Российский потребитель заплатит за утилизацию

Все что нужно знать по теме: "Российский потребитель заплатит за утилизацию" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Российские власти хотят ввести полную переработку товаров. За это заплатят потребители

Правительство вернулось к идее ввести полную утилизацию всех товаров и упаковки. С такой инициативой выступило Минприроды. Раскошелиться на экологию придётся потребителям, выяснил «Коммерсантъ».

Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать на 5–35% от реализации или платить экосбор. За счёт последнего в 2018 году бюджет получил 2,2 млрд рублей. С введением 100-процентной утилизации экосбор вырастет. Рост цен для конечных потребителей при этом может составить 1–2%.

Срок повышения нормативов утилизации пока не назывался, однако правительство должно рассмотреть этот вопрос до середины 2020 года.

Минприроды рассчитывает получить от него дополнительный доход свыше 136 млрд рублей. Больше всего планируется выручить за счёт производителей электроники (47 млрд), бумаги (22 млрд), резины (17,9 млрд) и стекла (14,4 млрд).

[1]

Увеличение нормативов позволит загрузить перерабатывающие мощности и перейти на европейскую систему формирования цены на производство и упаковку. В Евросоюзе цена уже давно рассчитывается с учётом затрат на полную утилизацию.

Ранее с похожей инициативой выступал Минпромторг, однако тогда именно Минприроды было против. Теперь против могут оказаться Минфин и Центробанк, поскольку эта мера неизбежно приведёт к росту потребительских цен и скачку инфляции. Кроме того, обязанность платить экосбор или организовывать собственную систему переработки может отбросить многие предприятия за грань окупаемости, отметили эксперты.

[2]

Представители бизнеса также раскритиковали предложение. Прежде всего они указали на невыполнимость поставленных задач в столь короткий срок. Европейский опыт, на который ссылается Минприроды, предполагает постепенный рост вторичной переработки. Например, объём захоронения шинных отходов в ЕС снижался с 49% до 4% в течение последних 20 лет. А норматив утилизации по пластику там составляет всего 22,5% и будет увеличиваться постепенно.

При этом спрос на переработку мусора и зелёную энергетику растёт во всём мире. В России сокращение числа свалок и развитие вторичной утилизации являются одними из целей нацпроекта «Экология».

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Производители бытовой техники ответили Путину о сборе за утилизацию 27.12.2017

Видео (кликните для воспроизведения).

Президент России Владимир Путин предложил подумать о введении утилизационного сбора для производителей крупной бытовой техники. За утилизацию таких отходов бизнес уже платит, напомнили производители

Производители и импортеры бытовой техники уже уплачивают экологический сбор за утилизацию отходов, указано в письме Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; объединяет производителей техники Whirlpool, Beko, LG, Panasonic, Philips и другие) на имя главы администрации президента России Антона Вайно (документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили в РАТЭК).

Поводом для обращения стало высказывание российского президента Владимира Путина, сделанное в понедельник, 25 декабря: на встрече с руководством палат Федерального собрания президент предложил подумать об утилизационном сборе для производителей.

​ «Что касается вот этих крупных отходов (телевизоры, холодильники и другая крупная техника), надо подумать. Я не говорю, что нужно сейчас вводить немедленно. Надо подумать, чтобы не обременять, конечно, экономику и производителя, но тем не менее у нас в отрасли существует же утилизационный сбор, и он дает возможность создавать соответствующие кластеры производства по утилизации и переработке вот этих машин, которые вышли из употребления», — заявил Путин. Таким образом он ответил на высказывание председателя думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, который обратил внимание на скопление крупных бытовых отходов во дворах.

Государством уже созданы все необходимые условия для создания инфраструктуры отходов от использования товаров, говорится в письме РАТЭК. Сейчас введен экологический сбор, и появление еще одного налога, утилизационного сбора, нецелесообразно, отмечается там же. Ставки существующего налога составляют 26,5 тыс. руб. за одну тонну бытовой техники и установлены постановлением правительства в апреле 2016 года.

Сейчас производители и импортеры техники должны утилизировать отходы, исходя из норматива — 5% от ввезенного или произведенного товара (в натуральном весе), рассказывает представитель ассоциации «СКО Электроника-утилизация», которая объединяет в том числе Sony, Indesit, Panasonic и других. Иначе компания должна заплатить налог, исходя из ставки платежа примерно 26,5 тыс. за одну тонну продукции, поясняет он.

