Проект закона о повышении пенсионного возраста

Все что нужно знать по теме: "Проект закона о повышении пенсионного возраста" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Законопроект о повышении пенсионного возраста направлен в профильный комитет Госдумы

Необходимость совершенствования пенсионной системы продиктована негативной демографической ситуацией, повлекшей неэквивалентность пенсионных прав граждан.

Законопроектом предлагается поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

В рассматриваемом варианте законопроекта закрепляется общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

Предполагается, что повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.

В законопроекте приведена таблица повышения пенсионного возраста в России по годам рождения.

Отдельные льготы, в том числе касающиеся досрочного выхода на пенсию, предлагается сохранить.

Вступление в силу законопроекта планируется с 1 января 2019 года.

Правительство утвердило повышение пенсионного возраста

Правительство на заседании 14 июня утвердило проект закона, предусматривающий увеличения пенсионного возраста.

Документ предполагает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (переходный период — с 2019 до 2028 года) и до 63 лет для женщин (переходный период — с 2019 до 2034 года). В настоящее время женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины — в 60.

Володин: пенсионный возраст не будет повышен до конца весенней сессии

Необходимость непопулярных мер премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил тем, что если их не принять, то это может привести к разбалансированию пенсионной системы, «вплоть до того, что государство не сможет выполнять обязательства».

«Мы понимаем, что все эти решение непростые, мы шли к ним длительное время, были острые дискуссии, прорабатывали разные варианты. Эти изменения назрели и необходимы, без них мы не можем двигаться вперёд»,- сказал глава кабмина.

Председатель правительства отметил, что предлагаемые поправки согласуются с ключевой задачей по повышению пенсии выше темпов инфляции, которую поставил Президент России Владимир Путин.

Принимая решение, Дмитрий Медведев напомнил, что Правительство руководствуется несколькими факторами. Во-первых, ежегодно сокращается количество работающих граждан. Во-вторых, нынешний порог пенсионного возраста был установлен в 30-х годах прошлого века.

В настоящее время продолжительность жизни в стране — 73 года. И перед властью стоит амбициозная цель войти в клуб стран с продолжительностью жизни «80+»

«С тех пор изменились условия труда, повысилась средняя продолжительность жизни до 73 лет, а сроки выхода на пенсию сохранились», — уточнил глава кабмина.

Дмитрий Медведев убеждён, что предлагаемые меры помогут сбалансировать рынок труда. Для этого необходимо устранить все ограничения при приеме на работу пожилых граждан. Работодатели в полной мере должны обеспечить работой людей старшего поколения.

Рано или поздно повысить пенсионный возраст придётся

Рано или поздно повышать пенсионный возраст придётся, считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова. Она напомнила: действующие рамки выхода на пенсию принимались в 1930-е годы, когда средняя продолжительность жизни была в районе 40 лет. С тех пор изменились условия, возможности и желание людей трудиться, резко увеличилась продолжительность жизни. «В настоящее время продолжительность жизни в стране — 73 года. И перед властью стоит амбициозная цель войти в клуб стран с продолжительностью жизни «80+», — напомнила сенатор. — Существенно изменились и условия труда. Если раньше был распространён в основном физический труд, в том числе тяжёлый, и к 50-60 годам организм человека изнашивался, то сегодня больше всё-таки умственного труда, и к моменту достижения пенсионного возраста люди готовы продолжать трудовую деятельность, и для этого у них есть и силы, и возможность».

При этом Бибикова уверена, что повышение пенсионного возраста должно быть плавным и понятным россиянам. А это пока что не так. Как показал опубликованный 14 июня опрос «Ромир», подавляющее большинство россиян — 92 процента — против повышения пенсионного возраста, реформу одобряют только восемь процентов граждан.

Спешить в данном случае действительно не стоит. Нужно дать возможность поработать над этим законопроектом депутатам, сенаторам, региональным законодателям, общественным организациям.

Хорошей новостью для многих станет то, что спешить с принятием законопроекта парламентарии не намерены. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, данная инициатива в весеннюю сессию может быть принята в первом чтении. Рассмотрение документа в окончательном варианте пройдёт в осеннюю сессию. «Мы можем в первом чтении рассмотреть законопроект в июле, затем обсуждать его в летнее время и в сентябре при подготовке ко второму чтению. Никто не будет торопиться», — пообещал спикер.

