Россияне оказались в замкнутом долговом круге

Все что нужно знать по теме: "Россияне оказались в замкнутом долговом круге" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Россияне оказались в замкнутом долговом круге

В прошлом году рост долгов россиян по кредитам достиг почти 15 трлн. рублей. В целом это значение превысило показатели позапрошлого года на 9%.

В 2018 года долговая загруженность населения выросла более чем на 22%.

Это обеспокоило как Всемирный банк, так местных властей. Люди берут займы в банках, используют их, после чего снова отправляются в финансовое учреждение за новым кредитом, который идет на погашение предыдущего.

Это в свою очередь снижает рост реальных доходов населения и оказывает прямое влияние на экономическое развитие страны.

Почему граждане набирают долги

По мнению некоторых специалистов, стремительный рост закредитованности населения в прошлом году объясняется несколькими факторами. Во-первых, банки впервые за несколько лет снизили процентные ставки по большинству видов кредитования.

И хотя к концу года ставки подняли, большинство клиентов снова набрали кредиты, опасаясь дальнейшего роста процентов по займам.

Во-вторых, сознание большинства населения ориентировано на получение комфортных условий жизни прямо сейчас. Люди хотят сегодня ездить в отдых, покупать качественные дорогие автомобили, а не ждать лучших времен.

Самые высокие показатели по долгам граждан перед финансовыми учреждениями в прошлом году зафиксировали в Адыгее, Калмыкии, Чувашии.

Если долговая нагрузка станет очень высокой, ничем хорошим это для граждан и государства не закончится. Людям придется ужиматься во всем, стараясь выплатить долг. А если это им не удастся, в стране в разы увеличиться число банкротов.

Для государства чрезмерная закредитованность населения станет ступором для развития экономики.

[2]

Бить тревогу рано

При всем том, многие эксперты полагают, что ситуация по кредитованию пока не критичная. Граждане погашают кредиты в большинстве случаев, о чем свидетельствует рост предложений со стороны банков.

Если бы существовали реальные риски, финансовые учреждения не стали проводить масштабное кредитование населения и увеличение лимитов по кредитным картам.

Определенную долю риска составляют на данный момент кредиты потребительского назначения. Рост просроченных платежей в данной категории может скоро достичь 20%.

Представители власти уже обратили внимание на эту область кредитования и приняли соответствующие меры.

В целом специалисты полагают, что дальнейший рост процентных ставок по всем кредитам снизит долговую загруженность населения уже в начале следующего года.

Каждый четвертый россиянин сидел в тюрьме

Каждый четвертый россиянин сидел в тюрьме

Российское «тюремное население» подошло к критической черте: за последние 16 лет — с 1992 по 2007 год — в стране осуждены свыше 15 миллионов человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы 5 миллионов с лишним, передает Ньюсру.ком со ссылкой на «Российскую газету».

Такие цифры сказываются на социальной структуре общества, демографии и даже на обороноспособности страны, полагает первый заместитель председателя Верховного суда в отставке, руководитель центра Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Владимир Радченко. Избыточное «тюремное население» не стимулирует рождаемость, судимость сужает круг лиц, подлежащих призыву на воинскую службу.

Даже в неустроенные, дефицитные годы — с 1987 по 1991 год — были осуждены 2,5 миллиона человек, таким образом среднегодовая судимость была тогда почти в два раза меньше, отмечает информационный портал.

Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов — это четверть взрослого мужского населения, прошедшего школу «тюремного воспитания». С учетом освобожденных из мест заключения в советские годы таких около 8 миллионов человек.

Динамика судимости показывает, что число осужденных зависит не столько от объективного состояния правопорядка, сколько от законов и практики их применения. Исторический опыт свидетельствует о том, что чрезмерное ужесточение уголовного законодательства и усиление карательной практики правосудия дают обратные результаты, полагает газета.

В 1960-х на суды и прокуратуру было оказано воздействие. В результате уже в 1966 году количество «сидельцев» увеличилось в полтора раза — до 491,3 тысячи человек. Увы, с этого года начался и последующий, практически непрерывный рост как преступности, так и судимости. В 1984 году было зарегистрировано 2029 тысяч преступлений, осуждено 1288 тысяч человек, в том числе лишено свободы 632 тысячи против 329 тысяч в 1965 году.

Чем жестче принимались меры карательного характера, тем выше становился уровень преступности. И, что особенно неприятно, росло количество особо опасных преступлений — убийств, тяжких телесных повреждений, разбойных нападений. Причина проста — социальная структура общества стремительно менялась: ежегодно прирастало количество людей, имеющих уголовную судимость.

