Нарушение валютного законодательства

Все что нужно знать по теме: "Нарушение валютного законодательства" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Нарушение валютного законодательства

Иногда сталкиваешься с ситуациями, когда организации или предприниматели нарушают законодательство, даже не подозревая об этом. Недавно мы столкнулись со следующим: предприятие, торгующее в основном в розницу, продало жителю Казахстана стройматериалы и по его просьбе выписало ему накладную и счет-фактуру, да еще и с НДС (!) для провоза через границу.

Спустя месяц на предприятие пришел запрос из службы финансово-бюджетного надзора о предоставлении документов на проверку по валютной операции. Учтите, что, даже не осуществляя, как нам кажется, экспорта-импорта, мы можем нарушить валютное законодательство, а это может обойтись очень дорого.

Давайте разберем самые частые ошибки.

1) Осуществление наличных расчетов с нерезидентами российскими юридическими лицами (и предпринимателями, в силу ст.23 ГК РФ).

Российским предприятиям наличные рубли можно получать от нерезидентов только в случаях, если нерезиденты являются физическим лицами, и только по договорам розничной купли-продажи, а также при оказании нерезидентам-физикам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг.

Кроме этого можно производить наличные расчеты в рублях и иностранной валюте с нерезидентами (и физиками, и юриками) за обслуживание воздушных и морских судов иностранных государств.

Договор розничной купли-продажи может заключаться и в письменной форме, но в основном данный договор заключается устно. Устный договор розничной купли-продажи товаров считается заключенным с момента оплаты товара, что может подтверждаться выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего эту самую оплату товара.

Вообще говоря, на текущий момент разделение на опт и розницу для целей налогообложения происходит в зависимости от конечной цели приобретения товара- куда он дальше пойдет: на производство или личные нужды. Но так как в данном случае покупателем может быть только физическое лицо, то явно сделка будет розничной. Излишне говорить, что накладную, да еще и счет фактуру выставлять было нельзя. Достаточно было оформить товарный чек и, при необходимости, договор розничной купли продажи.

2) Осуществление наличных расчетов с нерезидентами российскими физическими лицами.

Российские физические лица (следовательно, и индивидуальные предприниматели) — резиденты также обязаны осуществлять валютные операции только через банковские счета в уполномоченных банках.

Поэтому им нельзя получать рубли, доллары и тугрики в подарок, дарить, получать или платить наличку за услуги, или материальные ценности от нерезидентов (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет).

В письме Федеральной таможенной службы от 10 января 2008 г. N 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» особо отмечается, что для того, чтобы признать резидента виновным в совершении запрещенной операции с нерезидентом, должно быть установлено, что резидент знал или должен был знать, что он осуществляет расчеты именно с нерезидентом.

Как будут выявлять счастливчика получившего в подарок денежки от нерезидента неясно. Так что совершенно непонятно, каким образом таможенные органы будут контролировать совершение вышеперечисленных запрещенных валютных операций физическими лицами — резидентами.

3) Экспортные сделки.

Представьте ситуацию: ваше предприятие заключило контракт на поставку товара за рубеж, а ваш партнер нарушил свои обязательства. Например, заплатил позже, заплатил меньшую сумму, а то и не заплатил вовсе. Думаете, вам стоит посочувствовать? А вот и нет, вас стоит еще и наказать за нарушение валютного законодательства!

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона 173-ФЗ от 10.12.2003 г. резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, должны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

За невыполнение данной обязанности п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера (!)суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Тут стоит посоветовать предусматривать в контракте реальные сроки, ну а если покупатель-нерезидент запаздывает с оплатой можно заключить дополнительное соглашение к договору. В том случае, если такое соглашение заключено до истечения первоначального срока оплаты товара, — событие правонарушения отсутствует.
Если же покупатель не хочет или не может оплатить поставку, то следует предпринять следующие меры: предъявить ему претензию, а после ответа на претензию (или истечения срока ответа) направить исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Обязательное принятие мер, направленных на «выбивание» долга контрагента является необходимым условием для подтверждения отсутствия вины экспортера в неполучении выручки на свои счета.

4) Импорт.