При этом РАТЭК разделяет высказанное предложение усилить ответственность за нарушение правил утилизации, говорится в письме. Но оно должно быть привязано к введению ответственности региональных властей и органов местного самоуправление за создание специальных мест сбора крупногабаритных отходов, считают в ассоциации. Основной проблемой остается сбор отходов от населения. Сегодня такой системы в России нет, подтверждает представитель «СКО Электроника-утилизация».

Российский потребитель заплатит за утилизацию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Кто должен платить экологический сбор за упаковку — производитель упаковки или тот, кто приобрел упаковку для реализации своего товара в этой упаковке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по обеспечению утилизации отходов либо по уплате экологического сбора в отношении упаковки готового товара, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, возлагается не на производителя упаковки, а на производителя, импортера товара в этой упаковке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

28 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правительство хочет ввести полную утилизацию товаров. Заплатят потребители

Правительство реанимировало идею ввести полную утилизацию товаров и упаковки. Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать на 5–35% от реализации или платить экосбор

В 2018 году за счет него получено лишь 2,2 млрд руб., но теперь Минприроды рассчитывает увеличить доходы до 136 млрд руб. Заплатят в первую очередь потребители, рост цен для которых может составить 1–2%. Участники рынка считают, что резко поднять утилизацию до 100% невозможно, причем решение окажет давление в первую очередь на тех, кто уже и так выполняет нормативы.

Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Алексей Гордеев поручил Минфину, Минпромторгу и Минэкономики рассмотреть идеи Минприроды по повышению эффективности механизма расширенной ответственности производителя (утилизация товаров и упаковки или уплата экосбора). Речь идет, в частности, об увеличении нормативов утилизации до 100%, говорится в письме министерства в правительство (титульная страница опубликована в Telegram-канале «Зеленый змий», полная версия есть у “Ъ”).

Срок повышения нормативов не называется: по дорожной карте, правительство должно рассмотреть вопрос до середины 2020 года.

За счет повышения нормативов предлагается резко увеличить собираемость экосбора — с 2,2 млрд руб. (2018 год) до 136 млрд руб. ежегодно. Из этой суммы наибольший объем средств планируется собрать по группам электроники (47 млрд руб.), бумажных изделий и картона (22 млрд руб.), резины и шин (17,9 млрд руб.), стекла (14,4 млрд руб.). Наименьший — с производителей древесных изделий (0,9 млрд руб.). Рост нормативов утилизации до 100% (в 2019 году это 5–35% в зависимости от групп товаров) может спровоцировать рост цен на продукцию на 0,25–1,5%, говорится в документе.

В письме отмечается, что увеличение нормативов позволит загрузить перерабатывающие мощности и соответствует европейскому опыту, где плата рассчитывается исходя из необходимости полной утилизации. Идея повысить нормативы уже возникала несколько лет назад у Минпромторга, но тогда именно Минприроды выступило против. Минпромторг предлагал с 2018 года ввести полную утилизацию бытовых неэлектрических приборов, осветительного оборудования, а еще через год — бумаги, картона и изделий из них, а также шин и пластмассовых изделий, в 2021 году — для компьютерной техники, электронной бытовой техники, аккумуляторов, холодильного и вентиляционного промышленного оборудования. Чиновники ссылались на то, что норматив утилизации в РФ пересматривается раз в три года и «при мощных лоббистских возможностях может замереть на неопределенный срок или даже повернуться вспять», а «мощности переработчиков автошин, аккумуляторов, масел, технологических жидкостей, бумаги, металла, стекла в РФ загружены на 50–60%».

Если будет принято требование о полной утилизации, индекс потребительских цен может вырасти на 1–2%, полагает гендиректор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина. В целом это «как минимум приведет к скачку инфляции, а значит, будут против Минфин и ЦБ», считает она.

[3]

Обязанность платить экосбор или организовывать собственную систему вторичной переработки всей продукции и упаковки, по мнению госпожи Синогейкиной, может «отбросить многие предприятия за грань окупаемости».

Как отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева, на 2019 год по изношенным шинам установлен норматив утилизации в 25%, и он соответствует текущему уровню развития отрасли: «Если в 2020 году государство скажет утилизировать 100%, это будет недостижимая планка. Сбор изношенных шин невозможно увеличить одномоментно, тем более что это не твердые коммунальные отходы (ТКО), а значит, надо организовывать абсолютно новые точки сбора. Да и существующих мощностей просто недостаточно для утилизации».

