Пенсионный возраст в белоруссии повышается на 3 года

Все что нужно знать по теме: "Пенсионный возраст в белоруссии повышается на 3 года" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Пенсионный возраст в Белоруссии в течение шести лет повысится на три года

Лента новостей

Все новости »

Соответствующий указ подписал президент республики Александр Лукашенко

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС —>

Пенсионный возраст в Белоруссии поэтапно повышается на 3 года. Соответствующий указ подписал президент Александр Лукашенко в понедельник, сообщает «Интерфакс», ссылаясь на сообщение пресс-службы главы белорусского государства.

«Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих», — отметили в пресс-службе.

[3]

В соответствии с указом также рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст в Беларуси на 1 июля 2019 года установлен на отметке 56 лет и 6 месяцев для женщин, 61 год и 6 месяцев для мужчин. Пенсионная выплата по возрасту назначается женщинам, рожденным в первой половине 1963 года, и мужчинам, рожденным в первом полугодии 1958 г.

Сводная таблица по годам и датам рождения.

год страховой стаж мужчины женщины дата рождения для мужчин дата рождения для женщин дата выхода
2019 17 61 и 6 мес. 56 и 6 мес. 1-полугодие 1958 г. 1-полугодие 1963 г. 2-половина 2019 г.
2020 17,5 62 57 2-полугодие 1958 г. 2-полугодие 1963 г. 2-половина 2020 г.
2021 18 62 и 6 мес. 57 и 6 мес. 1-полугодие 1959 г. 1-полугодие 1964 г. 2-половина 2021 г.
2022 18,5 63 58 2-полугодие 1959 г. и младше 2-полугодие 1964 г. и младше 2-половина 2022 г.

На этом же сайте советую посмотреть раздел Вопрос-Ответ http :// www . mintrud . gov .by/ru/new_url_662027559

Указом № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», подписанного Президентом в апреле 2016 года, было законодательно утверждено постепенное повышение пенсионного возраста в сумме на 3 года. С 01.01.2017 г. на протяжении 6 лет ежегодно добавляется по полгода, и к 2022 г. мужчины будут уходить в 63, а женщины — в 58 лет.

Минимальный стаж

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2019 году он составляет 17 лет и далее будет каждые двенадцать месяцев увеличиваться на полгода.

В этот период не засчитывается:

  • декретный отпуск;
  • служба в армии;
  • учеба и др.

К 2025 году минимальный страховой стаж составит ровно 20 лет. Если нет минимального стажа, начисляется социальная пенсия: мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет.

Если человек за 12 месяцев до достижения нужного возраста потерял работу, то ему вместо пособия по безработице могут назначить пенсию досрочно. Но при условии большого общего стажа: у женщин — 33, у мужчин — 38 лет.

Для льготников обязательный возраст также поэтапно повышается до 3-х лет. Те пенсионеры, которые продолжают трудиться, могут отказаться от назначенной суммы, чтобы в будущем получать хорошие пенсионные выплаты. Вознаграждение составляет от 6 до 14 процентов, и за 60 месяцев можно поднять сумму почти в два раза. Для этого нужно просто написать заявление.

Для инвалидов, многодетных матерей предусмотрены специальные условия и каждый случай рассматривается индивидуально. Если человек не попадает под утвержденную категорию, то его вопрос также рассматривается в индивидуальном порядке.

Законодательство постоянно изменяется — с 1992 по 2018 г. в Закон «О пенсионном обеспечении» внесено 34 дополнений и изменений. Поэтому, чтобы разобраться во всех нововведениях и узнать свою точную дату выхода на заслуженный отдых, необходимо проконсультироваться у специалистов соцобеспечения.

Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).

Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.

Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.

С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.

Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.

Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.

С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.

В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.

Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.

Читайте так же:  Причины для демонтажа кондиционеров управляющей компанией

Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.

Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.

Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.

В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.

В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.

Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.

Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.

