Мировая практика подоходного налогообложения

Все что нужно знать по теме: "Мировая практика подоходного налогообложения" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Мировая практика подоходного налогообложения

Налогообложение дохода граждан страны и нерезидентов позволяет своевременно и в необходимом объеме наполнять государственную и местную казну средствами. А потому подоходный налог, которым облагаются зарплаты, прибыль от коммерческой деятельности, сдачи имущества в аренду, обязателен к выплате. Подоходный налог в странах мира отличается процентной ставкой, способом уплаты и подачи отчетности.

Налогообложение доходов граждан Германии

Подоходный налог здесь действует в отношении резидентов (домициль – постоянное проживание на территории страны), а также тех, кто проживает более полугода в собственном жилье на территории Германии согласно законодательству 2015 года.

Базой по налогу выступает:

  • • доход, полученный непосредственно от работодателя, – пенсия, зарплата, премия, оклад, участие в деятельности юрлица;
  • прибыль самозанятых граждан – частичное партнерство, единоличное ведение коммерческой деятельности (чаще всего медицинская, юридическая бытовая сфера обслуживания);
  • инвестиционные доходы – проценты, дивиденды;
  • доход директора – аналогичен доходу самозанятого лица.

Подоходный налог (Einkommensteuer) в Германии обязателен к уплате. Источником может быть местное юрлицо или зарубежная компания. Однако для иностранных граждан, легально работающих и проживающих на территории страны, сделано исключение – они уплачивают подоходный налог только с поступлений внутри страны.

Используется прогрессивная шкала налоговых ставок:

  • доходы до 8004 евро в год налогом не облагаются;
  • от 8005 до 52881 евро – используется ставка в 14%;
  • когда доход за год находится в пределах 52882–250730, ставка равна 42%;
  • наибольшая ставка в 45% применима, если годовой доход превышает 250731 евро за 12 месяцев.

Налог может насчисляться на отдельного работающего гражданина или на общий доход семьи в целом. Так, нулевая ставка применима в том случае, если общий доход семьи не превышает 16009 евро в год.

Существуют и налоговые льготы. На них имеют право инвалиды, наемные рабочие преклонного возраста и так далее. Уменьшение размера налога возможно путем возмещения расходов на обучение в вузе. С 2014 года стало доступным возвращение части налога за счет учета расходов на страховку по уходу или медицинскую страховку. У сотрудников, имеющих несовершеннолетних детей, списывается (не облагается) 3775 евро.

Налог на доход в США

Подоходный налог в США – полностью забота граждан и владельцев Грин-карты. Расчет, уплату производят сами налогоплательщики. Проверку уплаты осуществляет специальный орган – служба внутренних доходов. Причем ею проверяется не более 2% всех деклараций. Тем не менее, налоги здесь платят исправно, поскольку наказание за уклонение – лишение свободы или огромный штраф.

Подоходный налог в США в 2015 году довольно разнообразен:

  • Федеральный налог. Определенная сумма налога списывается с зарплаты сотрудника компании. Размер зависит от уровня зарплаты и семейного статуса плательщика.
  • Налог с продаж. Прибыль от реализации обязательно учитывается государством, как база по налогу. Ставка – 3–7%. Освобождение имеют жители штатов Аляска, Делавэр, Орегон. Не облагается прибыль с продажи некоторых медпрепаратов.
  • Налог города и/или штата. По месту жительства плательщик обязан перечислять в казну около 3–10% от своего дохода. Эти деньги оседают «на местах».

Налог уменьшается на сумму вычетов, коих в США используется несколько:

  • Личное освобождение. Для холостяков база уменьшается на 3900 долларов в год.
  • Персональный вычет. Размер уменьшения базы стартует с 6000 долларов и увеличивается по количеству иждивенцев.
  • Особые вычеты. Применяются в том случае, если плательщик производит регулярные расходы – на ипотеку, детей, приобретение товаров для работы, медицинское обслуживание, потеря дивидендов, сдача жилья в аренду и многое другое.

Федеральный вид налога подсчитывается по прогрессивной шкале. Ставки колеблются в пределах 0–13%. Например, работодатель может перечислять налог в бюджет не с зарплаты сотрудника, а из собственного «кармана». Самозанятые лица обязательно уплачивают налог за себя, если это не полное партнерство.

Налог штата отчисляется в том случае, если плательщик выступает резидентом этого штата. В восьми штатах такой налог не взимается вовсе. В других он может рассчитываться по разным шкалам – прогрессивной или плоской. Ставка разнообразна – 3,07–13,3%.

