Новые правила по охране труда на автомобильном транспорте

Все что нужно знать по теме: "Новые правила по охране труда на автомобильном транспорте" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Обновлены правила охраны труда на автомобильном транспорте

illpax / Shutterstock.com

Минтруд России утвердил новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте (далее – Правила). Документом расширен перечень вредных и опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств, теперь в него включены физические и нервно-психические перегрузки (приказ Минтруда России от 6 февраля 2018 г. № 59н).

Помимо этого обновленными Правилами утверждена форма наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью, в которой будут в обязательном порядке указываться:

  • наименование организации;
  • содержание, характеристика, место производства и объем работ;
  • наименование должности, фамилия, инициалы и подпись лица, выдавшего наряд;
  • информация об инструктаже по охране труда (наименования или номера инструкций, по которым он проведен, а также состав лиц, его проводивших;
  • информация об оформлении ежедневного допуска к производству работ (время начала и окончания работы в часах и минутах).

Уточняется, что указанный наряд-допуск будет оформляться в двух экземплярах: по одному для производителя работ и допускающего к ним. А если допускающий к работам не будет участвовать в проведении работ, второй экземпляр наряда-допуска будет оставаться у работника, выдавшего наряд-допуск.

Документ вступит в силу 28 сентября, после чего действующие Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте перестанут применяться.

Трудовые отношения

Новые правила по охране труда на автомобильном транспорте

Приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н утверждены Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее: Правила). Требования Правил обязательны для исполнения всеми работодателями, не зависимо от их организационно-правовых форм, при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.

Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

В соответствии с Правилами работодатель обязан обеспечить:

1) эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств (далее — эксплуатация транспортных средств) в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

2) обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

3) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

Документом расширен перечень вредных и опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств, теперь в него включены физические и нервно-психические перегрузки.

Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для хранения транспортных средств:

— высота помещений для хранения транспортных средств и высота над рампами и проездами должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, подлежащего хранению в помещении, но не менее 2 м;

— высота проходов на путях эвакуации работников должна быть не менее 2 м.

— полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть нескользкими, стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны не менее 1% для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы;

— полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно обеспечивать свободное и безопасное открывание дверей кабин транспортных средств.

Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее — наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами.

[1]

В приложении к Правилам приведён рекомендуемый образец наряда-допуска.

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

Ужесточены требования охраны труда при проверке технического состояния транспортных средств и их агрегатов:

— при проверке транспортного средства в тёмное время суток и его осмотра снизу на осмотровой площадке или подъёмнике следует использовать переносные электрические светильники напряжением не выше 50 В, защищённые от механических повреждений, или электрический фонарь с автономным питанием;

— испытательные (обкаточные) стенды должны обеспечивать надёжность крепления обкатываемых агрегатов, гидросистем, плотность и герметичность трубопроводов, подводящих топливо, масло, охлаждающую жидкость и отводящих отработавшие газы;

— испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу проводятся на площадках, размеры которых должны исключать возможность наезда транспортного средства на работников и сооружения в случае неисправности тормозов;

— для регулировки тормозов транспортное средство должно быть остановлено, двигатель выключен. Пускать двигатель и трогать транспортное средство с места после регулировки тормозов разрешается только после того, как водитель убедится, что работники, производившие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.

Просим работодателей города, деятельность которых связанна с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом транспортных средств, организовать изучение вводимых Правил по охране труда на автомобильном транспорте и принять меры по обеспечению безопасности работников.

В связи с введением нового нормативного акта с 28.09.2018, напоминаем о необходимости пересмотра и внесения изменений в инструкции по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, в программы обучения для работников, а также о проведении внепланового инструктажа по охране труда на рабочем месте, внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников соответствующих профессий.