Из «мест не столь отдаленных» в города и села возвращалось приблизительно по 600 тысяч вчерашних лагерников, приносивших с собой иное отношение к нормам морали, иные привычки и связи.

Общее число преступлений, регистрируемых органами МВД, не может рассматриваться как объективное отражение правопорядка, поскольку оно зависит от изменений в законодательстве, относящих те или иные деяния к числу преступных или наоборот.

Самыми достоверными являются наиболее опасные преступления — умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения: они учитываются независимо от изменений в законодательстве и практики его применения.

В 2006 году за умышленные убийства осуждено 18,6 тысячи человек. Это на 10,5% меньше, чем в 2005 году, и соответствует 11% сокращения общего числа этих преступлений, в том числе нераскрытых, зарегистрированных МВД. Число зарегистрированных МВД изнасилований сократилось в 2006 году на 3,8%, разбойных нападений — на 6,1%, причинение тяжкого вреда здоровью — на 11,1%.

Несмотря на эти процессы, свидетельствующие об «оздоровлении» криминальной ситуации, число осужденных в те же годы выросло на 3,5 процента, а осужденных к лишению свободы — на 2%. Всего число осужденных к лишению свободы по сравнению с 2003 годом увеличилось на четверть, в то время как количество зарегистрированных умышленных убийств сократилось за тот же период на 14%, а тяжких телесных повреждений — на 12%.

В результате численность «тюремного населения», сократившаяся было к концу 2003 года до 763 тысяч человек, составила на 1 августа 2007 года 888 тысяч, или около 630 человек в расчете на 100 тысяч населения, конкурируя по последнему показателю с США и многократно опережая другие страны мира. А сейчас за решеткой уже 895 тысяч человек, отмечает Ньюсру.ком.

Читайте так же:  Имущественный налог для физических и юридических лиц сроки уплаты

Широкое лишение свободы за преступления, не представляющие особой опасности для общества, дает определенный эффект в виде временной изоляции правонарушителя, но одновременно влечет и негативные последствия.

У человека, оказавшегося в изоляции, особенно длительной, происходят изменения в психике, нарушаются прежние социальные связи, а при освобождении возникают проблемы с адаптацией к жизни на свободе, разрешить которые самостоятельно он может далеко не всегда.

Гуманизацию уголовного законодательства и практики его применения нельзя расценивать просто как проявление либерализма. Наоборот, она является необходимостью для постепенного оздоровления социальной обстановки в стране, резюмируют электронные СМИ.

Россияне оказались в замкнутом долговом круге

В прошлом году рост долгов россиян по кредитам достиг почти 15 трлн. рублей. В целом это значение превысило показатели позапрошлого года на 9%.

В 2018 года долговая загруженность населения выросла более чем на 22%.

Это обеспокоило как Всемирный банк, так местных властей. Люди берут займы в банках, используют их, после чего снова отправляются в финансовое учреждение за новым кредитом, который идет на погашение предыдущего.

Это в свою очередь снижает рост реальных доходов населения и оказывает прямое влияние на экономическое развитие страны.

Почему граждане набирают долги

По мнению некоторых специалистов, стремительный рост закредитованности населения в прошлом году объясняется несколькими факторами. Во-первых, банки впервые за несколько лет снизили процентные ставки по большинству видов кредитования.

И хотя к концу года ставки подняли, большинство клиентов снова набрали кредиты, опасаясь дальнейшего роста процентов по займам.

Во-вторых, сознание большинства населения ориентировано на получение комфортных условий жизни прямо сейчас. Люди хотят сегодня ездить в отдых, покупать качественные дорогие автомобили, а не ждать лучших времен.

Самые высокие показатели по долгам граждан перед финансовыми учреждениями в прошлом году зафиксировали в Адыгее, Калмыкии, Чувашии.

Если долговая нагрузка станет очень высокой, ничем хорошим это для граждан и государства не закончится. Людям придется ужиматься во всем, стараясь выплатить долг. А если это им не удастся, в стране в разы увеличиться число банкротов.

Для государства чрезмерная закредитованность населения станет ступором для развития экономики.

Бить тревогу рано

При всем том, многие эксперты полагают, что ситуация по кредитованию пока не критичная. Граждане погашают кредиты в большинстве случаев, о чем свидетельствует рост предложений со стороны банков.

