж­но тер­пит обре­ме­не­ние, свои воз­мож­ные поте­ри от невоз­мож­но­сти поль­зо­вать­ся зем­лёй в пол­ной мере, он зара­нее оце­ни­ва­ет и ука­зы­ва­ет в дого­во­ре.

В оцен­ку вхо­дят:

  • издерж­ки, поне­сен­ные от обре­ме­не­ния (напри­мер, поте­ря части стро­е­ний или обо­ру­до­ва­ния);
  • умень­ше­ние ожи­да­е­мой при­бы­ли (раз­мер участ­ка умень­шил­ся, а зна­чит мень­шей будет выго­да);
  • убы­ток в сдел­ке из-за обре­ме­не­ния (вла­де­лец вынуж­ден про­дать зем­лю дешев­ле).

Пол­но­цен­ная оцен­ка воз­мож­на при част­ном серви­ту­те — при пуб­лич­ном серви­ту­те вопрос оста­ет­ся слож­ным: напри­мер, если дело госу­дар­ствен­ной важ­но­сти, вла­дель­цу участ­ка вряд ли запла­тят день­ги, но могут предо­ста­вить дру­гой земель­ный уча­сток.

Раз­ме­ры госу­дар­ствен­ной пошли­ны уста­нав­ли­ва­ют­ся:

  • 3000 руб. для физи­че­ских лиц;
  • 6000 — юри­ди­че­ских лиц и орга­ни­за­ций.

Ком­пен­са­ция за мате­ри­аль­ный и мораль­ный ущерб выпла­чи­ва­ет­ся соб­ствен­ни­ку, кото­рый сумел дока­зать, что усло­вия серви­ту­та были нару­ше­ны, и поте­ри от обре­ме­не­ния ока­за­лись боль­ше.

А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?

Огра­ни­чи­ва­ет пра­во соб­ствен­ни­ка воз­мож­ность нало­же­ния серви­ту­та по реше­нию суда на его земель­ный уча­сток по ини­ци­а­ти­ве дру­гих лиц или госу­дар­ства.

По зако­ну серви­тут мож­но уста­но­вить на любой земель­ный уча­сток (при нали­чии осно­ва­ний), так как зем­ля по сути — госу­дар­ствен­ное досто­я­ние, и пра­во соб­ствен­но­сти на ней доста­точ­но услов­но.

Спа­са­ет то, что в боль­шин­стве слу­ча­ев людям ред­ко при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с земель­ным бре­ме­нем в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в сво­ём заго­род­ном доме.

Но что делать, если соб­ствен­ник не согла­сен с реше­ни­ем суда уста­но­вить серви­тут или понёс убыт­ки, пре­вы­ша­ю­щие сум­му, ука­зан­ную в оцен­ке?

Что делать обиженному владельцу участка

Вла­де­лец земель­но­го участ­ка име­ет пра­во:

  • обжа­ло­вать реше­ние суда (но если резуль­тат обжа­ло­ва­ния оста­нет­ся отри­ца­тель­ным для соб­ствен­ни­ка, серви­тут все рав­но будет нало­жен);
  • потре­бо­вать снять серви­тут, обра­тив­шись в госу­дар­ствен­ные орга­ны, если у него появи­лись не преду­смот­рен­ные огра­ни­че­ния поль­зо­ва­ния зем­лёй;
  • предъ­явить иск, в кото­ром ука­зы­ва­ет­ся цена реаль­ных мате­ри­аль­ных и мораль­ных издер­жек;
  • потре­бо­вать заме­ны земель­но­го участ­ка на рав­но­цен­ный.

Сервитут не так уж страшен

Серви­тут на земель­ный уча­сток — ред­кое, хоть и не все­гда при­ят­ное явле­ние для соб­ствен­ни­ка. Но в боль­шин­стве слу­ча­ев, осо­бен­но в сёлах, согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся доб­ро­воль­но, и дело обхо­дит­ся без суда. Неред­ко соб­ствен­ни­кам зем­ли серви­тут выго­ден: они могут, напри­мер, поль­зо­вать­ся водо­про­во­дом, кана­ли­за­ци­ей, теле­фон­ной лини­ей сами, плюс полу­ча­ют день­ги за оформ­ле­ние обре­ме­не­ния. Так­же соб­ствен­ник, про­да­вая серви­тут на сво­ей зем­ле, напри­мер, на про­гон ско­та, может в свою оче­редь купить для себя пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния на чужих участ­ках: допу­стим, сбор фрук­тов в чужом саду или лов­лю рыб­ки в чьем-то пру­ду.

Что это такое: частный сервитут на земельный участок? Каким законодательством регламентируется порядок его установления?

