Правовой статус налогоплательщиков

Все что нужно знать по теме: "Правовой статус налогоплательщиков" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

37. Правовой статус налогоплательщиков

Основы правового статуса налогоплательщиков закреплены в Налоговом кодексе РФ и некоторых указах Президента РФ. В законах и других нормативных актах, устанавливающих конкретные налоги, права и обязанности налогоплательщиков детализируются.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На налогоплательщиков возложены следующие обязанности:

• уплачивать законно установленные налоги;

• встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

• вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

• представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК. РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

• выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

• предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

• в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

• иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны также письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

• об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

[2]

• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

• об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

• об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

В целях обеспечения возможности защиты своих интересов налогоплательщикам предоставляются следующие права:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

• представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

[3]

• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

• обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

• требовать соблюдения налоговой тайны;

• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные законодательством о налогах и сборах.

ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант очно-заочной формы обучения направления «Юриспруденция», магистерской программы «Налоговое право. Налоговый процесс» РГГУ,

Непосредственными частниками отношений, которые регулируются законом, содержащим нормы права о налогах и сборах, являются физические и юридические лица, признанные налогоплательщиками. Определение «налогоплательщик» можно отнести к виду специальных терминов налогового законодательства и применяется только в значениях, которые определяются HК РФ. Характеризуя понятие налогоплательщик ст. 11 Налогового кодекса РФ, как специфическое подразумевает то, что указанная категория присуща, прежде всего, налоговому праву [2]. Другие отрасли права дефиницию «налогопла­тельщик» могут использовать только в значении, которое дано НК РФ.

Налогоплательщиком и тем, кто уплачивает сборы, является юридическое и физическое лицо, обремененные НК РФ платить соответствующие налоги или сборы.

Основным критерием, по которому физическое лицо или организация относится к субъекту налогового права, будет являться обязанность по уплате установленных законом налогов. Физические и юридические лица приобретают налогово-правовой статус, вступая в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образо­ванием) по факту уплаты установленных законом налогов или сборов. Налогоплательщик, как субъект налогового права характеризуется потенциальной возможностью стать участником правоотношений, которые отличаются от других установлением, введением или взиманием налогов, осуществлением налогового контроля или привлечением к ответственности.

Обязательство налогоплательщика уплаты какого-либо налога возлагается на юридическое либо физическое лицо после возникновения обстоятельств, которые установлены НК РФ, предусматривающие его уплату. Возникшие обстоятельства, которые повлекли оплату налогов или сборов, становятся юридическим фактом, в следствии чего субъект, относящийся к налоговому праву, становится одной из сторон в налоговых правоотношениях.

Читайте так же:  Защита от коллекторов

Налоговое право определение организации соотносит с понятием юридического лица, применяемого ГК РФ. Чтобы реализовать предписания налогового законодательства юридические лица делят на два типа: 1) российские юридические лица – организации, которые образованы по законодательству РФ; 2) иностранные юридические лица – иностранные организации, фирмы которые, обладают гражданской правоспособностью, зарегистрированные на основании законодательства иностранного государства, филиалы и представи­тельства различных международных организаций, образованные на территории России.

Число организаций, которые уплачивают налоги, пополняют филиалы и прочие отдельные подразделения зарубежных организаций, расположенных на территории РФ, под предлогом, возложения на них налоговым законодательством обязанности уплачивать установленные налоги.

Филиалы и иные отдельные подразделения, зарегистрированных в России юридических лиц, самостоятельными налогоплательщиками не являются. В соответствии с ч. 2 ст. 19 HК РФ они являются исполнителями налоговых обязанностей головных организаций по месту своего пребывания [2].

Налогоплательщиком — физическим лицом признается гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не воздействует его возраст, в связи с тем, что обязательство по уплате налога наступает в момент, когда приобретается объект обложения налогов.

Налогоплательщики физические лица делятся на разные категории по субъектам на индивидуальных предпринимателей и налоговых резидентов РФ.

Индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, зарегистрированными в порядке, установленным законода­тельством РФ, и ведущие предпринимательскую деятельность без создания фирмы — юридического лица. Налоговый кодекс РФ в понятие индивидуальный предприниматель включает также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Индивидуальный предприниматель приобретает правовой статус плательщика налогов вне зависимости от наличия статуса предпринимателя. Таким образом, п. 2 ст. 11 НК РФ разъясняет, что физическое лицо, осуществляющее деятельность предпринимательского характера, не образуя при этом юридическое лицо, и не зарегистрировавшееся в качестве индивиду­ального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства, когда исполняет свои налоговые обязанности не вправе сослаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем [2].

Налоговым резидентом Российской Федерации признается физическое лицо, находящееся на территории Российской Федерации не меньше 183 календарных дней в году.

Налоговая правосубъектность – это основа правового статуса налогоплательщика, т. е. установленная нормативно правовыми актами возможность или способность являться субъектом налогового права, состоящая в свою очередь из правоспособности и дееспособности.

Налогоплательщик — это специальное правовое положение лица, на которое законодательным образом наложено обязательство платить налоги и (или) сборы. Правовой статус налогоплательщика обладает обязательным элементом, в который включены общие права и обязанности, которые являются одинаковыми для физических и юридических лиц, установленные налоговым кодексом. Также данное положение включает в себя ответственность, предусмотренную в случае нарушения закона, связанного с налогами и сборами.

Основываясь на сказанное ранее, можно сделать вывод, что нет однозначного понимания терминов «правовой статус» и «правовое положение», а так же непонятен момент, когда наступает налоговая правоспособность. Начнем с первой проблемы.

Дефиниция «правовой статус» применяется в научной литературе, в законодательстве и на практике, но его содержание по сей день спорно. Если отталкиваться от широкого смысла, то правовой статус – это положение личности в обществе, которое юридически закреплено [8, с. 190]. Обществом являются отношения, которые складываются между людьми. В этих отношениях человек занимает определенное место, которое может удовлетворить его потребности и интересы, а так же он обладает функциями, которые выполняет в обществе. По-другому, непосредственный социальный статус человека охарактеризован его правами и обязанностями. В следствие закрепления государственными органами в законе фактического социального статуса создается такой вид как «правовой статус».

Однозначного мнения нет, которое бы соотнесло понятия «правовой статус» и «правовое положение». В качестве примера, О.Е. Кутафин и Е.И. Козлова пришли к выводу, что анализируя положение субъекта в обществе будет недостаточно определения «правовой статус» (они в него включают права, свободы и обязанности). Чтобы более точно характеризовать места, занимаемые субъектом в обществе, вышеупомянутые ученые предложили применять институты граж­данства, правосубъектности, гарантий, ответственности, образующие в совокупности образуют единый правовой вид – правовое положение субъекта [5, с. 94]. Н.В. Витрук характеризует «правовое положение» более широко, и понятие «правовой статус» считает составным элементом первого [3, с. 8-9]. В.А. Кучинский разделяет статутные (которые закреплены в законе) и субъективные (содержащие конкретные правоотношения) права и обязанности. Статутные включают в себя элементы правового статуса. В составе правового положения он объединяет статутные, и субъективные права и обязанности, а также гражданство и правосубъектность [6, с. 133].

Тем временем некоторые авторы, включая Н.И. Матузова, не находят каких-либо отличий между этими определениями [8, с. 52]. Мнение другого учёного, такого как П.Г. Семенова схоже с Матузовым, для него данное разграничение «ничего не меняет по существу и едва ли оправдано» [12, с. 7]. Не стоит забывать о этимологически равнозначных терминах «статус» и «положение» [10, с. 680]. Разделение определений «правовой статус» и «правовое положение» не оправданно и приходится отождествлять их. Авторы, различающие указанные категории, хотят вложить в них одинаковый смысл — это социальное положение человека, которое оформлено по закону, и различаемое лишь в объемах. Авторы, которые не ищут отличий в указанных понятиях, по-разному проводят толкование объема термина «правовой статус».