Если бы существовали реальные риски, финансовые учреждения не стали проводить масштабное кредитование населения и увеличение лимитов по кредитным картам.

Определенную долю риска составляют на данный момент кредиты потребительского назначения. Рост просроченных платежей в данной категории может скоро достичь 20%.

Представители власти уже обратили внимание на эту область кредитования и приняли соответствующие меры.

В целом специалисты полагают, что дальнейший рост процентных ставок по всем кредитам снизит долговую загруженность населения уже в начале следующего года.

Замкнутый круг

После публикации в «Новых Известиях» расследования об условиях жизни и работы нелегалов из среднеазиатских республик в системе столичного ЖКХ ситуация неожиданно начала меняться. Некоторые коммунальщики уже отрапортовали о легализации дворников-южан. Но правозащитники сомневаются в этом. Оказалось, что большинство тадж

Публикация «НИ», в которой рассказывалось о мигрантах, которые за копейки убирают столичные улицы, вызвала большой резонанс. Уже на следующий день представители РЭУ, ДЕЗов и фирм-подрядчиков в беседе с журналистом «НИ» охотно признавались, что у них действительно работают дворниками выходцы из Средней Азии. Однако при этом особо отмечали, что мигранты трудоустроены по всем законам, либо процесс оформления находится на завершающей стадии. Коммунальщики добавили, что все их иногородние дворники отныне живут в цивилизованных общежитиях. Об этом, например, заявили представители эксплуатирующих организаций столичных районов Аэропорт и Чертаново Северное. Между тем это не совсем так.

«В течение одного или двух дней просто невозможно официально оформить и трудоустроить мигранта, – сообщил «НИ» один из сотрудников управления Федеральной миграционной службы Москвы. – При любом раскладе и любых знакомствах для оформления пакета документов нужно около десяти дней».

Еще более категорично встретили признания коммунальщиков таджикские правозащитники. «Я специально опрашивал своих земляков, которые работают в системе ЖКХ, и все они говорят, что ничего в их жизни не изменилось, – рассказал «НИ» глава общественной организации «Народная лига «Таджики» Каромат Шарипов. – Дворники по-прежнему находятся на нелегальном положении, получают копейки и живут на чердаках и в подвалах». Правозащитники вообще сомневаются, что в ближайшее время в жизни их земляков в Москве что-то изменится, и приводят несколько убедительных доводов.

В первую очередь, самим мигрантам зачастую невыгодно официально оформлять отношения с работодателями. Пакет документов для трудового мигранта обходится примерно в 2,5 тыс. рублей. Но, по словам правозащитников, оформить его практически невозможно. «Большинство таджиков даже не смогут получить официальным путем разрешение врачей работать на улице, поскольку у них подорвано здоровье», – сообщил «НИ» г-н Шарипов. Помочь в этом вопросе охотно берутся различные посредники, однако тогда пакет документов стоит уже от 10 до 20 тыс. рублей. У таджиков таких денег нет, а их работодателям невыгодно оплачивать оформление из своего кармана.

Правозащитники утверждают, что даже если мигрант заключит с работодателем официальные отношения, в этом случае ему придется отдавать в качестве налогов до 30% от зарплаты. «Сейчас многие работающие в супермаркетах таджички уже получили от руководства предложения: оформиться официально и от зарплаты в семь тыс. рублей платить 28% налогов, либо уволиться, – рассказал правозащитник. – Вот и получается, что мигранту невыгодно официальное трудоустройство».

Видео (кликните для воспроизведения).

Другой проблемой легализации столичных дворников является то, что в большинстве случаев их работодатели – это коммерческие фирмы, проверять которые весьма трудно. «Тяжело доказать, что нелегал работает на определенную фирму и получает там зарплату, если он нигде не числится, – признался «НИ» один из борцов с экономической преступностью МВД РФ. – Для этого нужно поймать работодателя с «черной» ведомостью, по которой он платит ему зарплату».

Российские пенсионеры попали в замкнутый круг

Подтверждают это и эксперты, уверяющие, что при полностью «белой» зарплате в размере 25-30 тысяч рублей, из которой будут выплачиваться все соответствующие отчисления, а также при стаже в два десятка лет, граждане смогут рассчитывать не более чем на 9-10 тысяч рублей пенсии. С момента старта пенсионной реформы в России прошло уже 10 с лишним месяцев. Проще говоря, нынешние трудоспособные россияне в возрасте не более 55 лет, в будущем будут выходить на пенсию на пять лет позднее, чем их родители и прародители. Впрочем, в обмен на это «неудобство» правительство обещает россиянам рост пенсий и повышение уровня жизни пенсионеров уже сейчас. Как бы там ни было, но многие из тех, кому сегодня 20, 30 или даже 40 лет уже сейчас начались задумываться о том, на какие средства они будут жить в старости. И беспокоиться об этом они вынуждены не только из-за настораживающей риторики властей или публикаций в прессе с негативными отзывами экспертов, но и из-за реального примера – каждый видит ситуацию собственных родственников-пенсионеров, которые сегодня едва сводят концы с концами.