Если российское предприятие оплатило нерезиденту за поставку товаров (работ, услуг), а товары не были ввезены на территорию РФ и деньги не возвращены, то российский импортер несет ответственность, предусмотренную п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера (!) суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Однако российский резидент и в данном случае является пострадавшей стороной, и, если предпринять меры для подтверждения своего желания получить товар или хотя бы вернуть деньги , то к ответственности его не привлекут.

Подытожим, какие меры надо предпринять во избежание штрафов. Итак, на стадии преддоговорной подготовки следует выяснить через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежность и деловую репутацию. И, разумеется, экспортеру следует запастись документом, подтверждающим надежность и хорошую деловую репутацию партнера.

При заключении контракта в него следует внести такой способ обеспечения исполнения обязательств, который соответствует надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.).

И когда обязательство контрагентом не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, необходимо предъявить ему претензию, а после ответа на претензию или истечения срока ответа подать исковое заявление в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.

Читайте так же:  Состав наследства - включение имущества

Мы поможем вашему бизнесу!

© 2010 – 2019 ООО «АФ «Урал-Аудит» —
аудиторские и бухгалтерские услуги

Нарушение валютного законодательства

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 194-ФЗ)

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

[2]

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 140-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 140-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 315-ФЗ.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 238-ФЗ.

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 212-ФЗ)

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

5.1. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 311-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

Читайте так же:  Правильное составление жалобы на соседей

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.4 в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 60-ФЗ)

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 350-ФЗ)

(часть 6.5 введена Федеральным законом от 30.03.2015 N 60-ФЗ)

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 236-ФЗ)

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 312-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 30-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

6. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 настоящей статьи, при возврате в Российскую Федерацию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

(п. 6 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 30-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

Валютное право

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Согласно положениям ст. 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  1. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  2. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, резидент обязан обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Читайте так же:  Как повышают рождаемость в германии

Следует помнить, что срок возврата денежных средств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

Таким образом, в измененной ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет.

Кроме того, в УК РФ введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Статья 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Эта статья — новелла российского уголовного права. Она введена законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» 2013 г.

Объективная сторона данного преступления выражена в следующих действиях: совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

При решении вопроса о возможной квалификации деяний и по ст. 193, 193.1 УК РФ, и по ст. 173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившем крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ. Вместе с тем схема перевода денег за пределы РФ посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой «фирмы», так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.

По общему правилу, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ).

Однако по ст. 193, 193.1 УК РФ расследование может производиться также сотрудниками органа, выявившего эти преступления. Зачастую признаки деяния по ст. 193, 193.1 УК РФ выявляются органами ФТС России. При наличии признаков преступления по ст. 193, 193.1 УК РФ органы ФТС России вправе возбудить уголовное дело и в течение десяти суток произвести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган ФТС России может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, органы ФТС России обязаны принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» введена также ст. 200.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, в российское законодательство начинает проникать термин «денежные инструменты», неизвестный пока валютному законодательству.

Под денежными инструментами в целях ст. 200.1 УК РФ понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Ответственность за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, могут быть привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность связана с признанием совершенных сделок недействительными. Это возможно, в частности, при несоответствии сделки требованиям актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, либо в случае совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки (в случае исполнения сделки обеими сторонами) в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.

Читайте так же:  Прибыль и чистая прибыль в чем разница

При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

В силу общего запрета на валютные операции между резидентами и наличия закрытого перечня разрешенных валютных операций между указанными лицами, в числе которых значатся расчеты по денежным обязательствам только в магазинах беспошлинной торговли, расчеты при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках, а также по операциям с уполномоченными банками (ст. 9 Закона о валютном регулировании) возникает вопрос о правомерности выражения в договоре денежного обязательства в иностранной валюте без указания о его оплате в рублях (п. 2 ст. 317 ГК РФ).

По этому поводу Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что если договором предусмотрено, что денежное обязательство выражается и оплачивается в иностранной валюте, однако в силу валютного законодательства данное обязательство не может быть исполнено в иностранной валюте, то такое договорное условие суду также следует рассматривать как предусмотренное п. 2 ст. 317 ГК РФ, если только при толковании договора суд не придет к выводу, что стороны имели намерение не только выражать, но и исполнять денежное обязательство, основанное на данном договоре, также в иностранной валюте. При этом признание судом недействительным условия договора, в котором денежное обязательство выражено в иностранной валюте, не влечет признания недействительным договора в целом, если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условрш (ст. 180 ГК РФ) [20].