Многие авторы сходятся во мнении, что: 1) термин «правовой статус» — это место субъекта в обществе, которое юридически закреплено, 2) обязательными элементами данного вида будут общие права и обязанности, характерные для определенного круга лиц и зафиксированные в законе. Другие же учёные выделяют только права и обязанности в качестве элементов правового статуса [9, с. 80-87; 7, с. 480-481]. В.А. Кучинский дополняет эти два элемента юридической ответственностью [6, с. 115]. В.А. Патюлин включает права, обязанности, гражданство, общую правоспособность и принцип их равноправия, закрепленный конституцией [11, с. 230]. Шире всех дает определение Н.И. Матузов, включая в состав правового статуса правовые нормы, которые устанавливают этот статус, правосубъектность, права и обязанности, законные интересы, гражданство, юридическую ответ­ственность, правовые принципы, статутные правоотношения (общего типа). Это и есть совокупность всего, что законодательно определено и закреплено (оформлено) для обозначения положения личности в обществе. Позиция Н.И. Матузова является наиболее удачной, потому что шире всех раскрывает положение субъекта в обществе.

Читайте так же:  Больничный в табеле учета рабочего времени

Вторая проблема — момент наступления налоговой право­способности. Гражданский кодекс РФ указывает, что гражданская правоспособность лица наступает после внесения в ЕГРЮЛ сведений о там, что она создана и заканчивается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Нормы налогового права не дают дефиницию налоговой правоспособности, тем самым создавая некие трудности, в качестве примера, отсутствует ясность в определении момента, с которого организация приобретает права и обязанности и, когда она может и должна их осуществлять.

Д.В. Виницкий отождествляет возникновение налоговой право­субъектности юридические лица с ее постановкой на учет в налоговой, указывая на то, что реализуя значительное число налоговых прав, которые требуют активных действий налоговых и иных государ­ственных инстанций, может быть осуществлена только после регистрации в налоговых органах, так же исполнение лицом основных налоговых обязанностей невозможно, либо будут затруднительны, либо не будут иметь смысла до указанных регистрационных процедур [4, с. 78].

Выражая свое мнение, лицо приобретает правоспособность и правовой статус налогоплательщика исключительно с момента, когда ее зарегистрируют в установленном порядке, так как сразу же после налоговой регистрации организация будет обременена определенными налоговыми обязанностями: обязанностью встать на учет в налоговых органах, ведения в установленном порядке учета своей прибыли и расходов, и объектов налогообложения и др. Если на организацию возложили обязанности, то она уже будет считаться правоспособной. Данные обязанности составляют правовой статус налогоплательщика, тем самым, лицо становится его носителем. Указанные обязанности должны быть исполнены сразу после их появления, следовательно, вместе с правоспособностью у организации приобретается и дееспособность.

Список литературы:

  1. Конституция Федерации, принята голосованием 12.12.1993 учетом поправок, Законами РФ поправках к РФ от № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № от 05.02.2014 2-ФКЗ, от № 11-ФКЗ) Российская газета, 237, 25.12.1993.
  2. Налоговый Российской Федерации вторая) от N 117-ФЗ (ред. от // Собрание РФ, 07.08.2000, 32, ст. 3340.
  3. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР.М., 1985. 412 с.
  4. Винницкий Д.В. Налоговое право. М.: Юрайт, 2014. 360 с
  5. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. 412 с.
  6. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. 302 с.
  7. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1961. Т. 1. С. 480-481.
  8. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972. 276 с.
  9. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. С. 80-87.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка (Изд-е 15, стереотипное) Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1984. С. 680.
  11. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. 352 с.
  12. Семенов П.Г. Конституция и гражданин//Теоретические основы советсткой Конституции. М., 1981. 159 с.

Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Содержание материала

Правовой статус налогоплательщиков

Участниками отношений, регулируемых законодательством о на­логах и сборах, являются организации и физические лица, при­знаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы (ст. 19 НК РФ).