Читайте так же:  Компенсация за пассажира в автоаварии

В социальных сетях россияне сегодня активнее прочего продолжают обсуждать именно пенсионную систему, вместе с повышением пенсионного возраста и идеями властей об усовершенствовании накопительных негосударственных пенсий. При этом, в нынешнем веке граждане перестали быть «населением», в голову которому достаточно вложить «правильные мысли». Доступ практически к любой информации и современные технологии позволяют им самостоятельно подсчитать, чем государство «обрадует» их в старости. В конце концов, у пользователей есть доступ к «пенсионному калькулятору», который позволяет им примерно подсчитать, на какую пенсию они смогут рассчитывать в старости. Поэтому в Сети постепенно появляются недоуменные публикации многих граждан, рассчитавших, что если они всю жизнь будут делать отчисления в Пенсионный фонд, впоследствии смогут рассчитывать на очень скромную пенсию.

Так, при стаже в 30 лет размер пенсионных выплат составит 10 700 рублей в месяц, а если стаж удастся наработать лишь в течение двух десятков лет, можно будет, и вовсе, рассчитывать не более чем на 8900-9000 рублей в месяц. Разумеется, что у россиян на этом фоне возникает вполне резонный вопрос: зачем им вообще такие проблемы с многолетними отчислениями, если после выхода на пенсию они смогут разве что не умереть с голоду. Замкнутый круг Подтверждают это и эксперты, уверяющие, что при полностью «белой» зарплате в размере 25-30 тысяч рублей, из которой будут выплачиваться все соответствующие отчисления, а также при стаже в два десятка лет, граждане смогут рассчитывать не более чем на 9-10 тысяч рублей пенсии.

Проще говоря, сегодня у властей нет для молодежи никаких реальных аргументов, чтобы убедить нынешнее поколение выйти из теневого сектора экономики и работать «легально» с официальными оформлением. А это значит, что дефицит бюджета Пенсионного фонда сохранится и в будущем, поскольку уровень доверия граждан в действующей пенсионной системе, в том числе и к государственной ее части, будет только расти. А это, как известно, заставит государство идти на новые «непопулярные» решения в поисках доступа к длинным деньгам, которые зарабатывают, а иногда и накапливают граждане.

Простыми словами, нынешние и будущие российские пенсионеры фактически оказались в замкнутом круге, выхода из которого не видит уже никто. Разве что, следовать советам ряда экспертов, неоднократно отмечавших, что правительство накопило такое количество денег в последние годы, что могло бы одним махом перекрыть дисбаланс в пенсионной системе и вывести ее на принципиально новый уровень, всего за несколько лет изменив расстановку приоритетов и позволив гражданам действительно довериться действующей системе. Однако, как известно, стремление Кабмина к накопительству препятствует подобным шагам, и вряд ли ситуация изменится в будущем.

[3]

Россияне оказались в замкнутом долговом круге

Подтверждают это и эксперты, уверяющие, что при полностью «белой» зарплате в размере 25-30 тысяч рублей, из которой будут выплачиваться все соответствующие отчисления, а также при стаже в два десятка лет, граждане смогут рассчитывать не более чем на 9-10 тысяч рублей пенсии. С момента старта пенсионной реформы в России прошло уже 10 с лишним месяцев. Проще говоря, нынешние трудоспособные россияне в возрасте не более 55 лет, в будущем будут выходить на пенсию на пять лет позднее, чем их родители и прародители. Впрочем, в обмен на это «неудобство» правительство обещает россиянам рост пенсий и повышение уровня жизни пенсионеров уже сейчас. Как бы там ни было, но многие из тех, кому сегодня 20, 30 или даже 40 лет уже сейчас начались задумываться о том, на какие средства они будут жить в старости. И беспокоиться об этом они вынуждены не только из-за настораживающей риторики властей или публикаций в прессе с негативными отзывами экспертов, но и из-за реального примера – каждый видит ситуацию собственных родственников-пенсионеров, которые сегодня едва сводят концы с концами.