Земельный сервитут — это сочетание прав и обязанностей двух владельцев земельных участков по отношению друг к другу.

Его суть заключается в том, что один из владельцев участка удовлетворяет право другого на пользование природными ресурсами и благами, произведенными обществом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Цель земельных отношений в системе сервитута

Частный сервитут на земельный участок: что это такое? Частный сервитут – это обременение владельца недвижимости обязанностями по предоставлению определенных прав владельцу другой недвижимости. Это понятие пришло в наши юридические отношения из римского права.

Читайте так же:  Профессия технолога — пищевой промышленности и других видов производств

В Древнем Риме под этим термином понималось получение выгоды владельцем земли. В наше время этот термин по-прежнему означает получение выгоды, но только за счёт пользования определенными благами, находящимися на участке соседа.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, у данного явления есть две цели – общественная и индивидуальная.

Их не надо путать с двумя его видами – публичным и частным. Общественная цель этого явления заключается в обеспечении принципа справедливости в системе пользования природными ресурсами.

Территория и земля являются одновременно и особой формой природных ресурсов, и вместилищем этих ресурсов. Земельные участки неоднородны и содержат разные блага.

Индивидуальная цель состоит в том, что бы получить юридическое право пользования благами участка другого владельца, компенсируя, таким образом, отсутствие этих благ на своем участке. Индивидуальная цель является частью и конкретной реализацией цели общественной.

Более детально о целях сервитута, процессе установки и использовании земель вы узнаете в этой статье.

Признаки и особенности

Деление сервитута на два вида – частный и публичный предусмотрено Земельным кодексом Российской федерации ( ст. 23 ). Оно основано на разделении прав государственной и муниципальной власти и всех остальных участников правовых отношений. О видах и понятиях сервтуа в ГК РФ и земельном праве мы рассказывали подробнее в этой статье.

Частная форма этой системы распространяется на имущественные взаимоотношения физических и юридических лиц, не являющихся представителями органов власти.

Не стоит путать обременение земли с договором залога или купли-продажи. Сервитут — это вариант вещного права, который существенно отличается от других видов обременений, например, залога. Если залог состоит в ограничении оборота недвижимости, то сервитут – в особенностях пользования землей.

Ни одна из форм обременения не может существовать отдельно от юридического права на недвижимость. В соответствии с этим правилом, земельное обременение не может быть продано, передано или заложено иначе как вместе с земельным участком.

Обеспечение права доступа может распространяться как на весь участок, так и только на его какую-то часть.

Основания возникновения

Частный земельный сервитут земельного участка устанавливается в виде договорных отношений по решению двух владельцев или по решению суда. Окончательно он становится частью права после того, как пройдёт процедуру утверждения в Росреестре.

Обычно необходимость в такой форме земельных отношений возникает при отсутствии возможности пользоваться определенными благами на своем участке.

Устная договоренность о предоставлении права пользования благами соседнего участка представляет собой народный вариант обременения, который, однако, не может считаться юридическим документом.

Возникновение частного сервитута возможно на следующих основаниях.

  1. При желании одного или двух владельцев земельных участков. Если один не согласен с желаниями другого, то проблему может решить только суд. Как написать исковое заявление и о других нюансах судебного процесса можно узнать здесь.
  2. Существование реальной и актуальной потребности в использовании благ, расположенных на соседнем участке.
  3. Отсутствие возможности удовлетворять потребности иным путем, кроме как эксплуатируя блага соседних участков. К понятию отсутствия возможности относится и слишком большие затраты на доступ к подобным ресурсам за пределами данного участка.
  4. Допуск к благам участка, на который предполагается установить обременение, не должно существенно снижать его полезные свойства.

Установление частного сервитута направлено на то, чтобы улучшить положение одного из владельцев участка. Однако при этом нельзя существенно ущемлять права владельца другого участка.

Примеры оснований установления обременений

Перечислить все примеры возникновения необходимости установления обременения невозможно. Земельные отношения в XXI веке становятся все сложнее. Чем активней распространяется частная собственность на землю, тем больше появляется оснований для установления всякого рода ограничений и обременений.

Обобщив все случаи установления земельных обременений, можно выделить главные.
  1. Обеспечение доступа к дорогам общего пользования. Оно может распространяться как на автомобильное, так и пешеходное пересечение обремененного участка. Особую актуальность приобретают такие взаимоотношения при переходе дорог в частную собственность.
  2. Право пользования любыми видами коммуникаций – от линий электроснабжения до водопровода и канализации.
  3. Обеспечение доступа к источникам воды и возможности пользоваться этим ресурсом.
  4. При разделе недвижимости, бывшей в общей собственности, обычно возникает необходимость в обеспечении доступа к жилым помещениям, коммуникациям и т.п.