Непонятно, на какой зарубежный опыт ссылается министерство: последние четыре года с момента запуска реформы производители и импортеры шин в РФ работали в полном соответствии с европейской практикой обращения с шинными отходами — сотрудничали с переработчиками напрямую или через отраслевой союз, подчеркивает госпожа Чурмеева. По ее словам, в Европе объем захоронения шинных отходов снижался с 49% до 4% в течение 20 лет. По оценкам ассоциации, в России за последние четыре года доля собираемых и утилизируемых шин увеличилась с 15% до 25% от реализации.

Своим предложением Минприроды просто перечеркнет результаты работы последних лет, уверена Надежда Чурмеева.

О том же говорят упаковщики. Крупнейшие компании приняли непростое решение по инвестированию, готовятся постепенно наращивать долю утилизации, развивают систему раздельного сбора отходов, а им в качестве «награды» предлагается исполнять норму в 100% уже завтра, подчеркивает исполнительный директор РусПЭК Любовь Меланевская: «Давайте называть вещи своими именами: бизнес попросту толкают на уплату экосбора, что полностью противоречит приоритетам госполитики и приведет к росту потребительских цен и инфляции».

По ее словам, в Европе норматив утилизации, например, по пластику составляет 22,5% и будет расти постепенно. Вместо того чтобы вывести производителей и импортеров, уклоняющихся от исполнения обязанности, в законодательное поле, регулятор предлагает ввести 100% для тех, кто уже и так исполняет обязательства, добавляет госпожа Меланевская, отмечая, что, по оценкам членов РусПЭК, сейчас в поле зрения регуляторов менее 1% тех, кто должен утилизировать отходы упаковки.

Правительство хочет ввести полную утилизацию товаров. Заплатят потребители

В правительстве РФ обсуждается идея ввести полную утилизацию товаров и упаковки. Об этом пишет «Коммерсантъ».

Как выяснило издание, вице-премьер Алексей Гордеев поручил Минфину, Минпромторгу и Минэкономики рассмотреть идеи Минприроды по повышению эффективности механизма расширенной ответственности производителя (утилизация товаров и упаковки или уплата экосбора). Речь идет, в частности, об увеличении нормативов утилизации до 100%, говорится в письме министерства в правительство.

Срок повышения нормативов не называется: по дорожной карте, правительство должно рассмотреть вопрос до середины 2020 года.

За счет повышения нормативов предлагается резко увеличить собираемость экосбора — с 2,2 млрд рублей (2018 год) до 136 млрд рублей ежегодно. Из этой суммы наибольший объем средств планируется собрать по группам электроники (47 млрд рублей), бумажных изделий и картона (22 млрд рублей), резины и шин (17,9 млрд рублей), стекла (14,4 млрд рублей). Наименьший — с производителей древесных изделий (0,9 млрд рублей). Рост нормативов утилизации до 100% (в 2019 году это 5–35% в зависимости от групп товаров) может спровоцировать рост цен на продукцию на 0,25–1,5%, говорится в документе.

В письме отмечается, что увеличение нормативов позволит загрузить перерабатывающие мощности и соответствует европейскому опыту, где плата рассчитывается исходя из необходимости полной утилизации. Идея повысить нормативы уже возникала несколько лет назад у Минпромторга, но тогда именно Минприроды выступило против. Минпромторг предлагал с 2018 года ввести полную утилизацию бытовых неэлектрических приборов, осветительного оборудования, а еще через год — бумаги, картона и изделий из них, а также шин и пластмассовых изделий, в 2021 году — для компьютерной техники, электронной бытовой техники, аккумуляторов, холодильного и вентиляционного промышленного оборудования. Чиновники ссылались на то, что норматив утилизации в РФ пересматривается раз в три года и «при мощных лоббистских возможностях может замереть на неопределенный срок или даже повернуться вспять», а «мощности переработчиков автошин, аккумуляторов, масел, технологических жидкостей, бумаги, металла, стекла в РФ загружены на 50–60%».

Если будет принято требование о полной утилизации, индекс потребительских цен может вырасти на 1–2%, полагает гендиректор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина. В целом это «как минимум приведет к скачку инфляции, а значит, будут против Минфин и ЦБ», считает она.