Страна Мужчины Женщины
Германия 65-67 65-67 Дания 65-67 65-67 Польша 65-67 60-67 Ирландия 65-66 65-66 Финляндия 62-68 62-68 Швеция 61-67 61-67 Греция 58-65 58-65 Италия 57-65 57-65 Исландия 67 67 Норвегия 67 67 Австрия 65 60 Бельгия 65 65 Босния и Герцеговина 65 65 Великобритания 65 65 Грузия 65 60 Испания 65 65 Канада 65 65 Кипр 65 65 Косово 65 65 Латвия 65 65 Люксембург 65 65 Нидерланды 65 65 Португалия 65 65 США 65 65 Хорватия 65 60 Чили 65 60 Швейцария 65 64 Япония 65 65 Албания 65 60 Лихтенштейн 64 64 Македония 64 62 Черногория 64 59 Армения 63 63 Болгария 63 60 Казахстан 63 58 Кыргызстан 63 58 Румыния 63 58 Сербия 63 58 Словения 63 61 Таджикистан 63 58 Эстония 63 61 Азербайджан 63 58 Литва 63 60 Венгрия 62 62 Молдова 62 57 Словакия 62 55-59 Туркменистан 62 57 Чехия 61год 10месяцев 56-60 Мальта 61 60 Беларусь 60 55 Россия 60 55 Китай 60 50-55 Узбекистан 60 55 Украина 60 55 Франция 60 60

Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.

Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:

  • Украина намерена постепенно повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет к 2021 году;
  • Казахстан планирует с 2018 года уравнять пенсионный возраст для женщин с мужским (63 года);
  • Польша и Великобритания планируют поднять планку пенсионного возраста для обоих полов до 67 лет;
  • Россия активно обсуждает такое же повышение до 65 лет;
  • В США дискутируется вопрос повышения возраста выхода на пенсию с 65 до 69 лет;
  • Во Франции возможно повышение пенсионного порога до 62 лет.

Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно.

В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.

Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.

Старение населения стало реальностью для Республики.

По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.

Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.

Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.

С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …

Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждй год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Пенсионный возраст в Беларуси придется поднимать еще раз

Если пенсионная реформа ограничится разовым повышением возраста выхода на пенсию, то через несколько лет правительству вновь придется идти на непопулярные меры.

Читайте так же:  Пиф сбербанка «потребительский сектор»

В Беларуси с 1 января 2017 года начнут поэтапно повышать пенсионный возраст, и уже в 2022 году женщины будут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. Достаточно ли будет этого шага, чтобы снять напряжение с пенсионной системы или через несколько лет правительству вновь придется идти на непопулярные меры?


По мнению экспертов, в существующих экономических реалиях систему не спасает повышение
пенсионного возраста. Фото:
bealwaysbeautiful.ru

Пенсионный возраст подняли — проблемы остались

С увеличением возраста выхода на пенсию основные проблемы, из-за которых было принято такое решение, останутся. Об этом заявила эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова в ходе очередной дискуссии из серии «Что думают белорусы».

Несмотря на увеличение количества жителей Беларуси, реальностью остается демографический кризис, обратила внимание эксперт.

На 1 января 2016 года численность населения составила 9 млн 498,7 тыс. человек и по сравнению с началом 2015 года увеличилась на 17,8 тысячи. Переломить тенденцию депопуляции удалось в 2013 году, когда численность населения Беларуси достигла 9 млн. 468,1 тыс. человек, что было на 4700 человек больше, чем годом ранее.

Наблюдающееся сейчас увеличение рождаемости является следствием бэби-бума в 80-е годы, отметила Екатерина Борнукова. При этом пирамида населения наглядно показывает, что в нашей стране доля жителей старших возрастов значительно меньше, чем молодежи.

Эксперт обратила внимание на прогноз ООН, согласно которому количество трудоспособного населения будет снижаться, а количество населения старше трудоспособного возраста — увеличиваться.

«Думаю, через пять лет мы не будем наблюдать такого роста рождаемости, как теперь, особенно учитывая нынешнюю экономическую ситуацию. Это означает, что остается проблема старения населения, то есть увеличения доли населения старших возрастов. Кроме того в Беларуси очень ранний возраст выхода на пенсию — один из самых ранних возрастов выхода на пенсию», — сказала Екатерина Борнукова.