Читайте так же:  Как написать заявление в суд об отмене заочного решения, вступившего в законную силу


2015 www.admsurgut.ru
Администрация города Сургута
628400, г. Сургут, ул. Энгельса, 8 [email protected]

Информационное наполнение и сопровождение:
управление документационного и информационного обеспечения
Позвонить в пресс-центр
Написать в пресс-центр
Подписка
Для СМИ

Все материалы портала доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0

Особенности охраны труда на автомобильном транспорте

Труд работников транспортной сферы и его охрана находятся под пристальным вниманием законодателя и регламентируются рядом правовых актов, обязательных для исполнения. Прежде всего, следует говорить о ТК РФ и его главе 51, полностью посвященной регулированию трудовых отношений работников транспорта. Существующие нормативы по охране труда на автотранспорте закреплены ныне действующими Межотраслевыми правилами (ПОТ) Минтруда РФ от 12.05.2003 г., постановление №28.

Приказом этого же Министерства от 06-02-18 г. №59н с 27.09.18 г. вводятся новые правила, регламентирующие указанную сферу. Важным документом является «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса №15 от 20-08-04 г), регламентирующее время труда и отдыха водителей.

Трудовой кодекс

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

Законодатель подчеркивает необходимость соблюдения дисциплины гражданами, чьи обязанности связаны непосредственно с вождением ТС, имея в виду, что дисциплина труда является основой его безопасности.

Особенности режима труда и отдыха

Для описания общих положений ТК РФ Минтрансом разработан документ, утвержденный приказом №15 от 20-08-04 г. — «Положение об особенностях режима водителей», в котором говорится:

  • нормальная рабочая смена водителя не должна превышать 8 часов;
  • при ведении суммированного учета – не более 10 часов;
  • сверхурочно – не более 12 часов, при необходимости доехать до стоянки для отдыха;
  • если по условиям работы продолжительность смены выше 12 часов, необходимы 2 водителя в рейсе и спальное место в автомобиле для одного из них и т.д.

Межотраслевые правила

Межотраслевые правила (ПОТ РМ-027-2003) сейчас еще действуют. Они относятся к работе:

  • АТП;
  • транспортных цехов (ТЦ);
  • СТОА, станций шиномонтажа;
  • гаражей, стоянок;
  • ИП, осуществляющих перевозки людей и грузов.
  • проведение работ;
  • состояние единиц транспорта;
  • состояние помещений;
  • состояние оборудования;
  • режим безопасности работ, проведение инструктажей и т.д.

Новые правила

Работа автотранспорта и его техобслуживание – сфера действия новых Правил, которые с 27 сентября этого года придут на смену Межотраслевым. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою работу в автотранспортной отрасли, будут обязаны руководствоваться новым документом. При этом напольный колесный транспорт, работа которого осуществляется внутри территории, новыми правилами не затронут (погрузчики, кары, грузовые телеги). Документ состоит из 7 разделов, в которых подробно описаны новые требования. Даны ссылки на связанные нормативные акты. Пример: при упоминании работ с применением грузоподъемных машин и механизмов дается ссылка на «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

[2]

В документе речь идет:

  • о вредных факторах труда: загазованности (запыленности), пониженной (повышенной) температуре воздуха и оборудования, шумах, вибрациях, влажности, плохой освещенности, вплоть до нервно-психических нагрузок работника;
  • о правилах и периодичности прохождения инструктажей;
  • об обязательных медосмотрах;
  • о запрещении женского труда и несовершеннолетних — на опасных участках;
  • о средствах индивидуальной защиты сотрудников;
  • о дополнительных оплачиваемых перерывах в холодное время года;
  • о внешнем освещении производственных площадей, и т.д.

Много внимания уделено ОТ на участках техобслуживания авто и сходных по назначению территориях. Так, кузнечный и сварочный участки должны иметь половое покрытие из несгораемых материалов. ОТ на стоянке или в гараже предполагает, что он расположен отдельно от других помещений, производственного характера и имеет водяной сток. Сварочные, кузнечные, покрасочные и подобные им работы на территории гаража или стоянки запрещены. Спецтранспорт для перевозки горючего хранится отдельно от других машин.