С тем, что законопроект необходимо тщательно проработать, согласен председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Спешить в данном случае действительно не стоит, — сказал он «Парламентской газете». — Нужно дать возможность поработать над этим законопроектом депутатам, сенаторам, региональным законодателям, общественным организациям — всем тем, кто занимается проблемами пожилых людей». Валерий Рязанский напомнил, что президент Владимир Путин призвал не допустить ухудшения качества жизни людей старшего возраста при принятии решения о повышении пенсионного возраста.

«Материальная обеспеченность граждан старшего возраста после этого должна повыситься, — подчеркнул сенатор. — И до тех пор, пока мы не увидим, что законопроект это обеспечит, над ним нужно будет работать».

В Госдуме также не намерены рассматривать вопрос о повышении пенсионного возраста в отрыве от поставленной президентом задачи повысить уровень жизни пенсионеров, сообщил «Парламентской газете» первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Как сделать доходными пенсионные деньги

«Мы ждём от Правительства предложения о реформировании пенсионной системы с целью повышения уровня благополучия наших пенсионеров, — сказал депутат. — Мы не будем рассматривать вопрос о повышении пенсионного возраста в отрыве от той задачи, которую поставил президент — повышение уровня жизни пенсионеров».

Как будут выходить граждане на пенсию по новым правилам

Озвученное премьер-министром Дмитрием Медведевым предложение по поэтапному повышению пенсионного возраста мужчин до 65 лет, женщин — до 63 лет базируется на точных расчётах и предполагает переходный период, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова в четверг по итогам заседания кабмина.

По её словам, повышение пенсионного возраста — мера вынужденная, но необходимая. «Если в 1970 году году на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих граждан, то сегодня этот показатель снизился до 1,8. То есть объём средств, которые зарабатывает пенсионная система посредством уплаты страховых взносов, снизилась. Это существенно сокращает и возможности для выплаты пенсий и их увеличения», — пояснила Голикова, добавив, что решения, которые приняло правительство направлены на повышение благосостояние пенсионеров в долгосрочной перспективе.

Читайте так же:  Можно ли на материнский капитал купить дачу, машину, гараж и многое другое

«Безусловно в первые годы мы каких-то значимых плюсов не получим по пополнению пенсионной системы, но постепенно ресурсы будут накапливаться, соответственно, появится возможность увеличивать пенсии больше, чем это делалось в предыдущие годы», — заверила Голикова.

Законопроект о повышении пенсионного возраста внесен в Госдуму

igorlitvyak / Depositphotos.com

Направленным кабмином документом в нижнюю палату парламента предусматривается поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости 1 . Планируется установить в качестве общего пенсионного возраста 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. При этом предполагается предусмотреть переходный период с 2019 по 2034 год с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год. Согласно законопроекту это произойдет следующим образом: мужчины 1959 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года; 1960 года рождения – в 2022 году в возрасте 62 лет; 1961 года рождения – в 2024 году в возрасте 63 лет; 1962 года рождения – в 2026 году в возрасте 64 лет; 1963 года рождения – в 2028 году в возрасте 65 лет.

Ожидается, что для женщин указанный переход будет более длительным:

  • женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году в возрасте 56 лет;
  • 1965 года рождения – в 2022 году в возрасте 57 лет;
  • 1966 года рождения – в 2024 году в возрасте 58 лет;
  • 1967 года рождения – в 2026 году в возрасте 59 лет;
  • 1968 года рождения – в 2028 году в возрасте 60 лет;
  • 1969 года рождения – в 2030 году в возрасте 61 года;
  • 1970 года рождения – в 2032 году в возрасте 62 лет;
  • 1971 года рождения – в 2034 году в возрасте 63 лет.

Кроме того правительство предлагает с 1 января 2020 года привести в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста и пенсионный возраст для госслужащих.

Также может измениться и возраст выхода на социальную пенсию. Не работавшим гражданам или не имеющим полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальную пенсию предлагается назначать не в возрасте 60 лет (для женщин) и 65 лет (для мужчин), а в 68 и 70 лет соответственно. Так, в 2019 году предполагается, что возраст по достижении которого возникнет право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по состоянию на 31 декабря 2018 года, для женщин и мужчин увеличится на 1 год, в 2020 году – на 2 года, в 2021 году – на 3, в 2022 году – на 4, в 2023 году – на 5, далее возраст для мужчин увеличиваться уже не будет, а для женщин продолжит повышаться на 1 год до 2026 года. Однако уточняется, что у граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, останется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2019 года.