Подробнее об основаниях для установления сервитута читайте в нашем материале.

[2]

Частный сервитут и порядок его установления

Прежде всего, необходимо договориться с соседом. Возможно, этого будет достаточно и договаривающимся сторонам останется только оформить свои намерения в Росреестре. Шаг этот следует сделать даже при всей безнадежности ситуации, поскольку суд может отказать в рассмотрении дела, если не предпринята попытка договориться в досудебном порядке.

Если удается избежать судебных разбирательств, то установление сервитута начинается с его регистрации в том органе Росреестра, который вправе заниматься этой территорией. Заявление об обременении подается заинтересованными лицами. Подробнее о регистрации сервитута читайте здесь.

К ним относятся договаривающиеся владельцы участков и их доверенные лица. В последнем случае необходима нотариально заверенная доверенность. Если данный вид земельных отношений устанавливается по решению суда, то регистрационные действия осуществляются в соответствии с требованиями приставов.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • квитанция об уплате пошлины;
  • свидетельства о праве собственности на земельные участки договаривающихся сторон;
  • договор об установлении нового права с подробным описанием его содержания (при рассмотрении в судебном порядке — решение суда);
  • план обременяемого земельного участка с отметкой расположения объекта и части участка, к которым необходимо обеспечить допуск.

Если обременение распространяется на всю территорию, то кадастровый план прилагать не нужно. При общей собственности на землю своё согласие на установление права доступа должны дать все собственники. Они могут подписаться под договором или дать отдельное письменное согласие на все нововведения, предусмотренные договором.

Все участники договора в срок не позднее 5 рабочих дней с момента регистрации нового права должны быть поставлены в известность об изменениях в своих правах на недвижимость.

Больше подробностей про договор сервитута можно узнать в этой статье.

В каких случаях договор теряет свою актуальность

Сервитут относится к вещному праву и является частью права на землю. Однако это не означает, что данное обременение может исчезнуть только вместе с самим участком. При определенных условиях от обременения можно избавиться, соблюдая те же процедуры, что и при его установлении.
Читайте так же:  Региональные налоги перечень

Временный сервитут прекращает свое действие с момента окончания срока, обговоренного в договоре. Однако возможно и досрочное его расторжение. Подробнее о временном и постоянном сервитуте читайте тут.

Это делается в том случае, если условия договора о праве доступа прекратили свое существование раньше оговоренного срока. При таких условиях договор может быть расторгнут по заявлению сторон, что и должно быть зарегистрировано в органах Росреестра.

Постоянный сервитут может быть прекращен по согласию сторон или по решению суда в следующих случаях.

  1. Изменения свойств объекта допуска. Например, пересыхание колодца, изменение русла реки, зарастание озера и т.п.
  2. Появления возможности удовлетворять потребности в обход обремененного участка. Например, завершено строительство дороги, к которой теперь можно пройти не через землю соседа.
  3. Изменения свойств участка, владелец которого был инициатором наложения обременения.

Возможные примеры такой ситуации:

  • проведение муниципального водопровода, что позволило при минимальных затратах обеспечить водой данный участок;
  • строительство дороги на частные пожертвования жителей жилого массива;
  • появление вблизи участка объектов, позволивших удовлетворять потребности в ресурсах и благах, не прибегая к возможностям обремененного участка.

О том, в каких случаях сервитут может быть прекращён, читайте в нашем материале.

При частном сервитуте снять обременение можно также по официально закрепленному согласию заинтересованных сторон. В одностороннем порядке это можно сделать только по решению суда. Такие изменения подлежат регистрации в Росреестре.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-51-36 (Москва)
+7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

Публичный сервитут. Власти смогут устанавливать его на частных землях в интересах компаний, которым нужно возвести линейные объекты

С сентября 2018 г. вступает в силу закон, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ). Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. «ЭЖ-Юрист» разбирается, в каких случаях будет возможен такой публичный сервитут, сколько времени потребуется на его установление, и заплатят ли что-нибудь правообладателям земельных участков.

Президент РФ подписал закон, в котором вводятся правила установления публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», далее — Закон № 341-ФЗ). Он вступит в силу с 01.09.2018.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

При рассмотрении закона еще на стадии проекта Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства дал отрицательное заключение (см. на сайте privlaw.ru). Помимо прочего, он отметил, что публичный сервитут в прежней редакции предоставляет равную для всех лиц возможность пользования земельным участком. В то же время в проекте речь шла о субъективном праве частной компании, а единственным элементом публичности являлось основание его возникновения и прекращения.