Кроме того, обратила внимание эксперт, необходимо учитывать рост продолжительности жизни. В настоящее время после выхода на пенсию женщины живут в среднем 25 лет, а мужчины только 15 лет. Это означает, что «в среднесрочном периоде пенсионный возраст придется выровнять».

«Это необходимо делать, если мы говорим о гендерном равенстве и хотим, чтобы у женщин и мужчин были одинаковые права на рынке труда. Необходимо поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет для всех. В таком случае, согласно нашим прогнозам, это позволило бы как-то продержаться до 2045 года», — сказала Екатерина Борнукова.

Как отметила руководитель проекта по демографической безопасности ЮНФПА в Республике Беларусь Марианна Соколова, в ответ на рост продолжительности жизни люди среднего возраста могут фундаментально изменить свое поведение, начав откладывать больше ресурсов на пенсионный период.

Однако в Беларуси практически нет альтернативных механизмов накопления — долгосрочные депозиты ввиду высокой инфляции и перманентного падения курса национальной валюты не могут быть таким инструментом, пенсионные фонды развиты крайне слабо.

Кроме того, люди старшего возраста из-за негативного жизненного опыта своего и прошлых поколений попросту не доверяют накопительным институтам.

«Хотелось бы, чтобы представители молодежи поменяли свои установки и пришли к выводу, что на пенсию надо откладывать», — отметила Марианна Соколова.

Однако переход на накопительную пенсионную систему невозможен одномоментно. Опыт других стран показывает — чтобы охватить накопительной системой существенный процент населения, необходимы десятилетия, отметила Екатерина Борнукова.

[1]

Страна «Унесенных ветром»

В современной Беларуси в принципе невозможно строить прогнозы и стратегии развития на долгосрочный период. Это касается и пенсионной реформы, считает экономист Сергей Чалый.

«Сложно строить планы, когда нет определенности на долгосрочную перспективу. У нас получается, как в «Унесенных ветром». В случае возникновения серьезных вопросов всегда одна стратегия — подумаем об этом завтра. Так и с пенсионной реформой — приняли решение до 2020 года, то есть отложили проблему на этот срок».

С тем, что нынешняя белорусская власть способна генерировать только реактивные решения, согласен и эксперт НИСЭПИ (Вильнюс) Сергей Николюк.

«Мы выбрали более 20 лет назад такую власть, которой не интересны дискуссии при принятии того или иного решения. А суть ее политики — в реактивном ответе на происходящее. Пока жареный петух не клюнет — не хватятся», — отметил Николюк.

Эксперты BEROC смоделировали работу пенсионной системы почти на сто лет вперед и сделали вывод, что в существующих экономических реалиях «систему не спасает повышение пенсионного возраста».

Таким образом, считает Екатерина Борнукова, очевидно, что произошедшее увеличение пенсионного возраста до 58 и 63 лет не является окончательным:

«Рано или поздно мы будем вынуждены прийти к тому, что пенсионный возраст будет снова увеличен, тем более что заявленное повышение пенсионного возраста будет происходить медленно. Если сейчас на десять человек трудоспособного возраста приходится четыре пенсионера, то в 2035 году будет шесть».

С тем, что пенсионный возраст может быть повышен еще раз, согласна и эксперт ЮНФПА Марианна Соколова: «От повышения пенсионного возраста мы не уйдем. Однако если мы хотим все сделать правильно, нужны структурные экономические реформы, в рамках которых отдельно может рассматриваться и пенсионная реформа. Возраст выхода на пенсию вторичен».

Видео (кликните для воспроизведения).

Серию живых дискуссий «Что думают белорусы» с сентября 2014 года организует «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» в партнерстве с Белорусским исследовательским советом, международной некоммерческой организацией Pact и Агентством США по международному развитию (USAID).

Пенсионный возраст женщин и мужчин уравняют?

В 2023 году может начаться новый этап повышения пенсионного возраста.