На заметку. Помимо указанных нормативных актов, существуют документы, регламентирующие некоторые специфические сферы оказания транспортных услуг, например, Правила по охране труда на городском электротранспорте (действуют с 20-04-17 г.), транспортных средств на пневмоходу (в действии с 01-10-02 г.), Правила РЖД относительно перевозки собственных сотрудников (в действии с 01-02-16 г.).

Нарушения и последствия

Гражданским кодексом предусмотрены крупные штрафы для нарушителей. Так, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение нормативных требований ОТ в общем случае можно подвергнуть штрафу:

  • ответственных лиц организации (и ИП) – в размере 2-5 тыс. руб.;
  • организацию как юр. лицо – 50-80 тыс. руб.

Далее, в связи с особенностями нарушений, штрафы могут возрастать. Так, если трудовой инспектор при проверке обнаружит отсутствие инструкции по охране труда, то на организацию может быть наложен первичный штраф в размере от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб., а в дальнейшем при игнорировании требований контролирующего органа возможно наложение штрафа повторно: от 100 до 200 тыс. руб. на организацию и несколько ниже – на ИП. При неуплате штрафов дело может быть передано в суд. Кроме того, полномочиями контролирующего органа деятельность нарушителя может быть приостановлена.

Согласно ст. 11.32 КоАП РФ за нарушения при проведении медосмотров могут последовать штрафные санкции:

  • на физ. лиц — в размере до 1,5 тыс. руб;
  • на ответственных лиц — 2-3 тыс. руб.;
  • на юр. лиц — 30-50 тыс. руб.

При этом предприниматели приравниваются к организациям.

На заметку. На основании нормативных документов издаются типовые инструкции для работников автотранспорта (водителей и других специалистов), где обязанности и ответственность обозначены более подробно. В связи с изменениями действующего законодательства могут последовать и их изменения. Об этом необходимо помнить лицам, ответственным за безопасность труда в транспортной организации.

[3]

Вступили в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте!

Информируем Вас, о том, что новые правила по охране труда на автомобильном транспорте начинали действовать с 27 сентября 2018 года!

Читайте так же:  О льготах лицам, служившим на ядерных полигонах

Контроль проверки компаний возложен на транспортную и трудовые инспекции.

Если при проверке выяснится, что с участниками не проводили обучение по охране труда, организацию оштрафуют до 130 000 рублей и 50 000 рублей за каждого не обученного сотрудника.

Приказом Минтруда России от 06.02.2018 №59н постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» утратили силу с 27 сентября 2018 г.

Весь процесс от обучения до получения новых документов — за 1 день!

  1. ФИО, дата рождения
  2. Должность обучающегося
  3. Наименование организации на имя которой делаем удостоверение

В чем отличие от прежних Правил 2003 года:

Новые правила охраны труда на транспорте отличаются следующими требованиями к работодателю:

Что нужно изменить в работе уже сейчас:

До момента вступления новых Правил в силу, т.е. в срок до 27 сентября 2018 года, каждому работодателю нужно запланировать и провести следующие мероприятия:

  • Разработать и утвердить ИОТ, пересмотреть программы вводного, первичного инструктажа на рабочем месте.
  • Провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по охране труда по новым программам не позже 27 сентября 2018 года. Это определено пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка № 1/29.
  • Запланировать повышение квалификации водителей.

Если с проверкой знаний запоздать, то инспектор выявит, что работника допустили к управлению ТС без проверки знаний новых правил. Сложилась судебная практика, при которой судья считает, что, «исходя из положений ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, состав правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности каждого из работников» (решение по делу № 7-5928/16, 6 июня 2016 года, Московский городской суд).

У работников должно остаться время для подготовки к экзамену. Внеочередной экзамен на знание новых правил следует провести в комиссии организации. В новых Правилах №59н установили новое требование – знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому служба по охране труда должна внести эти сведения в программу вводного инструктажа по ОТ. Следует показать новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислить СИЗ со сроками носки.

Новые правила №59н требуют, чтобы во время первичного инструктажа работника обучили не только применению выданных СИЗ, а также и средств коллективной защиты. Нужно внести эту информацию в программу обучения по ОТ.