Случаи, когда возможен новый публичный сервитут

В Земельном кодексе вводится новая глава V.7 об установлении публичного сервитута в отдельных целях. Фактически публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т.п.). В частности, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в следующих целях:

размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) или строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок строительства, реконструкции, ремонта;

устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Процедура установления публичного сервитута

Определенная организация вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута. Это может быть субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры и некоторые другие. Уполномоченный орган власти подаст запрос в Росреестр, чтобы выявить правообладателей земельного участка, на котором требуется установить публичный сервитут, а затем известит их о возможном публичном сервитуте. Затем он должен принять решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении. Сроки зависят от цели установления публичного сервитута. Так, 20 дней со дня поступления ходатайства дается, если речь идет об устройстве пересечений дорог с железнодорожными путями общего пользования. Если в ходатайстве говорилось об установлении публичного сервитута в других целях, то срок для вынесения решения — 45 дней, но не ранее чем 30 дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута.

Читайте так же:  Как оплачивается учебный отпуск заочникам

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте;

обеспечить опубликование решения по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в Росреестр;

направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о правообладателях земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Публичный сервитут будет считаться установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Плата за публичный сервитут и убытки

При установлении публичного сервитута предусмотрена определенная плата. Так, плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год его использования.

Если публичный сервитут собираются установить в отношении частных земель, то плата определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ее размер определяется на дату, предшествующую не более чем на 30 дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Помимо платы за публичный сервитут, возмещению подлежат убытки, причиненные невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, а также иные убытки, причиненные правообладателю земельного участка в результате деятельности, осуществляемой обладателем публичного сервитута на земельном участке, включая убытки, причиненные повреждением имущества.

Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ направлено на воплощение подхода, в том числе успешно опробованного в международной практике, в соответствии с которым наиболее выгодным с точки зрения оформления прав на земельные участки для размещения большинства линейных объектов является установление публичного сервитута как результата принятия властного решения публичного субъекта. В первую очередь, введение данного института облегчит жизнь субъектам, обеспечивающим подачу электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и подключения к соответствующего вида ресурсам.

Проблема заключается в том, что пока прокладка линейного объекта осуществляется на публичных землях, проблем с обеспечением прав на землю лица, создающего объект инфраструктуры, не возникает. Сложности появляются, когда прокладка линейного объекта упирается в земельные участки, принадлежащие частным лицам, обойти которые не всегда представляется возможным или целесообразным.

Зачастую частные собственники не допускают третьих лиц к прокладке линейного объекта через их земельные участки. В отсутствие иного выхода лицо, создающее объект инфраструктуры, вынуждено обращаться в суд либо ходатайствовать о запуске процедуры изъятия земельных участков для целей обеспечения прокладки линейного объекта. Указанные обстоятельства существенным образом увеличивают сроки строительства и ведут к его удорожанию, к нарушению обязательств по обеспечению технического подключения к объектам энергетической инфраструктуры.

Законодатель предложил противоположный подход, который обеспечит возможность размещения линейных объектов на основании административного решения органа власти при условии учета интересов собственника земельного участка, обремененного публичным сервитутом, путем установления платы за публичный сервитут и компенсации всех убытков, возникших в результате его установления.

Стоит оговориться, что уже действующие нормы о сервитутах, закрепленные в законодательстве, не совсем подходят для указанных целей, поскольку в конечном итоге являются итогом частноправовых договоренностей сторон. Публичный же сервитут не является итогом частной договоренности, причем только в отношении конкретного земельного участка, а является властным указанием публичного субъекта, которым обеспечивается прохождение линейного объекта по протяженной территории, включающей множество земельных участков и неоформленных земель, что, в частности, выражается в упрощенном порядке оформления такого сервитута вне зависимости от точных границ участков или наличия зарегистрированных прав.

Введение института публичного сервитута позволит сократить сроки строительства линейных объектов, поскольку исключает необходимость достижения отдельных договоренностей об условиях прохождения линейного объекта по каждому конкретному участку с его правообладателем, а также позволит обеспечить прокладку линейных объектов без использования сложной и дорогой процедуры изъятия земельных участков. Тем более изъятие земельных участков экономически необоснованно по той причине, что не всегда наличие линейного объекта ведет к невозможности хозяйственного использования земельного участка по его назначению. Зачастую линейный объект и земельный участок могут использоваться параллельно — например, проложенная через земельный участок линия электропередачи в виде расположения на нем опорных столбов не блокирует возможность собственника продолжать эксплуатировать жилой дом и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях соблюдения баланса публичных и частных лиц сохраняет за правообладателями земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, полный комплекс мер защиты своих прав и законных интересов, в том числе требовать платы за установление сервитута, оспаривать решения об установлении сервитута, требовать изъятия земельного участка, а также требовать возмещения убытков.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.

  2. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
  4. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
Как и в каких случаях устанавливается частный сервитут на земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here