Ограничения использования земельного участка

Все что нужно знать по теме: "Ограничения использования земельного участка" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Ограничение прав на земельные участки

Земля является одним из важнейших ресурсов страны и развития общества. По нормам Конституции она может находиться в частной собственности граждан.

Это означает, что полноправные владельцы земельных участков могут ими свободно распоряжаться, при желании отчуждать или или использовать по целевому назначению.

Земельным Кодексом страны регламентированы и ряд оснований, по которым может возникнуть ограничение прав на земельные участки. Такие решения принимаются только на уровне государственных органов власти, занимающихся решением земельных вопросов.

Ограничения при этом в зависимости от их основания могут носить срочный или бессрочный характер.

Понятие ограничения прав на землю

Что такое ограничение права на земельный участок, указано в ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ. Ограничение прав на землю – это комплекс мер по ущемлению или запрещению на использование, владение или распоряжение имуществом в интересах государства.

Это специальные меры воздействия, которые призваны ограничить в правах собственника земли для решения более важных, остро стоящих задач, которые могут влиять на развитие всего государства.

Ст. 55 Конституции РФ предполагает, что ограничение прав собственности возможно только в определенных случаях, в частности:

  • для обеспечения нерушимости конституционного строя страны;
  • для обеспечения стабильности государства;
  • для обороноспособности страны;
  • для защиты прав и законных интересов других граждан.

Во всех остальных случаях, по иным мотивам ограничения будут являться незаконными мерами воздействия на гражданина и покушения на его частную собственность.

Ограничение права собственности на землю подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

От обременения ограничение права пользования земельным участком отличается тем, что при обременении владелец недвижимости получает дополнительные обязанности по содержанию и использованию имущества. При ограничении же он, наоборот, теряет уже существующие у него как у законного владельца права в отношении этой земли.

Лицо, чьи права на землю были таким образом ограничены, имеет полное право отменить или обжаловать это ограничение через суд. Это обязательно нужно сделать, если есть веские основания полагать, что ограничение носит незаконный характер или было осуществлено с нарушениями норм законодательства.

Законные основания

Для того, чтобы права владельца были ущемлены, необходимо, чтобы присутствовали основания ограничения. Прописаны они непосредственно в Земельном Кодексе, но перечень их не является исчерпывающим.

К основаниям ограничения относятся:

  • Использование земельного участка осуществляется на территории санитарно-защитной зоны.
  • Необходимость сохранности животного или растительного мира, исторических, архитектурных или культурных памятников, плодородия почвы, естественных путей миграции птиц или других животных.
  • Строительство недвижимости, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами.
  • Иные основания, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
  • В равной степени ограничение земли может быть наложено на юридическое и физическое лицо. Ограничение также может возникнуть, если поблизости располагается промышленный объект специального назначения. К таким объектам могут быть отнесены химические заводы, атомные электростанции и т.д.

    Зоны природных заповедников и участков, представляющих историческую ценность, могут использоваться только по целевому назначению – в рамках культурных, туристических или исследовательских мероприятий.

    Ограничение прав на землю сохраняется при переходе права собственности от одного владельца к другому. То есть ограничение как юридический факт не имеет привязки к конкретному собственнику земли. Оно касается самого объекта недвижимости.

    Кто устанавливает подобные ограничения? Устанавливаются они исполнительными органами государственной власти или местным муниципалитетом. Осуществляется эта процедура с помощью оформления протокола решения, который в обязательном порядке направляется владельцу земли.

    Каких видов могут быть ограничения?

    Виды ограничений также не являются исчерпывающими. К ним можно отнести:

  • обслуживание магистралей и путей сообщения муниципалитетом;
  • ведение строительства объектов недвижимости;
  • освоение определенной территории;
  • допуск специалистов для проведения исследовательских мероприятий;
  • наложение сервитута для прохода по участку при условии невозможности прокладки иного пути;
  • ограничение на оборот земельных ресурсов;
  • ограничения по распоряжению государственными органами власти землей, которая была передана под развитие жилищной индустрии;
  • запрет на передачу во владении приграничных территорий иностранцам.
  • Могут быть установлены и другие виды ограничений, но только по решению судебных или компетентных органов. Ипотека ошибочно рассматривается многими как вид ограничения. Это обременение, которое накладывается банком на участок земли, за который ещё не полностью выплачена сумма денежных средств.