В социальных сетях россияне сегодня активнее прочего продолжают обсуждать именно пенсионную систему, вместе с повышением пенсионного возраста и идеями властей об усовершенствовании накопительных негосударственных пенсий. При этом, в нынешнем веке граждане перестали быть «населением», в голову которому достаточно вложить «правильные мысли». Доступ практически к любой информации и современные технологии позволяют им самостоятельно подсчитать, чем государство «обрадует» их в старости. В конце концов, у пользователей есть доступ к «пенсионному калькулятору», который позволяет им примерно подсчитать, на какую пенсию они смогут рассчитывать в старости. Поэтому в Сети постепенно появляются недоуменные публикации многих граждан, рассчитавших, что если они всю жизнь будут делать отчисления в Пенсионный фонд, впоследствии смогут рассчитывать на очень скромную пенсию.

Так, при стаже в 30 лет размер пенсионных выплат составит 10 700 рублей в месяц, а если стаж удастся наработать лишь в течение двух десятков лет, можно будет, и вовсе, рассчитывать не более чем на 8900-9000 рублей в месяц. Разумеется, что у россиян на этом фоне возникает вполне резонный вопрос: зачем им вообще такие проблемы с многолетними отчислениями, если после выхода на пенсию они смогут разве что не умереть с голоду. Замкнутый круг Подтверждают это и эксперты, уверяющие, что при полностью «белой» зарплате в размере 25-30 тысяч рублей, из которой будут выплачиваться все соответствующие отчисления, а также при стаже в два десятка лет, граждане смогут рассчитывать не более чем на 9-10 тысяч рублей пенсии.

Проще говоря, сегодня у властей нет для молодежи никаких реальных аргументов, чтобы убедить нынешнее поколение выйти из теневого сектора экономики и работать «легально» с официальными оформлением. А это значит, что дефицит бюджета Пенсионного фонда сохранится и в будущем, поскольку уровень доверия граждан в действующей пенсионной системе, в том числе и к государственной ее части, будет только расти. А это, как известно, заставит государство идти на новые «непопулярные» решения в поисках доступа к длинным деньгам, которые зарабатывают, а иногда и накапливают граждане.

Читайте так же:  Вернут ли налог при покупке земли, если жилой дом на ней подарен

Простыми словами, нынешние и будущие российские пенсионеры фактически оказались в замкнутом круге, выхода из которого не видит уже никто. Разве что, следовать советам ряда экспертов, неоднократно отмечавших, что правительство накопило такое количество денег в последние годы, что могло бы одним махом перекрыть дисбаланс в пенсионной системе и вывести ее на принципиально новый уровень, всего за несколько лет изменив расстановку приоритетов и позволив гражданам действительно довериться действующей системе. Однако, как известно, стремление Кабмина к накопительству препятствует подобным шагам и вряд ли ситуация изменится в будущем.

Анатомия кризиса. Замкнутые круги долгового ада

Опыт последних лет показывает, что страны, попавшие в долговую яму, не могут выбраться оттуда, получая только финансовую помощь. Экономия не помогает, а все меры, предпринимаемые правительствами, носят временный характер, не улучшая ситуацию в корне. Лекцию о том, как развивается кризис на уровне государств и банков, о прогнозах и путях выхода прочитал менеджер консалтинговой компании Bain Александр Вайпан в РЭШ 6 декабря 2011 г.

Выдержки из лекции

В основе финансовых кризисов всегда лежит долг. Мы рассмотрели страны с точки зрения того, насколько глубоко они погрязли в долгах. С одной стороны, это задолженность коммерческого сектора по отношению к ВВП, с другой стороны – внешний госдолг. На 2008 г. самый большой процент государственного долга был у Греции, Италии и Японии. Самая внушительная задолженность коммерческого сектора — у Ирландии, Испании и Дании. Через несколько лет (2010-2011 гг.) лидеры по этим соотношениям остались те же, и к ним присоединились США, у которых соотношение госдолга к ВВП также подошло к критической отметке.

С чего обычно все начинается?

С недвижимости. Если рассмотреть отношение цен на дома к ВВП на душу населения, видно, что практически во всех рассматриваемых странах на протяжении предкризисных лет этот индекс шел вверх. Все это требует финансирования, что способствует развитию рынка ипотечного кредитования. Для развития ипотечного рынка банки сами берут займы – или у других банков, или выпускают облигации. Начинается раскрутка долговой спирали.