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установ­ления, введения или взимания налогов, осуществления налого­вого контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств , установленных законо­дательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога.

Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на осно­вании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы:

Налогоплательщики-организации

В налоговом праве поня­тие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реали­зации предписаний Налогового кодекса РФ организации под­разделяются на два вида:

  1. российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  2. иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, меж­дународные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при ус­ловии, что налоговым законодательством на них возложена обя­занность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не явля­ются , поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только ис­полняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщики — физические лица

На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налого­плательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринимате­ли и налоговые резиденты РФ.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ также относит частных нотариусов, ча­стных охранников и частных детективов. Индивидуальные пред­приниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпри­нимателя. Так, ст. 11 НК РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в ка­честве индивидуальных предпринимателей в нарушение требова­ний гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Основой правового статуса налогоплательщика является на­логовая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представ­ляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокуп­ность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Читайте так же:  Как получить положенные льготы работникам на вредных производствах

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга^

  • yалоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в на­следство и т.д.),
  • дееспособность — по достижении определенно­го условия (регистрация в качестве предпринимателя, достиже­ние определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотноше­ниях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридиче­ского лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельно­сти, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязан­ностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой ста­тус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязан­ность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элемента­ми правового статуса налогоплательщика выступают общие, оди­наковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответст­венность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплатель­щиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации отно­сительно государства. Практическая реализация правового ста­туса налогоплательщика происходит в процессе вступления ор­ганизации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налого­вым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть пре­доставлены другие права.
Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязан­ность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обя­занностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
  • обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

Обязанности первой группы:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам
  5. документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  7. не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Организации также обязаны сохранять
  9. документы, подтверждающие произведенные расходы.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанности второй группы:

  1. постановка на учет в налоговых органах;
  2. предоставление налоговому органу необходимой информа­ции и документов.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

  • прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
  • требующие особого указания на отношение к налогопла­тельщику.

Вместе с тем возложе­ние на налогоплательщика некоторых обязанностей возможно только в силу указания на то иным нормативным правовым актом. К числу таких обязанностей относятся: вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообло­жения, если такая обязанность предусмотрена законодательст­вом о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгал­терском учете».

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

  • общие для всех категорий налогоплательщиков;
  • специальные, возложенные только на определенных субъектов.

К общим относятся обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 23 НК РФ. Наличие специальных обязанностей предусмотрено п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики — органи­зации и индивидуальные предприниматели кроме выполнения общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту своего учета следующие сведения:

  • об открытии или закрытии счетов в коммерческих банках;
  • об участии в российских или иностранных организациях;
  • о создании, реорганизации, ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории РФ;
  • о принятии решения о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
  • об изменении своего места нахождения.

Установленный ст. 23 НК РФ перечень обязанностей нало­гоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпы­вающим.

Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогопла­тельщиком возложенных на него обязанностей образует соответ­ствующий состав налогового правонарушения.

Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Содержание материала

Правовой статус налоговых представителей

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо че­рез своих налоговых представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

  1. законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами орга­низации;
  2. уполномоченные — представители, наделенные соответст­вующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физи­ческие лица и организации независимо от организационно-пра­вовой формы. Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — фи­зического лица аналогичен перечню представителей в соответст­вии с гражданским законодательством РФ:

  • относительно несовершеннолетних детей — их родители,
  • по отношению к опекаемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают его ор­ганы, поскольку юридическое лицо приобретает права и прини­мает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учре­дительных документов. Законным представителем организации может выступать и другое юридическое лицо, отношения которых оформляются контрактом или договором поручительства. В данной ситуации законным представителем, реально участвующим в на­логовых правоотношениях за своего клиента, будет только руко­водитель организации-представителя. Сотрудники организации-представителя могут действовать лишь на основании доверенно­сти, оформленной в порядке передоверия.