Взимание подоходного налога в Беларуси

В РБ подоходный налог во многом схож с таковым в России образца 2015 года. Облагается им большинство видов доходов граждан и нерезидентов страны:

  • дивиденды (ставка 13%);
  • доходы, полученные в сфере высоких технологий (ставка 9%);
  • нотариальная, частная адвокатская и предпринимательская сфера деятельности (ставка 16%);
  • сдача в аренду недвижимого имущества при непревышении дохода 43660 тысяч рублей в год (ставка 13%);
  • прочие типы доходов – 13%.

Используются налоговые льготы (вычеты):


  • путевки на оздоровление ребенка;
  • доход менее 43600 тысяч рублей в год;
  • призы, подарки, матпомощь по месту трудоустройства;
  • помощь на детей-сирот и инвалидов.

Также в РБ в 2015 году применяются стандартные вычеты, предоставляемые семьям с детьми, инвалидам, героям СССР, участникам ВОВ и прочим льготным категориям граждан – плательщикам подоходного налога. Расходы на жилье, приобретенное по договору лизинга, также могут быть компенсированы с помощью вычета.

Подоходный налог является основным, наполняющим казну государства. Вне зависимости от ставок, системы взимания и законодательства, он подлежит обязательной уплате гражданами и нерезидентами страны, трудоустроенными на предприятиях или ведущими частное хозяйствование.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.1 Развитие теории налогообложения

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).

Читайте так же:  Проверка действительности и готовности паспорта на сайте фмс

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

  • налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
  • налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
  • никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
  • при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса, посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

[1]

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм — один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Читайте так же:  Форма заявления об уточнении платежа в налоговую

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон (р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

Электронная библиотека
Финансовый университет

Карточка Таблица RUSMARC

Дата создания записи: 05.02.2019

Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Актуальность для России зарубежного опыта налогообложения физических лиц

экономические науки

  • Трембач Ольга Валентиновна , студент
  • Финансовый Университет при Правительстве РФ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
  • БЮДЖЕТ

Похожие материалы

На сегодняшний день активно ведутся обсуждения о реформе налога на доходы физических лиц, которая позволит усилить фискальную функцию налога, а также достичь справедливости налогообложения. Первой ступенью для реализации реформы необходимо изучить опыт зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц.

Читайте так же:  Инвалидность после удаления матки

Рассматривая природу налога на доходы физических лиц, а также его влияние на социальную сферу, целесообразно обратить внимание на практический опыт в данной области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким индексом жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2014 г [1, с. 55].

Для проведения данного анализа взяты три страны, имеющие некоторые схожие черты в части подоходного налога: Норвегия, Швеция, США. Характерной особенностью налогообложения рассматриваемых стран выступает манипулирование ставками налогами, вычетами и другими элементами налога. Следующей характерной чертой является определение налоговой базы как совокупного дохода, что позволяет при расчете налоговой базы учитывать личные потребности налогоплательщика.

Также необходимо обратить внимание на высокий уровень налогового администрирования, который в настоящее время несопоставим с российским. В Швеции и Норвегии налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, поскольку имеют доступ ко всем данным налогоплательщика, необходимым для произведения расчета. В целях повышения уровня поступления налогов, со стороны налоговых властей, устанавливаются строгие штрафные санкции за неполную, несвоевременную уплату или уклонение. Однако применяются и поощрения в виде выплаты процентов за переплаченную сумму налога.

Опыт Швеции

Подоходный налог взимается с резидентов на центральном уровне и на уровне муниципалитетов. На центральном уровне обложению данным налогом подлежит только та часть дохода, которая превышает установленный в стране минимальный уровень. Резиденты обязаны уплачивать налог со всех доходов, независимо от их местонахождения, нерезиденты же уплачивают налог только с тех доходов, которые получены на территории данной страны.