Вместе с тем если в ходе исполнения договора будет совершена валютная операция (сделка), противоречащая нормам валютного законодательства, то она будет являться ничтожной (ст. 168, 169 ГК РФ) с взысканием в доход государства всего полученного по сделке (при применении последствий недействительности, предусмотренных ст. 169 ГК РФ). Следовательно, заключение договора с нарушением валютного законодательства не влечет признание его недействительным и применение последствий недействительности, предусмотренных § 2 гл. 9 ГК РФ. Последнее возможно только при исполнении договора, которое выражается в совершении валютной операции (сделки), противоречащей нормам валютного законодательства.

Административная ответственность за нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно указанной статье:

осуществление незаконных валютных операций, т. е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридические лица в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1);

[3]

нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридические лица — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2);

невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридические лица в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4);

невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, несказанные услуги либо за непередан-ные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридические лица в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию (ч. 5);

несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридические лица — от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 6);

нарушение порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; на юридические лица — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7).

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 1, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осушествляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования составляет один год со дня совершения правонарушения.

Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, наделены должностные лица органов и агентов валютного контроля. В соответствии со ст. 28.8 протокол об административном правонарушении должен быть направлен в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) в течение трех суток с момента составления.

В соответствии с ч. I ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарущениях, предусмотренных ст. 15.25, рассматривают органы валютного контроля. От имени указанных органов рассматривать дела вправе:

руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Читайте так же:  Какие льготы положены пенсионерам мвд

Уголовная ответственностьза нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 193 УК РФ за невозвращение в крупном размере [21] из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Особенности привлечения к ответственности уполномоченных банков установлены указанием Банка России от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» (в ред. от 15 июня 2004 г.)^. В случае нарушения уполномоченным банком федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности за проведение валютных операций клиентов без обосновывающих документов, к уполномоченному банку может быть применена мера воздействия в виде ограничения проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Данное ограничение может распространяться на права банка совершать сделки:

а) по купле иностранной валюты от своего имени и за свой

б) по продаже иностранной валюты от своего имени и за

в) по купле иностранной валюты по поручению своих клиен

тов (включая кредитные организации);

г) по продаже иностранной валюты по поручению своих

клиентов (включая кредитные организации).

Ограничение проведения операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах на биржевом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сроком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком. Указанное ограничение вводится предписанием Банка России либо его территориального учреждения. В случае неоднократного применения к уполномоченному банку мер, предусмотренных указанием № 500-У, Банк России вправе отозвать у него лицензию на осуществление банковских операций.

Помимо названных особенностей уполномоченные банки могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка совершения валютных операций по основаниям, указанным в ст. 74 Закона о Банке России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10034 —

| 7499 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Нарушение валютного законодательства

Главами 2 и 3 Закона от 10.12.2003 установлены основные правила в части валютного регулирования. В их числе ограничения и запреты, направленные на:

  • предотвращение истощения золотовалютных резервов;
  • сильной волатильности (скачков) курса рубля;
  • стабильное состояние платежного баланса страны и др.

Неисполнение этих правил влечет ответственность. В России за нарушение валютного законодательства установлены штрафы, а за отдельные виды уголовных правонарушений (преступлений) ответственность вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Рассмотрим виды ответственности более подробно.

[1]

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

  • операции в валюте других государств вне уполномоченных банков;
  • ненаправление или нарушение срока направления резидентом сообщения о счете или вкладе в банке другого государства;
  • нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  • невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  • нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  • рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Рассмотрим для примера две ситуации.

Ситуация первая. Организация выдала иностранным работникам заработную плату, минуя банковский счет в уполномоченном банке. Подобные действия нарушают запрет, установленный ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003, и влекут ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление АС ВСО от 25.08.2016 по делу N А78-1056/2016 ).

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90 ).

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Источники


  1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  2. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  5. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
Нарушение валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here