Режим труда и отдыха водителей.

В правилах № 59н полностью исключен раздел «Режим труда и отдыха». Режимы труда и отдыха водителей на автотранспортном предприятии должны быть установлены ПВТР в соответствии с Положением от 20 августа 2004 г. № 15. Чтобы не нарушить режим, применяют показания тахографа, табелей, путевых листов. Также внесены изменения и в организацию отдыха водителей.

В частности, исключен пункт об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта при численности штата свыше 300 человек, требования о наличии медпункта при численности работающих до 300 человек, о площади комнаты для предрейсового медосмотра, о гигиенических душах и отдельных курительных комнатах для женщин. Также исключены требования к комнате отдыха по площади, о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т.п. Все эти требования перечислены в СанПиН, а дублирование в разных источниках права не допускается.

Работодатель не должен забывать, что предрейсовый медосмотр, контроль ТС и специальные инструктажи по БДД входят в рабочее время. Запрещена ночевка водителя в кабине автомобиля. Несмотря на то, что большегрузные автомобили (фуры) оснащены кроватью за водительским сиденьем, ночевать в машине нельзя. Это спальное место предназначено для кратковременного отдыха сменщика, если в рейс направлен экипаж водителей. Если смена заканчивается не по месту жительства водителя, работодатель обеспечивает ночлег в месте отдыха, оборудованного по правилам жилого найма.

Новые правила по охране труда на автомобильном транспорте

Актуальная новость для руководителей и специалистов организаций, в которых есть автомобильный транспорт — обновились правила по охране труда на автомобильном транспорте.

Минтруд России утвердил новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте (далее – Правила). Документом расширен перечень вредных и опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств, теперь в него включены физические и нервно-психические перегрузки (приказ Минтруда России от 6 февраля 2018 г. № 59н).

Правила по охране труда на автомобильном транспорте, устанавливающие государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.

Правила не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.

Согласно приказу Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н новые правила по охране труда на автомобильном транспорте вступают в силу 27 сентября 2018 года, а действующие на данный момент межотраслевые правила, утверждённые постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. № 28, соответственно, утрачивают законную силу и больше не применяются.

Помимо этого обновленными Правилами утверждена форма наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью, в которой будут в обязательном порядке указываться:

  • наименование организации;
  • содержание, характеристика, место производства и объем работ;
  • наименование должности, фамилия, инициалы и подпись лица, выдавшего наряд;
  • информация об инструктаже по охране труда (наименования или номера инструкций, по которым он проведен, а также состав лиц, его проводивших;
  • информация об оформлении ежедневного допуска к производству работ (время начала и окончания работы в часах и минутах).

Уточняется, что указанный наряд-допуск будет оформляться в двух экземплярах: по одному для производителя работ и допускающего к ним. А если допускающий к работам не будет участвовать в проведении работ, второй экземпляр наряда-допуска будет оставаться у работника, выдавшего наряд-допуск.

Читайте так же:  Приказ о снятии дисциплинарного взыскания (образец)

Скачать и подробнее ознакомиться с новыми правилами можно по ссылке ниже.

Правила по охране труда на автомобильном транспорте скачать.

С 9 апреля 2019 г. вступают в силу Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта

С 9 апреля 2019 г. вступают в силу Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, которые устанавливают требования к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колесного промышленного транспорта (авто и электропогрузчики, электроштабелеры, ричтраки, авто и электрокары, вагонетки). А также промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры, рольганги и транспортеры, пневмо- и трубопроводный транспорт), используемого при осуществлении внутризаводских производственных процессов.

Правила не отменяют, но заменяют собой действие сразу двух ПОТ: при эксплуатации внутризаводского транспорта от 07.07.1999 № 18 РМ-008-99 и при эксплуатации конвейерного транспорта непрерывного действия от 17.06.2003 № 36 029-2003.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в новых правилах указано, что эксплуатация автомобильного и железнодорожного транспорта, используемого при осуществлении транспортных операций между производственными подразделениями организации, проводится согласно правилам безопасности дорожного движения. Правила № 553н не распространяются на транспорт, выезжающий на дороги общего пользования. В этом случае работодателю необходимо руководствоваться новыми правилами по ОТ на автотранспорте № 59.