1 С текстом законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Законопроект о повышении пенсионного возраста госслужащим готовится ко второму чтению в Госдуме России

Об этом Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщил журналистам в рамках рабочего визита в Кабардино-Балкарскую Республику.

«У нас в Думе есть проект закона о повышении пенсионного возраста государственным гражданским служащим, региональным гражданским служащим, муниципальным служащим», – напомнил Министр.

По словам Максима Топилина, этот законопроект принят в первом чтении и сейчас готовится ко второму. «Там пенсионный возраст повышается до 65 лет с 1 января 2017 года плавно – каждый год по полгода», – уточнил Министр.

При этом Максим Топилин подчеркнул, что решений по повышению пенсионного возраста всем гражданам не существует. «Что касается остальных предложений, то они экспертами обсуждаются. Каких-то решений, проектов не существует», – сказал он.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривается изменение условий установления дополнительных к страховой пенсии по старости выплат – пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, должности муниципальной службы и отдельным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещавшиеся на постоянной основе.

Предлагается установить минимальный стаж государственной (муниципальной) службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и определение ее размера 20 лет (в настоящее время необходимый минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим составляет 15 лет. Единые требования к необходимому минимальному стажу отсутствуют, и в настоящее время он устанавливается в диапазоне от 10 до 20 лет каждым субъектом Федерации (органом местного самоуправления) самостоятельно).

При этом предусматривается плавный переход по полгода в течение первых четырех лет, а далее по одному году до 20 лет.

Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости для данной категории лиц до 65 лет (а досрочно назначаемых пенсий: для мужчин на 5 лет, для женщин – на 10 лет больше возраста, предусмотренного статьями 30-33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Правительство РФ озвучило содержание законопроекта об увеличении пенсионного возраста

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 июня 2018 07:07

14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ. Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Возрастная планка с шагом в год начнёт подниматься с 2019 года. В Амурской области ежегодно пенсионерами по общим основаниям (55 лет женщины, 60 лет мужчины) становятся более 10 тысяч человек, соответственно в 2019 году такое же количество получат право позже на 1 год. Это мужчины 1959-го и женщины 1964 года рождения, они выйдут на пенсию в 2020 году. В общей сложности законопроект предусматривает повышение возраста на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин. Переход будет поэтапным, в 2028 году мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 году – в 63 года. Законопроект должен ещё пройти согласование в Госдуме, Совете федерации РФ, а также быть подписан президентом.

Читайте так же:  Что такое коворкинг – плюсы и минусы для работников и работодателей

Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400–500 рублей.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – в 2022 году в возрасте 62 и 57 лет соответственно.

Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – в 2024 году в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – в 2026 году в возрасте 64 и 59 лет соответственно.

Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – в 2028 году в возрасте 65 и 60 лет соответственно.

Женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года.

Женщины 1970 г.р. – в 2032 году в возрасте 62 лет.

Женщины 1971 г.р. – в 2034 году в возрасте 63 лет.

Досрочные пенсии:

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

– Работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно.

Видео (кликните для воспроизведения).

– Педагогических, медицинских, творческих работников — для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год (сейчас – по полгода за год). Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Повышение пенсионного возраста не предусматривается:

  1. Для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемым в результате специальной оценки условий труда:

— на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);

— в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);

— в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);

— в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);

— в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);

— на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);

— в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);

— на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

— трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);

— рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);

— водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);

— спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

  1. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:
Читайте так же:  Как не попасть на штраф из-за бани на своем участке

— женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,

— одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);

— женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;

— инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);

— инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);

— гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);

— постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).

  1. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Президент РФ подписал закон о повышении пенсионного возраста

megaflopp / Depositphotos.com

Согласно документу 1 января следующего года начнется поэтапное увеличение возраста, по достижении которого у граждан будет появляться право на получение страховой пенсии по старости. К 2023 году этот возраст будет составлять 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).

Отметим, что в 2019 и 2020 годах годах у граждан будет право оформить пенсию на полгода раньше.
Указанным федеральным законом также со следующего года закрепляется право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей, увеличение размера максимального пособия по безработице для людей предпенсионного возраста, а также право на досрочный выход на пенсию для женщин со стажем 37 лет и для мужчин со стажем 42 года.