Максимальная ставка подоходного налога наивысшая в мире и составляет 57% [6]. Несмотря на это, население платит налоги исправно. Это объясняется высокой социальной направленностью расходов государства, поскольку система налогов используется как эффективный регулятор перераспределения доходов населения. Необходимо учесть, что при практике налогообложения, которая существует в настоящий момент, лица, получающие наиболее высокие доходы, теряют большую их часть, в то время как родители-одиночки и люди пенсионного возраста получают из бюджета больше, чем отдают государству. Из этого следует, что система использования подоходного налога выступает в качестве мощного инструмента перераспределения доходов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как уже было сказано выше, налог в Швеции подразделяется на муниципальный и центральный. Ставки на центральном уровне устанавливаются в зависимости от размера дохода и варьируются от 31 до 57%, доход от капитала облагается по ставке 30% [6]. На местном уровне данный налог исчисляется по плоской шкале ставок и составляет от 28,89 до 34,17% в разных муниципалитетах. Система налогов Швеции предусматривает налоговые вычеты, представляющие собой затраты на получение дохода, который подлежит налогообложению. Кроме того, предметом уменьшения налогооблагаемой базы могут выступать взносы граждан на пенсионное обеспечение и медицинское страхование [2, c. 186].

Так же необходимо отметить уровень налогового администрирования. Каждый гражданин имеет свой ID, оформляющийся как расчетный счет и на котором отражаются все суммы, уплаченных налогов. На основании налоговой декларации уплачивается налог, заполняется налоговым органом, которые имеют доступ ко всем данным о доходах налогоплательщика. Налоговые органы исчисляют подлежащий уплате налог, налогоплательщик, в свою очередь либо подписывает декларацию, либо опровергает в вышестоящем органе информацию, которую она содержит. В случае обнаружения неуплаты или недоплаты налогов, законодательными органами страны предусмотрены крупные штрафы. А в случаях переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами.

Экономика Швеции выступает классическим примером смешанной экономики, в которой государство вмешивается в жизнь общества с целью обеспечения социальной защиты и стабильности. Наряду с этим, подоходный налог дает возможность в руках государства аккумулировать денежные средства и направлять их на реализацию социальной политики[2, c. 188].

Опыт Норвегии

В Норвегии характерной чертой обложения доходов физических лиц является дифференциация налоговых ставок, которая зависит от вида дохода: доход от акций, облигаций, совокупный доход, а также доход от инвестиций. Совокупный доход составляет заработную плату, дополнительные льготы, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности, проценты на капитал и суммы, возмещенные из фондов социального страхования. Индивидуальный доход может быть уменьшен на суммы фактических затрат, которые подтверждены документально, но не более чем на 20% [4].

Подоходный налог состоит из двух составляющих: государственный и муниципальный. Ставки по государственному налогу составляют от 28 до 51,3%, в зависимости от суммы и вида дохода. Ставки по муниципальному налогу в зависимости от суммы и группы доходов налогоплательщиков составляют 9,5 и 13,7%. Базовая ставка составляет 28%. Также, возможно применение персональной льготы, составляющая 47 150 норвежских крон в год для лиц, не состоящих в браке и 94300 крон в год для лиц, состоящих в барке, если супруг имеем доход менее 41 000 крон в год [4]. Налогоплательщики в Норвегии делается на две группы, первую группу составляют одинокие граждане, вторую – граждане, имеющие одного и более иждивенцев на своем содержании [2, с. 125].

В конце каждого года налогоплательщикам присылается бланк декларации о доходах. Налоговый инспектор проверяет декларации и происходит начисление суммы налога на основании сумм доходов. Далее сумма налога сообщается налогоплательщикам. Уклонение от уплаты налога является серьезным нарушением, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В Реестре населения каждый норвежец получает персональный номер. Для получения такого номера необходимо зарегистрироваться в местном отделении налогового ведомства, трудоустройство без персонального номера невозможно. Вся полная информация о начисленных и уплаченных суммах налога каждого налогоплательщика хранится на федеральном уровне, помимо деклараций и платежных документов содержит данные из других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы.

Читайте так же:  Как грамотно уволиться с работы – уходим, но не сжигаем мосты

Таким образом, в Норвегии наблюдаются высокие налоговые ставки при налогообложении физических лиц, дифференциация ставок по налогу, которая зависит от вида и суммы дохода, сложная система определения налоговой базы, а также высокий и жесткий уровень администрирования налогов, который позволяет одновременно и в полной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налога.

В настоящее время налоговая система не только обеспечивает денежными средствами государственный бюджет, но и выступает инструментом экономического регулирования. Наиболее значимым федеральным налогом выступает личный подоходный налог. В структуре доходов государства подоходный налог занимает около 40%. Он является самым крупным источником доходов федерального бюджета, составляет его основную часть и взимается подоходный налог с личных доходов населения, включая доходы от индивидуального бизнеса. Данный налог предполагает наличие необлагаемого минимума, скидок, личных расходов.