    В 2019 году узнать об ограничениях на землю можно онлайн на сайте Федеральной кадастровой палаты страны — https://kadastr.ru/. На сайте из списка электронных услуг и сервисов для этого нужно выбрать вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок».

    Резервирование земель для нужд государства или города

    Отдельным видом ограничения прав владения землёй выделено резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, регламентированное ст. 56.1 ЗК РФ.

    Такой вид ограничения установлен для определенных территорий страны, где законодательно запрещаются некоторые из видов деятельности.

    Иногда государство меняет статус земли, которая ранее законно принадлежала собственнику, но в дальнейшем была причислена к участкам, в которых нуждается государство.

    Обычно на зарезервированных территориях запрещено:

    • строить жильё или производственные сооружения;
    • проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ;
    • организация закрытых водоемов и др.
    Читайте так же:  Образец маршрутного листа служебных поездок

    Так, государство иногда выделяет земли гражданам на определенных условиях, например, для освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги и т.д.

    Сроки и регистрация

    На какой срок может быть установлено ограничение, указано в положениях Земельного Кодекса страны. В каждом конкретном случае такой срок устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от основания ограничения.

    Для государственных или муниципальных нужд резервирование земель может осуществляться на срок не более 3 лет. Иногда он может продлеваться до 20 лет максимум.

    Срок ограничения может и вовсе отсутствовать, из-за чего ограничение будет носить бессрочный характер. Если ограничение касается сервитута, то перестанет он действовать, когда отпадёт ранее существовавшее основание для его возникновения.

    Все ограничения прав в пользовании землёй должны быть зарегистрированы. Регистрация в этом случае имеет свои особенности, в частности:
    1. Государственная регистрация ограничения прав на землю возможна только при наличии регистрации на сам объект недвижимого имущества в ЕГРН.
    2. Если ограничение происходит не по воле собственника, то регистрация возможна только при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений.

    Регистрация ограничения, как и права собственности на участок земли, носит заявительниц характер. Помимо самого заявления о регистрации заявитель должен приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридических лиц.

    Если заявитель не предоставляет акт органа государственной власти, на основании которого принято решение об ограничении, орган регистрации запрашивает его самостоятельно.

    Указание на наличие ограничения в пользовании землёй, связанного с установлением особо охранной зоны, должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе, например, договоре купли-продажи.

    Если такое указание в документе будет отсутствовать, то право собственности на него не может быть законно зарегистрировано.

    Как обжаловать в суде ограничение?

    Если гражданин не согласен с установленным в отношении него ограничением, он вправе обжаловать решение органа государственной власти в судебном порядке. Тогда решение органа власти может быть признано незаконным и отменено.

    Право на обжалование у владельца земли возникнет тогда, когда он получит уведомление об окончании процедуры регистрации ограничения прав на землю.

    Для того, чтобы обосновать свою позицию в суде и доказать ее состоятельность, гражданину нужно будет:
    • доказать, что решение, принятое уполномоченными органами, шло в разрез с нормами современного законодательства;
    • доказать, что принятое решение ущемляет права и законные интересы собственника земли.

    В исковом заявлении необходимо будет четко обосновать выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. К иску нужно приложить дополнительные документальные доказательства нарушения своих прав. Если есть возможность, можно привести свидетелей, которые примут Вашу позицию и выскажутся в суде в Вашу пользу.

    Нужно быть готовым к тому, что государственные или муниципальные органы представят в суд своих юристов, которые, как правило, обладают большим опытом участия в подобных спорах. Победить в таком противостоянии будет непросто, поэтому лучше заранее вооружиться помощью юристов.

    Земля может находиться в частной собственности граждан или юридических лиц. Законодательством предусмотрены основания законного ограничения данных субъектов в правах на пользование и распоряжение своей землёй.

    Такие ограничения обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации, и в случае несогласия владельца с таким решением могут быть обжалованы им в судебном порядке.

    Ограничения и обременения в использовании земельных участков (ст. 23, 56 ЗК РФ).