Читайте так же:  Стандартные вычеты и другие новшества

Налоговым кодексом РФ установлено, что действия или без­действие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой пред­ставляемой организации. Таким образом, в российском налого­вом праве действия законного представителя аналогичны дейст­виям представляемого, что влечет и тождество юридических по­следствий: будет ли признано деяние правомерным или нет, виновным или невиновным, есть ли основания для применения смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д.

Участие представителя в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщи­ком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих пол­номочий. В ряде налоговых отношений представительство неиз­бежно, даже если представляемое лицо и пожелает само выполнять фискальные права и нести обязанности. Например, несовершен­нолетние или недееспособные лица в силу закона обязаны дейст­вовать через представителя. Также неизбежно налоговое пред­ставительство при подписании руководителем предприятия или главным бухгалтером поручений на перечисление налогов, нало­говых деклараций и т.д.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налогопла­тельщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно только по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенность ю. При этом уполномоченный пред­ставитель организации осуществляет свои полномочия на осно­вании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского за­конодательства. Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности.

Таким образом, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового пред­ставительства носят гражданско-правовой характер. Налоговый кодекс РФ «учреждает» институт уполномоченного представи­тельства, предоставляя налогоплательщику право самому решать вопрос о необходимости участия в налоговых отношениях через другое лицо. Детальное регулирование отношений между дове­рителем и представителем осуществляется в рамках гражданского права. Однако дальнейшие действия уполномоченного налогового представителя, его взаимоотношения с налоговыми органами и иными субъектами относительно вопросов налогообложения ре­гулируются исключительно нормами налогового законодательства.

Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно ко­торому не могут быть уполномоченными представителями налого­плательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (ст. 29 НК РФ).
В отличие от статуса законного представителя действия либо бездействие уполномоченного представителя не признаются без подтверждения действиями (бездействием) самого налогоплатель­щика. Существует два условия , при наличии одного из которых поступки уполномоченного представителя будут расцениваться в качестве действий (бездействия) самого налогоплательщика:

  • действия совершены на основании и в пределах доверен­ности, выданной налогоплательщиком;
  • в случае совершения уполномоченным представителем каких-либо деяний в пользу налогоплательщика без дове­ренности либо с превышением оговоренных в доверенно­сти полномочий, но при последующем одобрении этих
  • действий (бездействия) самим налогоплательщиком.

Следовательно, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы пред­ставляемым субъектом. Вместе с тем поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не снимает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния.

Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные организации).

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности.

8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Читайте так же:  Субсидии жкх принцип начисления и определение положенной суммы

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

1) законные – представители, которые наделены соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

2) уполномоченные – представители, которые наделены соответственными полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:

– путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;

[1]

– представительство на основании закона.

В первом случае сведения о представителе должны быть включены в учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор). Тогда представительство этого предприятия сможет осуществлять только указанный в ее учредительных документах представитель.

Во втором случае представительство возможно на государственных и муниципальных предприятиях, где собственником является государство. Налоговый представитель таких предприятий должен быть указан в качестве такового в акте соответствующего государственного органа (представительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления и т. п.).

Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.

А потому в соответствии со ст. 28 НК РФ, как действие, так и бездействие законных налоговых представителей организации признаются действиями (бездействием) самой организации.

В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченными представителями налогоплательщиков могут быть как юридические, так и физические лица, как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных органов власти и служащие контролирующих и правоохранительных органов – работники налоговых инспекций и таможенных служб, налоговые полицейские, судьи, следователи, прокуроры. Все эти лица могут представлять интересы государства и вправе заниматься только профессиональной, а также преподавательской, научной, литературной и другой творческой деятельностью. Также не могут быть уполномоченными представителями граждане, признанные судом недееспособными. Ограниченно дееспособные могут выступать представителями только с согласия попечителя.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

Представительство прекращается по следующим причинам:

– если истек срок действия доверенности;

– если доверенность отменена выдавшим ее доверителем;

– если прекращена деятельность юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

Видео (кликните для воспроизведения).

– в случае смерти физического лица, которому выдана доверенность, или в случае признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Источники


  1. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

  2. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  5. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
Правовой статус налогоплательщиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here