Обязанность платить экосбор или организовывать собственную систему вторичной переработки всей продукции и упаковки, по мнению Синогейкиной, может «отбросить многие предприятия за грань окупаемости».

Как отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева, на 2019 год по изношенным шинам установлен норматив утилизации в 25%, и он соответствует текущему уровню развития отрасли: «Если в 2020 году государство скажет утилизировать 100%, это будет недостижимая планка. Сбор изношенных шин невозможно увеличить одномоментно, тем более что это не твердые коммунальные отходы (ТКО), а значит, надо организовывать абсолютно новые точки сбора. Да и существующих мощностей просто недостаточно для утилизации».

Потребитель заплатит за полную утилизацию

Минприроды рассчитывает на увеличение до 136 млрд. рублей в год (в 2018-м было собрано 2,2 млрд. рублей) собираемости экосбора за счет повышения нормативов утилизации продукции. Больше всего планируется получить за счет экосбора с производителей электроники (47 млрд. рублей).

Сроки повышения нормативов не называются. Как отмечают СМИ, согласно «дорожной карте» кабмин должен рассмотреть вопрос до середины 2020 года. Впрочем, когда бы сбор не ввели, очевидно, что производители заложат его в стоимость товаров.

Напомним, российские власти поставили перед собой задачу повысить эффективность переработки отходов в несколько раз до 2025 года, а также полностью рекультивировать не менее 200 свалок, которые расположены в черте городов.

Раздельный сбор мусора — одна из составляющих нового экологического стандарта, который был разработан, чтобы преодолеть кризис в отрасли утилизации бытовых отходов, спровоцированный дефицитом места для традиционного захоронения мусора на полигонах.

«Мусорная» проблема в России стоит достаточно остро, т. к. большая часть мусора «оседает» на свалках или полигонах, а затем закапывается в землю, поскольку уровень переработки в стране невысок.

Власти стремятся повысить объемы вторичной переработки мусора и в перспективе выйти на уровень европейских стандартов, где перерабатывается около 80% отходов.

Власти также намерены бороться с уже существующими свалками в российских регионах. В 2019 году на их рекультивацию будет выделено 10 млрд. рублей.

В июне в Генпрокуратуре выступили с серьезным предупреждением, связанным с проведением в стране так называемой «мусорной реформы». Надзорное ведомство заявляет о том, что может произойти мусорный коллапс, если не будет решена проблема с заполнением полигонов твердыми бытовыми отходами. С таким заявлением выступил первый заместитель главы Генпрокуратуры Александр Буксман.

Утилизационный сбор

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора – один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на автомобили, на прицепы или спецтехнику, мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали здесь.

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его повышение с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Отчетность по утилизационному сбору

Плательщики утильсбора составляют Расчет суммы утилизационного сбора, который вместе с иными документами (копии платежных документов, одобрения типов ТС и т.д.) представляется туда же, куда идет утилизационный сбор:

  • в случае импорта ТС – в Федеральную таможенную службу (п.п.3, 11 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п.п. 3, 11 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81);
  • в случае производства или приобретения ТС на территории РФ – в Федеральную налоговую службу (п.п. 4, 16, 19 Правил, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, п. 4, 18, 21 Правил, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81).

Дилемма производителя: утилизация отходов или уплата экосбора

Производители и импортеры некоторых товаров обязаны утилизировать упаковку и сами товары, утратившие потребительские свойства. А те, кто не может обеспечить такую утилизацию (с помощью услуг специализированных фирм либо самостоятельно, если есть лицензия), уплачивают экосбор.

— Светлана Валерьевна, расскажите, какие компании и ИП должны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров и упаковки?

— С 01.01.2016 у производителей и импортеров появилась обязанность утилизировать определенное количество отходов, образуемых в результате утраты товарами (упаковкой) потребительских свойств. Перечень утилизируемых товаров и упаковки (далее — Перечень), а также нормативы утилизации по ним определяет Правительство РФ.

А вот на потребителей товаров обязанность по утилизации не распространяется.

— Как производители и импортеры должны обеспечивать такую утилизацию?

— Они могут исполнить эту обязанность одним из способов:

  • организовать собственную инфраструктуру по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования товаров;
  • заключить договор либо с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо с компанией (ИП), занимающейся сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов;
  • создать ассоциацию (союз) производителей, импортеров товаров;
  • уплатить экологический сбор.