Также в рамках пенсионной реформы подписан еще ряд федеральных законов. В частности, об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста с 1 января 2019 года в форме штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательных работ на срок до 360 часов (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации»). Напомним, что под таким возрастом будет пониматься период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости.

Другим законом Трудовой кодекс дополнен новой ст. 185.1, регламентирующий предоставление работникам гарантий при прохождении диспансеризации. Так, со следующего года для ее проведения раз в три года сотрудники будут освобождаться от работы на один рабочий день. При этом у работников предпенсионного возраста, а также получателей пенсии по старости или за выслугу лет при прохождении диспансеризации появится право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением места работы и среднего заработка (Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Проект закона о повышении пенсионного возраста

Прошла всего неделя с того момента, как правительство рассмотрело возможность начала пенсионной реформы, а проект закона о повышении пенсионного возраста в России уже находится в нижней палате парламента. Значит пришла пора и нам подробнее ознакомиться с проектом пенсионной реформы, начало которой ожидается в 2019 году.

Распоряжением Правительства РФ от 16.06.2018 № 1192-р в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Официальным представителем правительства при рассмотрении законопроекта будет выступать министр труда и социальной защиты Топилин М.А.

Проект закона о повышении пенсионного возраста достаточно объемный документ. При этом он вносит изменения в другие нормативные акты, поэтому воспринимается достаточно тяжело. Мы предоставим возможность в конце статьи ознакомиться с полной редакцией законопроекта, сейчас же остановимся только на его ключевых моментах.

Для чего необходима пенсионная реформа в России?

По мнению авторов законопроекта необходимость проведения пенсионной реформы вызвана следующими причинами.

  1. В нашей стране наблюдается постоянный рост получателей пенсии, при этом число лиц, за которых уплачиваются пенсионные взносы, напротив сокращается.
  2. Действующий пенсионный возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был закреплен в 30-х годах прошлого столетия. При установлении такого пенсионного возраста ориентировались в первую очередь на рабочих, занятых в промышленности. Ведь в то время по всей стране шла индустриализация. При этом средняя продолжительность жизни составляла всего 43 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни увеличилась, удельный вес рабочих специальностей снижается.
  3. 30% пенсионеров продолжают свою трудовую деятельность. При этом число работающих в первые годы выхода на пенсию значительно выше 30%. Значительно уменьшается количество работающих пенсионеров именно после достижения возраста 35 лет.
  4. Международными стандартами (Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения) допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.

Проект закона о повышении пенсионного возраста в России: основная концепция

  1. Закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.
  2. Провести повышение пенсионного возраста постепенно в течение переходного периода с 2019 по 2034 год.
  3. Предоставить на переходный период лицам, предпенсионного возраста , возможность выхода на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста. Соответственно:
    — мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 года и 56 лет);
    — мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
    — мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
    — мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
    — мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
    — женщины 1969 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2030 году (в возрасте 61 год);
    — женщины 1970 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2032 году (в возрасте 62 лет);
    — женщины 1971 г.р. — получат право выхода на пенсию — в 2034 году (в возрасте 63 лет).
  4. Закрепить стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Читайте так же:  Можно ли частично использовать учебный отпуск

Какие результаты должна достичь пенсионная реформа?

По мнению авторов, закон о повышении пенсионного возраста позволит:

  • создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни;
  • создать условия для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции.

Повышение пенсионного возраста: за и против

IgorVetushko / Depositphotos.com

В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.

Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ.РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе «нулевого чтения» в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

Сторонники: «Пенсионная реформа назрела»

О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.

Исторические предпосылки

[1]

Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту 1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.

В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат 2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала «Накопительная пенсия» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.

Но необходимо ее существенно доработать

«Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены», – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.

«Сырая» нормативная база

Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к «приглашению к дискуссии», ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.

Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.

Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.

[3]

Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.

По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.

Работа с населением

Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.

Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ.РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.

Читайте так же:  Квартиранты просят временную регистрацию

В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.

Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.

Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.

Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.

Противники: «Пенсионный возраст повышать нельзя»

Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.

Плановые показатели – это только прогнозы

Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.

Поскольку есть альтернативы

Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.

Решение текущих проблем

[2]

Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.

А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.

Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.

К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.

1 С текстом законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.

Источники


  1. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  2. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
  5. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Проект закона о повышении пенсионного возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here