Посмотрим на динамику кризиса – с чего он начинается, и что мы видим в проблемных государствах? Причина кризиса – в долгах государства и банков. С точки зрения государства: накапливается задолженность, после чего происходит понижение рейтинга суверенных облигаций. Чтобы финансировать систему дальше, нужно повышать обещания по процентным ставкам за облигации, потому что инвесторы требуют большего возврата. Государственная задолженность еще больше увеличивается.

[1]

Как разворачивается кризис в банковской сфере? Начинается он с того, что у банков возникают проблемы с ликвидностью, они не могут финансировать свои текущие обязательства. Им нужно находить деньги на рынке – больше и больше, поскольку инвесторы хотят больше. Заканчивается это тем же: задолженность возрастает и возрастает.

После того как правительство понимает, что в стране долговой кризис, оно начинает вводить меры экономии. Сокращаются расходы на социальные нужды, сокращаются инвестиции, государственные закупки. Это дает определенную экономию, но это уменьшает потребление, соответственно замедляет экономический рост. Начинаются банкротства компаний, они за собой тянут возникновение плохой продленной задолженности у банков, банки переводят деньги в резервы, им нужно искать дополнительный капитал. Возникает необходимость государства рефинансировать эти банки, и государства сами где-то занимают деньги. Общая задолженность опять же возрастает и рефинансируется за счет все больших долгов.

Согласно нашему анализу, в рискованной зоне находятся все те же знакомые Италия, Португалия и Греция. Притом что все эти проблемные государства в принципе демонстрируют одни и те же симптомы, возникал кризис у них по разным причинам. Мы можем разделить их на несколько групп. Первая – это страны, где в государственном секторе ситуация была относительно нормальной, проблемы были у банков, которые имели очень высокую задолженность. Это Испания, Ирландия, Дания. Вторая группа стран – Италия и Греция – где были относительно здоровые банки, но накопилась огромная государственная задолженность. И третья группа, где и банки, и страны занимали много денег – это Великобритания и Португалия. Небольшой островок стабильности, где пока все относительно нормально, – Германия и Франция.

Во всех четырех группах действия правительств несколько отличаются, поскольку были разные причины кризиса. В первом случае мы говорили об относительно здоровом климате в стране, но о проблемах с банками. В этом случае действия были направлены на то, чтоб ликвидировать банки или национализировать их. Самый яркий пример – Ирландия, где все действия правительства были направлены на то, чтобы помочь банкам справиться с ситуацией. В Греции все меры были направлены на то, чтобы каким-то образом уменьшить государственный долг: сокращение госрасходов, попытки реструктуризировать долг или получить помощь от международных организаций. Аналогичные меры принимались и в Италии.

Рассмотрим подробней пример кризиса Греции.

Последнее десятилетие страна росла, с точки зрения статистики, у нее была относительно здоровая экономика. Но весь этот рост был связан не с повышением производительности или эффективной работой экономики. Он был финансирован за счет повышения задолженности. В определенный момент времени финансовые рынки начинают понимать, что размер госдолга становится неподъемным для экономики. Происходит повышение стоимости облигаций. Начинает раскручиваться маховик задолженности: для того чтобы финансировать старые долги, Греции нужно находить деньги, это стоит дороже, размер долга все увеличивается. И в определенный момент Греция уже находится на грани дефолта. Кроме того, начинаются проблемы с ликвидностью. Сроки погашения предыдущих задолженностей накапливаются, и страна не может до конца выплатить не только старые долги, но и рассчитаться по тем суммам, которые она должна вернуть сейчас. Правительство начинает вводить меры по экономии, и эти меры замедляют рост экономики. Опять замкнутый круг.

Что нужно было бы сделать Греции для стабилизации ситуации?

С точки зрения цифр. Размер госдолга к ВВП на конец прошлого года – 142%. Для возвращения доверия инвесторов этот показатель должен был бы упасть до 60-80%. Это значит, что нужно списать до 190 млрд евро греческого долга. В принципе, это те меры, которые сейчас европейские кредиторы и стараются применить, чтобы стабилизировать ситуацию.

Читайте так же:  Льготы для малообеспеченных семей

Второй показатель – дефицит бюджета тоже по отношению к ВВП – 10%. Нужно было бы выйти на показатель 1-4%. Для этого необходимо снизить расходы примерно на 20 млрд евро.

Следующий показатель – рост экономики – за прошлый год падение ВВП на 5%. Показатель, который бы помог восстановить ситуацию – хотя бы небольшой рост 1-2%. Он для Греции недостижим, поскольку у них есть противоположные цели – нужно снизить дефицит бюджета. В результате они не могут достичь ни того, ни другого.