При этом обязанность по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • или со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;
  • или со дня уплаты экологического сбора.

— Обеспечивать утилизацию упаковки нужно, только если вместе с ней производятся или ввозятся товары, включенные в Перечень?

— Нет, в отношении упаковки такая обязанность у производителей и импортеров есть независимо от наличия в Перечне товаров, выпускаемых ими в обращение.

Кроме того, нужно помнить такой важный момент. Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то обеспечить ее утилизацию обязан производитель. Если же производитель реализует ее другому производителю для упаковки его продукции, то тогда обязанность по утилизации лежит на последнем.

— В каком объеме производители и импортеры должны утилизировать пришедшие в негодность товары (упаковку)?

— Не менее норматива утилизации, рассчитываемого от общего количества товаров соответствующего вида, выпущенных в обращение на территории РФ.

При этом учет выпущенных товаров производители ведут на основании первичных учетных документов, а импортеры — таможенных документов. А для учета упаковки они могут использовать информацию из товарно-сопроводительных, коммерческих и нормативно-технических документов (в том числе полученных от контрагентов).

— Сейчас нормативы установлены в зависимости от вида отходов в интервале от 5 до 30%. Планируется ли их повышать?

— Пока нормативы утверждены лишь на 2015—2017 гг. Соответственно, к 2018 г. их пересмотрят. Безусловно, чтобы стимулировать утилизацию, нормативы требуется увеличить. При этом предстоит детально проработать и обсудить с экспертами вопрос, будет ли такое увеличение плавным или наоборот.

— Какую отчетность должны представлять производители и импортеры, которые обязаны утилизировать отходы от своих товаров? Зависит ли состав этой отчетности от того, выполнен ими норматив по утилизации или нет?

Состав представляемой отчетности вы можете посмотреть здесь.

— Должны ли компании и ИП вставать на учет в качестве плательщиков экологического сбора?

— Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика экологического сбора, не нужно. Учет лиц, производящих (ввозящих) товары, осуществляется при подаче ими соответствующей отчетности. Также учитываются сведения Федеральной таможенной службы, Минпромторга, налоговых органов и органов статистики.

— Как рассчитывается экологический сбор?

— Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму сбора по каждой группе товаров, для которой установлен норматив утилизации. Сбор уплачивается на основании подаваемого Расчета ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки экологического сбора утверждены Правительством РФ для 36 групп товаров.

Формулы расчета суммы сбора вы найдете тут.

— Почему производители (импортеры) заинтересованы в использовании вторсырья?

— Дело в том, что использование вторсырья при производстве упаковки снижает норматив ее утилизации. К этому нормативу применяется понижающий коэффициент, который рассчитывается как разница между единицей и долей вторсырья, использованного при производстве указанной упаковки. Но такой коэффициент применяется, только если производители и импортеры самостоятельно утилизируют отходы от использования своих товаров (упаковки) и не уплачивают экологический сбор.

— Что выгоднее: обеспечить утилизацию или уплатить сбор?

— Здесь производители и импортеры должны сами взвесить все плюсы и минусы. Но поскольку действующих мощностей по утилизации отходов пока недостаточно, а для строительства собственной инфраструктуры по утилизации отходов требуются значительные денежные вложения, полагаю, что производители и импортеры скорее предпочтут уплатить экологический сбор.

— Куда платить экологический сбор?

— Сбор уплачивается туда же, куда и представляется вся отчетность (Декларация, Отчетность и Расчет). А она при отсутствии возможности подать ее в электронном виде (через специальный сервис на сайте Росприроднадзора «Модуль природопользователя» или личный кабинет) представляется на бумаге (лично или по почте) с копией на электронном носителе:

  • производителями — в территориальный орган Росприроднадзора по месту их госрегистрации;
  • импортерами, ассоциациями (союзами производителей, импортеров товаров) и компаниями (ИП), одновременно выступающими и производителем, и импортером, — непосредственно в Росприроднадзор (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6).

Реквизиты для перечисления сбора можно найти на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов.

— Какова ответственность производителей и импортеров за непредставление отчетности и неуплату экологического сбора?

— За непредставление отчетности им может грозить ответственность по КоАП РФ: по ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. », по ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» либо по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

А за неуплату сбора ответственности пока нет. Ее только планируется ввести. Соответствующий законопроект № 690757-6 находится на рассмотрении в Думе и принят в I чтении (18.03.2015).