Начиная с прошлого года, пенсионный возраст в Беларуси ежегодно повышается. Этот процесс должен завершиться в 2022 году, когда женщины начнут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. При этом после 2022 года пенсионный возраст женщин и мужчин могут уравнять. Государство уже рассматривает такой сценарий.

Гендерное равенство для пенсионеров

В Фонде социальной защиты населения, за счет средств которого население получает пенсии и пособия, уже на протяжении пяти лет (начиная с 2013-го) наблюдается дефицит. В последние годы этот дефицит покрывается благодаря субвенциям республиканского бюджета.

Такое положение дел беспокоит белорусские власти. Поэтому неудивительно, что на фоне подготовки бюджета на 2019 год власти решили обсудить, что делать с хроническим дефицитом Фонда социальной защиты населения.

Читайте так же:  Имущественный вычет при совместной собственности

По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. Среди них были руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов.

В частности, предлагается сделать так, чтобы расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, финансировались из республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Еще одно предложение, которое озвучили власти на заседании экспертной группы, — пересмотреть подходы к оплате больничных, что также позволит снизить расходы ФСЗН. В частности, предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарных дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

В среднесрочной перспективе государство планирует принять и иные меры, которые позволят не допустить увеличения нагрузки на ФСЗН в связи со старением населения. В частности, на официальном уровне рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, в 2016 году в Беларуси уже было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017-го ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017-2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023-2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Неизбежная перспектива

Белорусские экономисты полагают, что избежать повышения пенсионного возраста для женщин до уровня мужчин вряд ли удастся.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии для БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

Повышение пенсионного возраста женщин в долгосрочной перспективе — вполне логичный процесс, считает экономист.

«Учитывая, что женщины в среднем живут на 10 лет дольше мужчин, такие изменения можно понять. При этом огорчает другой факт. Шаги государства, касающиеся пенсионной системы, пока ограничиваются лишь мерами по повышению пенсионного возраста, хотя давно уже стоило задуматься о стимулировании развития накопительной пенсионной системы», — считает Борнукова.

Кстати, на заседании группы экспертов вопрос о том, что пенсионные выплаты должны быть увязаны с размером пенсионных взносов, поднимался и обсуждался.

«Очевидно, чтобы накопительная пенсионная система развивалась, необходимо обеспечить не только макроэкономическую стабильность, но и возможность населения хеджировать валютные риски. Население станет хранить сбережения не в своем шкафу, а делать добровольные пенсионные взносы только в том случае, если будет уверено, что такие накопления не обесценятся», — подчеркивает Мария Акулова.

К слову, майский опрос Нацбанка показал, что население ожидает постепенное снижение инфляционных процессов, но по-прежнему предпочитает хранить сбережения в иностранной валюте. Так поступают 76,2% опрошенных, в пользу сбережений в нацвалюте высказались только 23,8% респондентов.

В общем, делать долгосрочные рублевые накопления белорусы сейчас вряд ли готовы. А вот готовиться к продолжительной профессиональной карьере стоит. Сигналы, которые поступают от государства, свидетельствуют, что, вероятно, пенсию многие люди увидят нескоро, поэтому рассчитывать в преклонном возрасте стоит в первую очередь на себя.

Пенсионный возраст повысили, проблемы не решили: опыт Беларуси

Чуть больше двух лет назад в Беларуси начали повышать пенсионный возраст. Что дала стране и ее гражданам реформа пенсионной системы, какие выводы можно сделать?

С момента подписания указа президента о повышении пенсионного возраста в Беларуси— с 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63-х для мужчин — прошло немногим более двух лет. Но пенсионный возраст увеличится на 3 года для тех, кто выйдет на пенсию после 1 июля 2022 года. До тех пор — в период с января 2017 года по декабрь 2022-го — минимальный пенсионный возраст каждые полгода повышается на 6 месяцев. Кроме того, для получения пенсии по возрасту каждые полгода повышается на 6 месяцев срок необходимого страхового стажа. Сейчас он должен быть 16,5 лет, а к 2025 году — не менее 20 лет.