С точки зрения действий. Какие меры может принимать греческое правительство, для того чтобы справиться с кризисной ситуацией? Во-первых, проблема с задолженностью. С помощью одних только финансовых и экономических мер достичь этого не удается. Что им нужно, так это социальный контракт – понимание между правительством и населением, что нужно на несколько лет всем «затянуть пояс» и начинать экономить. Мы видим, что происходит в Греции – правительство не может принимать непопулярные решения. Люди не готовы идти на уступки, не готовы начинать экономить, общество не готово взять на себя ответственность за исправление ситуации. Соответственно все меры по стабилизации ситуации у них не проходят.

Второе – надо решить проблему с ликвидностью. Это более техническая проблема, которая была бы решаема, если б можно было решить первую проблему. Ликвидности можно достичь с помощью реструктуризации долгов государственной и частной задолженности. Но опять же, инвесторы не верят, что решится проблема, которая лежит в основе, соответственно не получается решить проблему с ликвидностью.

Третья группа мер: Греции нужно выйти на траекторию роста. Здесь тоже порочный круг. Стране нужно стимулировать экономику, привлекать инвесторов. Одно из самых популярных решений в таких случаях – это повышение госинвестиций. Многие страны начинают войну, когда расходы на оборонную промышленность подстегивают экономику. Что происходит в Греции — это меры по экономии.

Проблема, связанная с Грецией, влечет за собой проблемы остальных европейских стран, поскольку те кредитовали Грецию крупные инвестбанки. Например, если европейский кредитор списывает 200 млрд евро задолженности Греции, это влечет за собой не только потерю этих активов, но и необходимость дополнительной компенсации. Банки несут потери в своем балансе, и им нужно повышать свой капитал. Для того чтобы покрыть потерю от списанного долга, требуется дополнительный капитал в почти 20 млрд евро, и найти его нужно довольно быстро.

У всех возникает вопрос, как будет развиваться ситуация дальше. Мы наметили четыре варианта.

Первый – полный коллапс . Он подразумевает, что произойдет распад еврозоны, он повлечет дефолт большого количества как стран, так и их финансовых организаций. Банковский кризис будет системным, то есть банки откажутся выплачивать друг другу долги. Это самый негативный вариант развития событий и наименее контролируемый.

Второй вариант – более контролируемый распад еврозоны . Раскол произойдет между группой успешных стран (Франция, Германия, Скандинавские страны), и остальными, которые или выйдут сами, или их исключат. Здесь опять же будет много дефолтов в банковской системе.

Третий вариант развития событий – тот, к которому сейчас склоняются все правительства, — это сохранение статуса-кво . Принятие каких-то кардинальных, разумных решений, точечные меры стабилизации. Во многих странах будут вводиться меры по экономии, сокращение госрасходов. Это означает, что замедлится экономический рост в еврозоне, но ситуация будет под контролем. Риск здесь заключается в том, что все меры и все финансовые пакеты в отдельных банках направлены на достижение краткосрочного эффекта. Ситуация держится на плаву, но первопричина кризиса никак не затрагивается. Необходимы хирургические решения, но никто не готов их принимать.

Четвертый вариант – создание более централизованного управления . Повышение роли ЕЦБ, централизованные меры по управлению экономиками стран Евросоюза. В принципе, это мог бы быть эффективный способ решать проблемы, но он маловероятен, поскольку правительства, что стоят во главе сейчас, не готовы отдавать контроль. Сейчас, вместо того чтобы принимать централизованные решения, каждая страна, которая является важным игроком, действует, исходя из своих интересов. Соответственно, мы продолжаем оставаться в сценарии №3.

Что могли бы правительства стран извлечь из уроков прошлого? Новый кризис не является уникальным, похожие события происходили в отдельно взятых странах раньше.

Первое, что в этих случаях обычно помогало, – создание «плохих» банков. Выведение «плохих» долгов, проблемных задолженностей с баланса здорового банка в отдельную структуру. Главная задача нового «плохого» банка – держать на своем балансе проблемные долги, реструктурировать их и работать с этими проблемами дальше. Смысл здесь в том, что материнский банк не избавляется от проблемы, но перекладывает ее на новую структуру. Баланс материнского банка является здоровым и может продолжать расти, продолжать кредитовать «хороших» заемщиков. Проблемные долги не мешают росту самого банка. Во многих случаях такие меры помогали оздоровить банковскую сферу.