Налог может исчисляться как с совокупного дохода граждан, так и с совокупного семейного дохода. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы плательщика налога. К личным расходам можно отнести: транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах [2, c. 92]. В результате чего получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая ставка. Необлагаемый минимум составляет 4 тысячи долларов. Подоходный налог взимается по семиступенчатой схеме, границы ступеней зависят от статуса налогоплательщика, ставки налога носят прогрессивный характер. В настоящее время насчитывается семь налоговых ставок для разных категорий граждан, размер ставок варьируется от 10 до 39,6% [6].

Каждый имеет право на установление собственной налоговой ставки. Необходимо отметить, что подоходный налог выступает основным источником доходов бюджетов штатов. В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором был получен доход. Налоговая база в разных штатах может различаться, также существуют штаты, в которых не взимается подоходный налог.

В заключении можно сказать, что подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками, в сравнении с другими зарубежными странами, но наряду с этим достаточно сложной является система расчета налога. Подоходный налог призван не только обеспечивать бюджет доходами, но и выступает инструментом регулирования экономики.

Практика России

Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить в Российской практике подоходного налога, но внедрение их в налоговое законодательство должно осуществляться поэтапно. В настоящее время, переход к прогрессивной шкале ставок налога представляется возможным, однако нововведение стоит реализовывать постепенно. Целесообразно стоит начинать с установления необлагаемого минимума, который на начальных этапах данной реформы будет равен прожиточному минимуму. В дальнейшем необлагаемый минимум будет подлежать увеличению с параллельным установлением прогрессивных налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. В процессе реализации преобразований необходимо осуществление постоянного контроля статистических данных об уровне жизни граждан. При применении прогрессивных ставок стоит исходить из их размера, в целях избегания нарушений основного принципа налогообложения, а именно учета финансовых возможностей плательщика налога.

Параллельно с преобразованием шкалы ставок налога возможен переход к качественному уровню налогового администрирования. Целесообразно будет применение базы данных по примеру Швеции с ведением информации по каждому налогоплательщику, с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются иными органами власти. Данное нововведение позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Еще одним важным шагов будет являться внесение изменений в систему расчета налоговой базы.

На примере вышеупомянутых стран, налоговую базу предлагается рассчитывать как разницу сумм полученных доходов и расходов, которые совершались для получения дохода. Кроме этого, важной составляющей является полная перестройка системы вычетов по налогам, к примеру, увеличить их размер на основании текущей ситуации экономики. Управление налоговыми вычетами даст способность для реализации социальной функции. Мгновенное увеличение налоговых ставок на раннем этапе представляется невозможным, поскольку общество не заинтересовано в кардинальных переменах, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность [3, с. 92].

В дополнение может облагаться налогом совокупный доход семьи, это даст возможность учитывать личные потребности, а также финансовое положение каждого налогоплательщика, такого как содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Таким образом, регулирующую функцию налога возможно и необходимо использовать в налогообложении РФ, в особенности на современном этапе экономики России, где наблюдается стремительное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимизацией извлечения прибыли, а также замедленное развитие всех других отраслей. В какой-то степени это и влияет на заметный разрыв доходов населения, который необходимо сократить с помощью предстоящих реформ. На этапе реализации вышесказанной задачи целесообразно детально осуществить переход к задуманной системе подоходного налогообложения, опираясь на опыт зарубежных стран, а также на особенности экономики РФ и ее социальной сферы. Созданная система сможет обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Список литературы

  1. Доклад ООН. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. – М.: Весь Мир, 2014. – 236 с.
  2. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: монография. – М.: Палеотип, 2006. – 356 с.
  3. Калужский М.Л. Мониторинг социально-экономических противоречий / Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: Материалы Всеросс. научно-практич. конференции. – Омск: ИА “Курьер”, 1999. – С. 91-94.
  4. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  5. Министерство Финансов Норвегии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.regjeringen.no
  6. World Tax Rates 2014/2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.taxrates.cc

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Читайте так же:  Состав наследства - включение имущества

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Зарубежный опыт построения налоговых систем

Секция: Экономика

[2]

XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Зарубежный опыт построения налоговых систем

В настоящее время все налоговые системы зарубежных стран индивидуальны и обладают неповторимыми особенностями, которые были обусловлены историческими, политическими, социально-экономическими и иными условиями жизни общества. Стоит отметить, что экономическая составляющая государства находится в прямой зависимости от уровня и эффективности налогообложения. Следовательно, налоги являются важнейшим элементом перераспределения материальных благ в целях снижения социальной напряженности.