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: «Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста — государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии».

Читайте так же:  Компенсации по снилсу

Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: «Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет». Назначат, — потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: «К моему среднемесячному заработку в 300 долларов — это не роскошь, а необходимость».

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: «Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад». При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу — минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет «даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста».

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты — белорусские и из международных финансовых институтов — уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. «Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, — утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. — Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех».

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас — 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы — уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: «чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции».

Пенсионный возраст в Белоруссии повышается на 3 года

Мы уже писали ранее в статье о планах белорусского руководства поднять пенсионный возраст для всех жителей Республики Беларусь.

Сегодня стало известно, что данные планы воплотились в жизнь: пенсионный возраст в братской республике повышается на 3 года. Соответствующий указ был подписан Александром Лукашенко: с 1 января 2017 года начинается поэтапное ежегодное повышение пенсионного возраста в течение следующих шести лет. В течение каждого года пенсионный возраст белорусов будет увеличиваться на полгода и к 2022 году возрастет на 3 года. Женщины получат право выхода на заслуженный отдых с 58 лет (сейчас они выходят на пенсию в 55 лет), а сильная половина белорусов сможет рассчитывать на пенсию лишь по достижении возраста 63 года (сейчас соответственно мужчины в Белоруссии выходят на пенсию в 60 лет).
Таким образом, курс на постепенное повышение пенсионного возраста Беларусью уже принят и оформлен в виде конкретного указа.

В Белоруссии повысили пенсионный возраст на 3 года

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ о повышении с 1 января 2017 г. пенсионного возраста для мужчин и женщин на 3 года до 63 и 58 лет, сообщают vestifinance.ru .

Указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения в целях совершенствования пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях» опубликован на сайте президента в понедельник.

[2]

Указом предписывается повышение начиная с 1 января 2017 г. общеустановленного в республике пенсионного возраста, ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет.

Возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет, для госслужащих, военных повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

«Сегодня средняя продолжительность жизни в Белоруссии составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин, 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже«, — отмечается в пояснительной записке Минфина Белоруссии.

Старение населения стало реальностью для республики.

По данным последней переписи населения 2009 г., соотношение граждан, назвавших основным источником дохода работу, ровно вдвое превышало число, живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться как минимум четверо работников.

«Поднимать нужно, женщины помолодели». Экс-чиновник, депутат и политик — о пенсионном возрасте

В Беларуси повышение пенсионного возраста для женщин может продолжиться после 2022 года. Такая возможность озвучивалась на прошлой неделе в Совете Республики, где рассматривался вопрос дефицита ФСЗН. FINANCE.TUT.BY спросил у известных белорусов, что они думают по этому поводу.

Читайте так же:  Завещали квартиру в каких случаях могут возникнуть сложности

Александра Квиткевич, TUT.BY

Напомним, в Беларуси общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на полгода. Предполагается, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

Надежда Ермакова: «Женщины помолодели, можно поднять пенсионный возраст

Экс-председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова считает, что вопрос о повышении пенсионного возраста для женщин до 63 лет рассматривать можно.

— До ухода на пенсию в 58 лет мы еще не дошли. Пока женщины уходят на пенсию в 56. Так что вопрос о постепенном повышении до 63 уже можно рассматривать, — уверена Надежда Ермакова. — Я считаю, что поднимать пенсионный возраст для женщин даже нужно — они у нас помолодели. Я по себе чувствую. Мне 65 лет, а я еще вполне способна работать. С меня можно «выжимать» еще. Можно, конечно, было бы уже и погулять, но можно и поработать.

Татьяна Короткевич: «Если человек умер, будет справедливо, если его пенсию получат наследники»

Политик Татьяна Короткевич говорит, что вопрос с пенсионным возрастом — очень сложный и требует системного решения.