— Как органы Росприроднадзора выявляют такие нарушения?

— В ходе проведения контрольных мероприятий. Так, Росприроднадзор и его территориальные органы в течение 3 месяцев проверяют представленные производителями или импортерами Декларации, Отчетности и Расчеты (с приложенными копиями платежек).

В рамках проверки Декларации госорган вправе истребовать копии первичных учетных или таможенных документов, послуживших основанием для ее составления, а при проверке Отчетности — копии договоров и актов по утилизации отходов. В случае неуплаты сбора или непредставления Расчета плательщику направят требование о добровольном погашении задолженности. А если она не будет погашена в срок, ее будут взыскивать в судебном порядке.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Российские власти хотят ввести полную переработку товаров. За это заплатят потребители

Правительство вернулось к идее ввести полную утилизацию всех товаров и упаковки. С такой инициативой выступило Минприроды. Раскошелиться на экологию придётся потребителям, выяснил «Коммерсантъ».

Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать на 5–35% от реализации или платить экосбор. За счёт последнего в 2018 году бюджет получил 2,2 млрд рублей. С введением 100-процентной утилизации экосбор вырастет. Рост цен для конечных потребителей при этом может составить 1–2%.

Срок повышения нормативов утилизации пока не назывался, однако правительство должно рассмотреть этот вопрос до середины 2020 года.

Минприроды рассчитывает получить от него дополнительный доход свыше 136 млрд рублей. Больше всего планируется выручить за счёт производителей электроники (47 млрд), бумаги (22 млрд), резины (17,9 млрд) и стекла (14,4 млрд).

Увеличение нормативов позволит загрузить перерабатывающие мощности и перейти на европейскую систему формирования цены на производство и упаковку. В Евросоюзе цена уже давно рассчитывается с учётом затрат на полную утилизацию.

Ранее с похожей инициативой выступал Минпромторг, однако тогда именно Минприроды было против. Теперь против могут оказаться Минфин и Центробанк, поскольку эта мера неизбежно приведёт к росту потребительских цен и скачку инфляции. Кроме того, обязанность платить экосбор или организовывать собственную систему переработки может отбросить многие предприятия за грань окупаемости, отметили эксперты.

Представители бизнеса также раскритиковали предложение. Прежде всего они указали на невыполнимость поставленных задач в столь короткий срок. Европейский опыт, на который ссылается Минприроды, предполагает постепенный рост вторичной переработки. Например, объём захоронения шинных отходов в ЕС снижался с 49% до 4% в течение последних 20 лет. А норматив утилизации по пластику там составляет всего 22,5% и будет увеличиваться постепенно.

При этом спрос на переработку мусора и зелёную энергетику растёт во всём мире. В России сокращение числа свалок и развитие вторичной утилизации являются одними из целей нацпроекта «Экология».

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Российские компании заплатят за мусор

Минприроды предложило изменить систему утилизации отходов от товаров и упаковки. Всех производителей и импортеров заставят платить сбор, а заниматься мусором будет госкомпания, пишет «Коммерсантъ».

В концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров говорится о введении пятилетнего моратория на самостоятельную утилизацию.

Материалы по теме

За утиль заплатят россияне: в РФ хотят перерабатывать 100% товара

Минприроды предложило ввести 100-процентную утилизацию упаковки и товаров. За счет этого правительство рассчитывает увеличить доход от экосбора с производителей, но рост нормативов может привести к увеличению стоимости товаров на 0,25-1,5% для потребителей.

Сейчас утилизируется 5-35% продукции или платится экосбор. В 2018 году было собрано 2,2 млрд рублей экосбора. Власти думают увеличить доход от него до 136 млрд рублей в год.

Пока сроки повышения нормативов не называются. Кабмин должен рассмотреть этот вопрос до середины 2020 года.

Гендиректор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина сказала «Коммерсанту», что требование о полной утилизации повысит инфляцию, а многие предприятия окажутся отброшены «за грань окупаемости».

Минпромторг предлагал ввести для производителей стопроцентную утилизацию их товаров и упаковки в 2017 году. Тогда против идеи выступило Минприроды.

Читайте так же:  Когда и как проводится внеочередная проверка знаний по охране труда – необходимые документы и провед

Источники


  1. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
Российский потребитель заплатит за утилизацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here