Прежде чем перейти к анализу налоговых систем некоторых зарубежных стран, необходимо указать характерные черты налоговой системы России [5, с.293]:

-наличие исчерпывающего перечня налогов и сборов;

-справедливость налогообложения населения;

-экономическая обоснованность ставки налога;

-недопущение дискриминации налогоплательщиков.

Рассматривая налоговую систему России, нужно отметить, что она основана на преобладании косвенного налогообложения и налогообложения физических лиц. Наибольшее значение косвенным налогам уделяется в США и странах Европы. К примеру, в Германии косвенное налогообложение составляет практически весь объем федерального налогообложения.

Налоговая система Франции отличается стабильностью перечня налогов, сборов. Ставки же периодически изменяются с учетом социально-экономической обстановки в стране. Стоит указать и иные особенности налоговой системы Франции:

-приоритет косвенных налогов над прямыми;

-широкие возможности применения вычетов, льгот;

-высокий размер взносов в фонды социального назначения.

Налоговая система Германии, самой экономически развитой по всем направлениям европейской страны, является трехуровневой (как и в России): уровень федерации, уровень земель (региональный), уровень общины (местный). Характерной чертой также является множественность налогов и сборов: их насчитывается более 50.

В Германии действует прогрессивная система налогообложения: чем выше доход гражданина, тем больше размер налоговой ставки. Также к признакам немецкой системы налогов и сборов можно отнести: исключение двойного налогообложения, неразглашение тайны личной жизни и коммерческой тайны [1, с.281]

В качестве примера успешной экономической политики в целом и налоговой системы в частности можно привести такую азиатскую страну, как Китай. Экономика Поднебесной с каждым годом повышает свой уровень, свою эффективность и очень скоро опередит Соединенные Штаты. Современная налоговая система Китая начала складываться в 1980-х гг., с середины 1990-х гг. начинают наблюдаться первые положительные моменты. Основными признаками являются:

-прогрессивная шкала налогообложения;

-налог на потребление — своеобразный НДС (ставка до 30% в зависимости от конкретного продукта);

-25 видов налогов;

-возможность уменьшения налога, понижения ставок, наличие специальных экономических зон с льготным налогообложением.

США по уровню ВВП стоит на первом месте среди всех стран мира, а значит, является самой экономически развитой страной в мире. Во многом экономическое благополучие является следствием грамотной налоговой политики. Характерными чертами налоговой системы США являются:

-прогрессивный характер в зависимости от объекта налогообложения;

-возможность штата вводить собственные налоги (собственная налоговая система внутри штата);

-обложение одинаковыми налогами на уровне федерации, штата и местными органами;

-преобладание прямого налогообложения над косвенным;

-около 70% налоговых отчислений налогоплательщиков поступает в федеральный бюджет.

Особое внимание необходимо уделить роли местных налогов и вопросу их распределения в соответствующий бюджет. Местные бюджеты России пополняются в основном (более 80%) за счет налога на доходы физически лиц. Федеральный бюджет пополняется на 50% от суммы налоговых отчислений, региональный — на 30%, местный — на 20% [2, с.29].

Местные бюджеты США, стран Европы играют гораздо более существенную роль в доле бюджета страны. Поступления от НДФЛ в США и Франции в полном объеме направляются в федеральный бюджет, в Германии — распределяются между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом земель (42,5%) и местным бюджетом (15%).

Особенностью системы налогов и сборов Франции является взимание налога на заработную плату (НДФЛ) исходя из годового фонда оплаты труда (ФОТ). Причем устанавливается прогрессивная шкала налогообложения в зависимости от годового размера ФОТ: от 4,5 до 13,5%.

В Великобритании также применяется прогрессивная шкала налогообложения при определении суммы отчислений в зависимости от дохода. При доходе £10,000 — £41, 865 процентная ставка составляет 20%, при £41,866 — £150,000 — 40%; если же сумма дохода превысит £150,000, то процент отчислений увеличится до 45%. Местные бюджеты составляют 70-90% бюджета всего Соединенного Королевства.

[3]

Налог на корпорации в Германии распределяется в бюджет федерации и бюджет земель их расчета 50/50. Общий размер налоговых поступлений в Германии перечисляется в размере 48% в федеральный бюджет, 34% — в бюджеты земель, 13% — в местные бюджеты, 5% — в фонд Европейского экономического сообщества [6, с.35].

В таблице 1 представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 1.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения)

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
  5. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Мировая практика подоходного налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here