— С одной стороны, по статистике женщины живут дольше мужчин. А последние тенденции повышения пенсионного возраста были такими, что мужчины работают дольше. Если смотреть с экономической точки зрения, то это справедливо — регулировать повышение пенсионного возраста согласно демографии, — говорит Татьяна Короткевич. — Но с другой стороны, тревожит то, что у нас нет системного подхода к этому вопросу. Есть проблемы с тем, как начисляется пенсия. Расчет индивидуального индекса у всех получается усредненный. Люди чувствуют, что они получают несправедливую пенсию. Хотелось бы дифференцированного и персонифицированного подхода к начислению пенсии.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Татьяна Короткевич считает, что «нужно обязательно рассмотреть варианты, когда пенсию, хотя бы какую-то ее часть можно было наследовать».

— Если человек дольше проработал и вдруг получилось так, что он умер, будет справедливо, если его пенсию или часть ее получат наследники — он же заработал ее. Так поступают во многих европейских странах, — рассказывает политик. — Это нужно для того, чтобы человек себя чувствовал социально защищенным в этом плане. Изменение пенсионного возраста должно вызывать и другие перемены, более системный подход к тому, как происходит начисление пенсии и как тратятся эти деньги.

По мнению Татьяны Короткевич, человек «должен работать столько, сколько он хочет и может».

— Работа, профессиональная деятельность, активность в каком-то смысле обеспечивают долгожительство, то, к чему мы стремимся. Человек реализовывается, находит себе новые планы, цели, он живет благополучнее и дольше. Я надеюсь, что смогу поработать дольше, что с возрастом у меня будет возможность выбирать — отдохнуть на пенсии или работать дальше. Но пока с нашей нехваткой рабочих мест это не очень возможно. Но к этому нужно стремиться, чтобы у человека был выбор.

Николай Улахович: «Пенсионный возраст можно поднимать, если повысилось благосостояние народа»

Депутат Николай Улахович говорит, что возраст, в котором люди выходят на пенсию, должен зависеть от их благосостояния и продолжительности жизни.

— Если человек что-то соображает в экономике, даже не на государственном уровне, а, скажем, предприятия, то ему совершенно понятно, что пенсионный возраст повышать нужно. И не только для женщин, но и для мужчин, — уверен депутат. — Когда я еще лет 20 назад выезжал по работе в Европу, там у них вообще пенсионный возраст начинается очень поздно. Нотариусы у них получают пенсию в 70 лет. Но дело в том, что все это зависит от уровня жизни людей. Я считаю, что повышение пенсионного возраста должно быть связано с благосостоянием белорусского народа. Чем выше материальное благополучие, тем выше можно делать пенсионный возраст.

Николай Улахович говорит, что «по статистике, средняя продолжительность жизни белорусов выросла, значит, есть необходимость в повышении пенсионного возраста, но нужно учитывать, насколько здоровье народа стало лучше, насколько повысилось благосостояние».

— Мы строим развивающуюся Беларусь, которая имеет не только социальную направленность в экономике. Уже нет чисто государственного планирования, государственной экономики, есть рыночная. В связи с этим я за то, чтобы каждая профессия имела свой возраст для выхода на пенсию, — высказывает свое мнение депутат. — К примеру, работа в горячем цеху отличается от работы в шахте. Поэтому для некоторых профессий пенсия должна наступать раньше. Для силовиков она должна быть определена меньшим сроком, — говорит Николай Улахович. — И сталевары, и шахтеры, и те, кто работает на производстве с химическими веществами, должны уходить на пенсию раньше. Все это тяжелый труд.

Депутат подмечает, что «во многих государствах нет разницы между женщиной и мужчиной в возрасте выхода на пенсию».

— Они выходят на пенсию в одном возрасте. А у нас почему-то разница. Не знаю, почему она была введена, но, видимо, считали, что женщины в связи с тем, что они рожают детей, у них есть еще другие трудовые затраты — домашние — вырабатываются быстрее. Но здесь тоже нужно подойти с точки зрения медицины, не просто так.

Читайте также

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источники


  1. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  2. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  5. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
Пенсионный возраст в белоруссии повышается на 3 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here