    Ограничения (обременения) и сервитуты являются нормальным механизмом регулирования земельных отношений. Права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов ЗУ могут быть ограничены в связи с обременением ЗУ определенными условиями и обязательствами, которые устанавливаются непосредственно законодательством, договорами или решением суда.

    Обременения – это права других лиц на принадлежащие правообладателю объекты недвижимого имущества, включая землю, а также установление предусмотренных законодательством условий, стесняющих правообладателя при осуществлении прав собственности (аренды) на конкретный объект недвижимого имущества.

    Обременения ЗУ включаются в его правовой статус, подлежат гос. регистрации и сохраняются при переходе ЗУ к другому лицу.

    Наличие обременения ЗУ влечет ограничения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по его использованию в хозяйственной деятельности, ограничения по распоряжению ЗУ, а также может предусматривать предоставление права ограниченного пользования этим ЗУ или его частью для определенных разрешенных целей другим гражданам и юридическим лицам в порядке установления сервитута.

    Ограничения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по использованию ЗУ в хозяйственной деятельности и обременения их правами иных лиц возникают, как правило, в связи с тем, что земли находятся внутри либо примыкают к особо охраняемым территориям и объектам, либо находятся вблизи вредных производств или в зонах перспективной застройки, разведанных полезных ископаемых, торфа и подземных вод, или по ним проложены различные коммуникации, т.е. так называемые режимообразующие объекты, определяющие соответствующий правовой режим использования этих участков.

    Ограничения – это вид обременения, содержащий перечень действий, осуществление которых на данной территории запрещено или ограничено какими-либо условиями.

    Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решениями суда. Также существуют отраслевые нормы установления ограничений в соответствии с ГОСТами, СНиПами, СанПинами. Ограничения могут устанавливаться бессрочно или на определенный срок. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу и подлежат государственной регистрации прав (ст.56 ЗК РФ).

    Ограничение прав на использование ЗУ устанавливаются в целях соблюдения экологических требований, сохранения природных ландшафтов и особо охраняемых территорий, памятников истории и культуры, обеспечения безопасности населения, нормального функционирования объектов промышленности, транспорта, энергоснабжения, связи, инженерной инфраструктуры и коммуникаций, охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения и других режимообразующих объектов. В связи с этим возникает необходимость в установлении зон с особым правовым режимом использования земель: охранных, санитарно-защитных, запретных зон. В пределах этих зон для собственников, владельцев, пользователей ЗУ, в силу необходимости, устанавливаются определенные ограничения в использовании земли, а для юридических и физических лиц, в собственности или оперативном управлении которых находятся режимообразующие объекты – право ограниченного пользования чужими ЗУ (сервитут).

    Читайте так же:  Как вернуть или обменять товар, купленный в кредит

    Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, включая земельные участки (право прохода, проезда через земельный участок; использование участка для ремонта коммунальных, инженерных и др. сетей; размещение на земельному участке межевых знаков и подъездов к ним; забора воды из водных объектов, прогона животных через земельный участок; использование земельного участка в целях охоты и рыболовства; временное использование участка для геологоразведочных, изыскательских и исследовательских работ и др.)

    Сервитут может быть частным и публичным. Частный сервитут устанавливается на основе соглашения сторон, публичный – нормативно-правовыми актами субъектов РФ и ОМС. Сервитут может быть срочным или бессрочным. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

    В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещение органом государственной власти или ОМС, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка. Сервитуты также подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 23 ЗК РФ).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8774 —

    | 7147 — или читать все.

    Земельный
    эксперт

    Бесплатная горячая линия

    +7 499 553-09-05 Москва

    +7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

    +7 (800) 550-38-47 Россия

    Земельные отношения

    Москва
    +7 499 553-09-05
    Санкт-Петербург
    +7 812 448-61-02
    Россия
    +7 (800) 550-38-47

    Основания для ограничений прав на землю

    Содержание статьи:

    Вся территория России разделена по правообладанию между государством, организациями и обычными гражданами. Распределение земельных участков и их охрана находятся в ведении федеральных и региональных органов власти. Юридические и физические лица обладают определенными территориями на праве собственности, ограниченного владения или аренды.