Правила № 553н были зарегистрированы в Минюсте 8 октября 2018 за № 52353, что делает их приоритетными перед ПОТ РМ-008-99 и правилами по ОТ при эксплуатации конвейерного транспорта непрерывного действия № 029-2003.

Новые Межотраслевые правила по ОТ на автотранспорте

28 сентября 2018 года вступят в силу новые «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», они заменили Межотраслевые правила от 12 мая 2003 г.

Обратите внимание, правила не распространяются на работников использующих автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки внутри эксплуатируемых территорий.

В правилах описаны:

  • Требования охраны труда, предъявленные к организации выполнения работ Требования охраны труда, предъявленные к производственным территориям и организации рабочих мест
  • Требования охраны труда, предъявленные к осуществлению производственных процессов
  • Требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств
  • Требования охраны труда, предъявляемые к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В приложении к Правилам включен Наряд-допуск на работы с повышенной опасностью. Наряд-допуск будет оформляться в двух экземплярах: по одному для производителя работ и допускающего к ним. Скачать тут Наряд допуск

Не забудьте откорректировать ваши инструкции по охране труда в соответствии с новыми Правилами по охране труда на автомобильном транспорте.

Новые правила по охране труда на автотранспорте начали действовать

С конца сентября вступает в действие приказ Минтруда России от 6 февраля 2018 г. № 59н, содержащий обновленные Межотраслевые правила. Новые правила охраны труда на автотранспорте будут распространятся на:

  • Эксплуатацию автотранспорта.
  • Техническое обслуживание транспорта.
  • Ремонт СТ.
  • Проверкю технического состояния транспорта.

В случае нарушения новых правил работодатели привлекаются к ответственности в виде штрафных санкций и предупреждений.

В новых правилах существенно расширен список вредных и опасных факторов на производстве.

  • Острые края инструментов.
  • Могущие упасть предметы.
  • Переутомление и физические перегрузки в процессе работы.
  • Нервные и психические перегрузки сотрудников.

Вредные и опасные факты рекомендуется полностью исключить, по меньшей мере, снизить риски возникновения опасных ситуаций и поражения работников.

В условиях воздействия вредных факторов сотрудники в обязательном порядке должны быть в полном объеме обеспечены соответствующими средствами защиты.

Так же внесены изменения в порядок оформления наряда-допуска.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте

Статьи по теме

Настоящая редакция «Правил по охране труда на автомобильном транспорте» действует с 30 июня 2003 года. Сегодня мы представим Вашему вниманию текст Правил, а также дадим их краткое изложение.

Из этой статьи вы узнаете:

  • об области применения Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте;
  • об опасных и вредных производственных факторах, действующих на работников автомобильного транспорта;
  • о требованиях охраны труда по различным аспектам производственного процесса;
  • о требованиях к применению средств защиты работников;
  • о требованиях к профессиональному отбору, обучению и проверке знаний по охране труда работников.

Правила по охране труда на автомобильном транспорте 2019

Скачайте документы из статьи:

Автотранспортная отрасль представляет собой сферу, которая может нести угрозу для жизни и здоровья. Во время дорожного движения водитель отвечает не только за свою безопасность, но и за пассажиров, и за других участников движения.

Пренебрежение положениями по охране труда ведет к повышению риска производственного травматизма.

Рассматриваемые Правила охватывают достаточно широкий круг вопросов, начиная от требований для различных помещений (бытовых и производственных) до порядка труда и отдыха сотрудников. Описаны также параметры технического состояния автомобилей и оборудования.

Важность Правил сложно переоценить, а их применение обязательно для всех организаций, держащих на балансе автомобили, причем независимо от количества единиц транспорта, будь то федеральная транспортная компания или индивидуальный предприниматель, единолично перевозящий грузы или пассажиров.

Общие положения

Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте были приняты Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте». В силу они вступили только в последних числах июня 2003 года.

Применять Правила компании обязаны лишь в той части, которая относится к данному работодателю. К примеру, ИП никто не заставит содержать собственные помещения для ремонта, обслуживанию и стоянки авто.

Рассматриваемые Правила разработаны на основании Трудового Кодекса и № 181-ФЗ, который к настоящему моменту уже утратил свою силу. После его отмены ТК РФ был дополнен соответствующими статьями.

Область применения Правил

Правила по охране труда на автомобильном транспорте действуют на всей территории Российской Федерации. Применение их обязательно не только для компаний, зарегистрированных на нашей территории, но и для иностранных агентов, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Правила охватывают не весь перечень вопросов по ОТ. Так, права и обязанности как сотрудников, так и нанимателей отражены в ТК РФ.

Читайте так же:  Пенсии жителям оккупированных территорий

Данный же документ распространяется на компании, занимающиеся непосредственно грузоперевозками, а также и на организации, осуществляющие ремонт и обслуживание машин и сопутствующего оборудования, предоставляющие услуги по размещению транспорта на стоянку. Исключением не являются и индивидуальные предприниматели.

На основании рассматриваемого нормативного документа работодатель должен разрабатывать положения по ОТ.

Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников автомобильного транспорта

Как и в других отраслях экономики, на транспорте на некоторые категории работников действуют вредные (опасные) факторы. Однако специфика этих факторов вытекает из специфики отрасли. В первую очередь работа на транспорте сопряжена с контактом с движущимися механизмами.

Требования охраны труда работников при организации и проведении работ

Прежде всего, межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте предусматривают порядок организации ремонтных работ автомобилей. Так, предъявляются требования не только к оснащению пункта обслуживания, но и к физическому состоянию поступающих машин. Они не должны быть загрязнены, т.е. допускаются к обслуживанию только чистые автомобили (очищенные от снега и грязи).

Проводить обслуживание “абы где” тоже не допускается. Места ремонта и диагностики должны быть надлежащим образом подготовлены и оснащены. Работникам полагаются средства защиты и исправные средства труда.

Правила устанавливают запрет на работы без соблюдения правил ОТ.

Не допускается работа без лежака под транспортом, не допускается работа на движущихся агрегатах, без надлежащего закрепления и т.д. Подробнее о запретах в процессе работы Вы можете почитать в п. 2.1.1.19 Правил.

Требования к производственным и санитарно-бытовым помещениям, производственным площадкам и пунктам заправки для обеспечения охраны труда работников

Требования к данным помещениям и местам подробно описываются в разделах 3-5 Правил. Для всех вышеназванных помещений применяются требования и других нормативных актов РФ. Установлен минимальный размер производственных помещений, чтобы избежать скапливания в них выхлопных газов до предельной концентрации.

Если расчетные значения превышают допустимые, то помещение относится к категории А. В таких гаражах запрещается хранение и использование высоко горючих и самовоспламеняющихся материалов.

Независимо от назначения площадей, не допускается захламление проходов для оптимальных условий при эвакуации в случае пожара и другой ЧС. Вновь возводимые помещения сразу оборудуются автоматическими системами для тушения пожара.

Уровень шума, вибрации, запыленности и загазованности должен соответствовать гигиеническим нормам.

Для особо опасных работ и работ с воздействием вредных факторов стоит предусматривать отдельные помещения.

Особому контролю подвергаются процедуры хранения и заправки машин топливом (п. 5.2 Правил).

Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств

Правилами установлены требования к порядку эксплуатации ТС и к их техническому состоянию. Допускается выпуск в работу только исправных ТС, прошедших необходимое ТО.