    Ограничение прав на землю возникает на основании федеральных законов, постановлений правительства и указов региональных властей. Основной регулирующий данную отрасль норматив – ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.01 г.

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Права на землю, которые могут быть ограничены

    На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.

    Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.

    Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.

    Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок. Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается. При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.

    Основания для ограничения прав на земельный участок

    Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    • Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
    • Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
    • Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
    • Установка электровышек и рекламных транспарантов.
    • Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
    • Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
    • Сохранение естественной среды обитания для диких животных, рыб и птиц.
    • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.

    Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения. Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.

    После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности. Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом. В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.

    Читайте так же:  Когда должны выплатить отпускные по закону

    Виды ограничений прав на земельный участок

    Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:

    • Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
    • Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
    • Установление периода освоения определенной территории.
    • Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
    • Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
    • Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
    • Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
    • Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
    • Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.

    Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.

    Заключение

    Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:

    1. Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
    2. Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
    3. В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
    4. Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.

    Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю

    Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?

    Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей. Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.

    Статья 43. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

    Статья 43 . Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

    1. Ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия

    Использование земельных участков и иных объектов недвижимости, которые не являются памятниками истории и культуры и расположены в пределах зон, обозначенных на карте статей 14, 15 настоящих Правил, определяется:

    — градостроительными регламентами, определенными статьей 31 настоящих Правил применительно к соответствующим территориальным зонам, обозначенным на карте статей 14, 15 настоящих Правил с учетом ограничений, определенных настоящей статьей;

    [1]

    — ограничениями, установленными в соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры, а до утверждения указанного проекта — нормативными правовыми документами об использовании земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон, отображенных на карте статей 14, 15 настоящих Правил.

    До утверждения в установленном порядке проекта зон охраны памятников истории и культуры населенных пунктов, ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, которые не являются памятниками истории и культуры и расположены в границах зон, отображенных на карте статей 14, 15 настоящих Правил, определяются:

    — нормативными правовыми актами администрации района, которые применяются в части не противоречащей федеральным законам, введенным в действие после принятия указанного постановления и которым определены следующие положения:

    — сохранение, как правило, линий застройки исторически сложившейся планировочной структуры, при необходимости, восстановление и закрепление градоформирующего значения исторических доминант — утраченных и частично утраченных культовых зданий и комплексов, в архитектурно-пространственной организации территории и в речной панораме;

    — принятие габаритов новой застройки, обеспечивающих масштабное соответствие с окружающей исторической средой, исключающих закрытие видовых точек на пространственные доминанты и памятники архитектуры, а также исключающих создание фона, неблагоприятного для восприятия памятников. Осуществление нового строительства по индивидуальным проектам;

    — согласование отводов земельных участков под новое строительство, проектов на новое строительство и реконструкцию, сноса существующей застройки с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;

    — ограничение интенсивности дорожно-транспортного движения и создание условий для его снижения. Запрещение расширения существующих промышленных и коммунально-складских предприятий, а также строительство новых. Исключение прокладки инженерных коммуникаций, теплотрасс и магистральных газопроводов надземным способом;

    — разработка, а при необходимости и корректировка проектов планировки исторических территорий.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Ограничения по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям

    Использование земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в пределах зон, обозначенных на карте статей 14, 15 настоящих Правил, определяется:

    — градостроительными регламентами, определенными статьей 30 применительно к соответствующим территориальным зонам, обозначенным на карте главы 7 настоящих Правил с учетом ограничений, определенных настоящей статьей;

    — ограничениями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений.

    Земельные участки и иные объекты недвижимости, которые расположены в пределах зон, обозначенных на карте статей 14, 15 настоящих Правил, чьи характеристики не соответствуют ограничениям, установленным законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений, являются объектами недвижимости, несоответствующими настоящим Правилам.

    Читайте так же:  Регистрация самозанятых граждан без ип

    Дальнейшее использование и строительные изменения указанных объектов недвижимости определяется главой 7 настоящих Правил.

    Ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах, водоохранных зонах установлены следующими нормативными правовыми актами:

    — Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

    — Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

    — Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

    — Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) 2.2.1/2.1.1.1200 — 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

    — СНиП 2.04.02 — 84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

    — Для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах производственных и транспортных предприятий, объектов коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунально-складских объектов, очистных сооружений, иных объектов устанавливаются:

    — виды запрещенного использования — в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 — 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

    — условно разрешенные виды использования, которые могут быть разрешены на основе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 — 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах санитарно-защитных зон:

    — реконструкция и новое строительство объектов для проживания людей;

    — коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки;

    — предприятия по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм;

    — склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий в границах санитарно-защитных зон и на территории предприятий других отраслей промышленности, а также в зоне влияния их выбросов при концентрациях выше 0,1 ПДК для атмосферного воздуха;

    — предприятия пищевых отраслей промышленности;

    — оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов;

    — комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды;

    — размещение спортивных сооружений;

    — образовательные и детские учреждения;

    — лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

    Условно разрешенные виды использования:

    — сельскохозяйственные угодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания;

    — предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство;

    — объекты торговли и общественного питания;

    — мотели для работающих на производстве;

    — гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта;

    — связанные с обслуживанием данного предприятия здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения, поликлиники, научно-исследовательские лаборатории, спортивно-оздоровительные сооружения для работников предприятия, общественные здания административного назначения;

    — нежилые помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу;

    — артезианские скважины для технического водоснабжения;

    — водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды;

    — канализационные насосные станции;

    — сооружения оборотного водоснабжения;

    — питомники растений для озеленения промышленные площадки, предприятий и санитарно-защитной зоны.

    Водоохранные зоны выделяются в целях:

    — предупреждения и предотвращения микробного и химического загрязнения поверхностных вод;

    — предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов;

    — сохранения среды обитания объектов водного, животного и растительного мира.

    [2]

    — для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в водоохранных зонах рек, других водных объектов, включая государственные памятники природы краевого значения, устанавливаются:

    — виды запрещенного использования;

    — условно разрешенные виды использования.

    Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон рек, других водных объектов:

    — проведение авиационно-химических работ;

    — применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

    — использование навозных стоков для удобрения почв;

    — размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче — смазочных — материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

    — складирование навоза и мусора;

    — заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

    [3]

    — размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садоводческих участков;

    — проведение рубок главного пользования;

    — осуществление (без согласования с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, с краевой инспекцией рыбоохраны и без положительного заключения государственной экологической экспертизы) строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов; добычу полезных ископаемых; производство землеройных, погрузочно-разгрузочных работ, в том числе на причалах не общего пользования;

    — складирование грузов в пределах водоохранных зон осуществляется на платной основе;

    — находящиеся и размещаемые в особых случаях (по согласованию с территориальным органом управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации и при наличии положительного заключения экологической экспертизы) здания и сооружения в водоохранных зонах должны оборудоваться закрытой сетью дождевой канализации, исключающей попадание поверхностных стоков в водный объект, не допускать потерь воды из инженерных коммуникаций, обеспечивать сохранение естественного гидрологического режима прилегающей территории;

    — длительный отстой судов речного флота (свыше одного месяца) в акватории водных объектов, за исключением акваторий, отведенных специально для этих целей (затоны, базы ремонта флота),

    — использование судов без документов, подтверждающих сдачу сточных и нефтесодержащих вод на специальные суда или объекты по сбору названных вод;

    — размещение дачных и садово-огородных участков, установка сезонных и стационарных палаточных городков.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Читайте так же:  К чему снится картошка во сне

    Ограничения в использовании земельного участка

    Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается. Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей. Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования.

    Градостроительные регламенты

    Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

    Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

    • земельные участки должны быть определенных размеров,
    • определяется этажность застройки,
    • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

    И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

    Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – правилах землепользования и застройки. В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

    Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

    Зоны с особыми условиями использования

    Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

    Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

    1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
    2. санитарно-защитные зоны;
    3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
    4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
    5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
    6. водоохранные зоны;
    7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
    8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
    9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
    10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
    11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
    12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
    13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
    14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
      • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
      • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
      • зоны застройки не выше 3 этажей.
    15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
    16. зона подтопления грунтовыми водами;
    17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

    Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

    Зоны для объектов культурного наследния

    Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

    В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

    Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

    Санитарно-защитные зоны

    Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

    В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

    Источники


    1. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

    2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

    3. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
    4. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
    5. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
    Ограничения использования земельного участка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here