Техническое состояние, оборудование и укомплектованность транспортных средств любого типа и назначения должно соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

Только работники, назначенные приказом и имеющие квалификационное удостоверение, допускаются к управлению автотранспортным средством на территории предприятия

Установлены обязанности работодателя по выпуску на линию технически исправных и укомплектованных транспортных средств, а также по информированию водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Требования к производственному оборудованию, его размещению и оснащению рабочих мест, а также по электробезопасности

Все применяемое оборудование и инструмент должны быть сертифицированы в соответствии с российским законодательством. На каждое помещение необходимо разработать технологические планировки, в которых отразить размещение установленного оборудования. Стационарные станки располагаются только на фундаментах и крепятся к ним.

Опасные места огораживаются.

Эксплуатация электрооборудования допускается только под надзором ответственного лица. Сотрудники, осуществляющие работу на данных станках, должны быть соответствующим образом обучены. Периодически проводятся испытания и профилактические работы.

Требования к применению средств защиты работников

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) выдаются сотрудникам за счет работодателя в тех случаях, когда труд без них сопряжен с опасностью для трудящегося.

Объем СИЗ определяется индивидуально для каждого рабочего процесса, а закупаемые СИЗ должны отвечать установленным требованиям (сертифицированы).

Также предусмотрена чистка загрязненной спецодежды не реже чем 1 раз в 10 дней и выдача чистящих средств для очистки загрязнений с тела работника.

Требования к профессиональному отбору, обучению и проверке знаний по охране труда работников

В ходе профессионального отбора должна определяться профессиональная, психологическая и физическая пригодность соискателя к выполнению работ.

Сотрудников предприятия следует обучать безопасным навыкам трудовой деятельности в ходе всех видов инструктажей, как то первичный, вводный, периодический, внеплановый, целевой, которые проводятся в установленном порядке. Обучение работников по ОТ – это обязанность работодателя, также как и проверка полученных ими знаний.

Соответствующие требования утверждены в главе 10 Правил.

Новые правила по охране труда

Новые Правила зарегистрированы в Минюсте, следовательно, государственный инспектор труда в предписании отныне будет ссылаться на их требования. Количество административных наказаний ГИТ увеличится, и организации будут вынуждены выделять больше средств на приведение состояния промышленного транспорта, территории и производственных помещений в соответствие с новыми установленными требованиями. Также, исходя из пункта 20 Правил, государственный инспектор труда имеет право в предписании указать пункты из Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утверждены приказом Минтруда от 2 июня 2016 №310н).

Логическим продолжением вступления в силу правил по охране труда на транспорте, является утверждение новых Правил по охране труда в морских и речных портах. Правила вступят в силу 3 июля, сейчас у работодателей есть время подготовиться и провести внеочередные мероприятия. Правила обязаны соблюдать предприятия, которые организуют и выполняют погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах (приказ Минтруда от 21.01.2019 № 30н). Также требования относятся к работодателям, которые обеспечивают перегрузочные процессы, перевозку работников по территории портов и акватории судами портового флота.

Работодатели обязаны разработать и утвердить инструкции по охране труда для всех профессий и видов портовых работ, а так же обеспечить:

  • безопасность работ в портах и исправность оборудования и оснастки;
  • обучение и проверку знаний работников требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

В соответствии с правилами, при работах в портах на работников могут воздействовать ряд опасных и вредных производственных факторов, следовательно, работодатели обязаны принимать меры, направленные на снижение данных факторов до приемлемого уровня или полное исключение их воздействия на работников.

Читайте так же:  Как правильно оформить договор аванса при купле-продаже квартиры

Согласно пунктам 8 и 9 правил, в зависимости от специфики своей деятельности, работодатель может устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ в портах, не противоречащие Правилам и улучшающие условия труда работников.

Дополнительно, в правилах имеются ссылки на другие правила и нормы:

  1. Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автомобильных гаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта должны проводиться с учетом:
    • Правил по охране труда на автомобильном транспорте;
    • Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;
    • Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
  2. Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов — с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам.

Правила по охране труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03–96 и Правила по охране труда при выполнении перегрузочных работ в речных портах ПОТ РО-00030171-99 не отменили, и они продолжают действовать. При этом оштрафовать за их неисполнение ГИТ не может. Все старые правила можно применять как рекомендации в части, которая не противоречит новым правилам.

В завершение направления охраны труда на транспорте, 25 августа 2019 года вступили в силу новые Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 29 декабря 2018 года № 860н. Документ прошёл регистрацию в Минюсте РФ и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Требования новых Правил обязательны для исполнения:

  • работодателями — юридическими лицами и ИП (владельцами железнодорожного подвижного состава);
  • организациями железнодорожного транспорта общего пользования независимо от их организационно-правовых форм, выполняющими работы (оказывающими услуги), связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава;
  • также могут применяться в организациях железнодорожного транспорта необщего пользования, включая владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владеющих железнодорожным подвижным составом, а также при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозки по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею разной ширины.

Правилами установлены требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, включающего:

  • локомотивы;
  • моторвагонный подвижной состав;
  • высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;
  • специальный железнодорожный подвижной состав;
  • пассажирские вагоны локомотивной тяги и грузовые вагоны;
  • иной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозок и функционирования инфраструктуры.

Для организаций пищевой отрасти, 16 мая вступили в силу изменения в Правила по охране труда при производстве отдельных видов пищевой промышленности (приказ Минтруда от 23.01.2019 № 32н), в которых установлены новые требования для площадок обслуживания технологического оборудования, которые находятся на высоте 0,5 м и выше, и лестницам к ним. Исключили пункты с требованиями к полам и дверям производственных помещений. В этих вопросах теперь используйте Правила по охране труда при размещении технологического оборудования (приказ Минтруда от 23.06.2016 № 310н).

Работодателям, деятельность которых регулируется требованиями данных Правил следует:

  • обеспечить требуемую высоту и ширину настилов и площадок;
  • проверить размеры ступеней и перил лестниц.

В соответствии с приказом Минтруда от 20.12.2018 № 826н, 29.01.2019 года вступили в силу изменения в Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями. В изменениях указано, что ручной инструмент нужно привести в соответствие с техническими регламентами ТР ТС 010/2011 и ТР ТС 004/2011 и содержать его в исправном состоянии. Инструкции по безопасному использованию ручного инструмента не должны противоречить требованиям перечисленных техрегламентов.

Работодателям необходимо организовать:

  • проверку наличия деклараций на инструменты;
  • разработку инструкций по безопасному использованию инструмента согласно руководству по эксплуатации и техрегламентам.

Не обошли внимание Минтруда и Правила по охране труда в строительстве. С 29 января требование приостанавливать работы в случае опасности отменили (приказ Минтруда от 20.12.2018 № 826н). Но установили, что при совместных работах работодатели обязаны обеспечить безопасность своих работников согласно акту-допуску и графику совместных работ. Конкретизировали термины «стройплощадка», «грузоподъемный механизм», «средства подмащивания».

Теперь правила по охране труда в строительстве распространяются на работы под воздействием сжатого воздуха.

На основании внесённых изменений в правила, работодателям необходимо:

  • утвердить в организации перечень требований к подрядным организациям;
  • внести дополнительные требования в договоры строительного подряда;
  • пересмотреть регламент совместных работ на территории строительного объекта.

Правила по охране труда при работе на высоте также подверглись изменениям. Дополнены требования по организации проведения работ над поверхностными водными объектами. Также указано, что эксплуатировать лестницы после монтажа можно после проведения соответствующих испытаний. При работах на плоских и скатных крышах необходимо применять Правила по охране труда в строительстве (приказ Минтруда от 20.12.2018 № 826н).

  • При проведении работ на высоте на плоских и скатных крышах в наряде-допуске указывайте требования Правил № 336н.
  • Обеспечить работников спасательными плавсредствами при работах над поверхностными водными объектами с береговой линией или расстоянием ближе двух метров до нее.
Видео (кликните для воспроизведения).

Получить консультацию по новым правилам по охране труда работодатели могут на бесплатных семинарах Экспертно-аналитического центра «Технологии труда».

Источники


  1. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

  2. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  3. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  5. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
Новые правила по охране труда на автомобильном транспорте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here