Второе – достижение национального консенсуса по мерам, которые нужно принимать. У правительств была политическая воля, чтобы добиться экономии, они готовы были идти на эти непопулярные меры, и общество их принимало.

Третий урок – своевременная реструктуризация долгов: управление сроками задолженности, равномерное распределение выплат по годам.

Что происходит в банках?

Как должны себя вести разные группы банков? Мы рассматриваем четыре группы в зависимости от наличия долгов от проблемных государств, с одной стороны, и финансового капитала банка — с другой.

Банки, которые и финансово не очень здоровы, и имеют высокий уровень задолженности проблемных стран, должны определить для себя, насколько они готовы получать помощь от правительства и каким образом они могут отделить проблемную задолженность. Если они получают пакеты финансовой помощи от правительств, то какими будут дальнейшие действия: готовы ли они отдавать долю акций государству.

Банки, у которых слабое финансовое положение, но относительно невысокий уровень долгов от проблемных государств. Первым вопросом является, каким образом они могут отойти от проблемных рынков и сконцентрироваться на более здоровых. Опять же нужно выделить проблемную задолженность и избавиться от ненужных активов.

Банки, у которых нормальная финансовая ситуация, но высокий уровень задолженности проблемных стран. Это банки, которые могут позволить себе справиться с ситуацией самостоятельно. При этом им нужно избавиться от проблемных долгов, нарастить капитал и сокращать затраты.

Читайте так же:  Правила внутреннего трудового распорядка — особенности составления

И, наконец, банки, которым повезло быть и относительно стабильными, и не иметь долгов в проблемных странах. К ним относятся крупные российские банки. Для них сейчас самое благодатное время нарастить свою долю на рынке, купить конкурентов и активы. Так что, скорее всего, в ближайшее время мы увидим активность крупных российских банков в этом направлении.

В замкнутом круге

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка посетил с кратковременным визитом Крым. Одним из поводов для этой служебной командировки, казалось бы, должно было стать разрешение необычной ситуации с крымскими узниками, отбывающими здесь заключение по решению украинских судов за преступления, совершенные теперь уже в другой стране

Все уголовные дела заключенных, находящихся в колониях Крыма, будут переквалифицироваться в соответствии с российским законодательством, заверил г-н Чайка. И добавил, что Генпрокуратура собирается предоставить крымским осужденным выбор: получить российское гражданство и остаться в Крыму либо отправиться отбывать наказание на Украину. К тем, кто получит российский паспорт, может быть применена и амнистия, которая была объявлена в стране в декабре прошлого года по случаю 20-летия Конституции РФ.

Правоведы недоумевают: каким образом генпрокурору удастся претворить запланированное в жизнь, если законы РФ не предусматривают такого поворота дел? Российские юристы и правозащитники сразу после присоединения Крыма заговорили о том, что вокруг заключенных, отбывающих наказание в тюрьмах полуострова, сложилась непростая правовая коллизия. На территории России мгновенно очутились люди, осужденные украинскими судами согласно украинскому законодательству.

Тем временем министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что его страна обратилась к европейскому комиссару по защите прав человека с целью поддержки своих заключенных в Крыму. Он добавил, что у России нет желания решать эту проблему. И тут же отметил, что Украина не рассматривает возможность принятия крымских арестантов на своей территории. Каким же тогда способом генпрокурор РФ «предоставит возможность» узникам полуострова отбывать наказание на Украине?

«Такой способ, действительно, отсутствует, – сказал «НИ» руководитель рабочей группы по защите прав заключенных при Госдуме Владимир Осечкин. – И как Генпрокуратура намерена переквалифицировать дела в соответствии с российским законодательством? Людей нельзя судить повторно. К тому же их надо прежде спросить: желают ли они пересмотра своих дел? Ведь их из колонии снова отвезут с СИЗО, где условия содержания хуже, станут возить туда-обратно: из тюрьмы на допрос, с допроса в тюрьму. И чем это завершится? Как я уже сказал, повторно судить нельзя, да и наши законы не позволяют пересматривать приговоры судов других стран».

Что касается нарушения прав осужденных украинским следствием, продолжает Осечкин, то наверняка 10–15% дел расследовались с нарушением законодательства Украины: «Но, опять же, по какому праву суды РФ будут их пересматривать? Теперь относительно амнистирования тех, кто получит российский паспорт. Да, многих из них необходимо амнистировать. Но снова проблема – в мире не было ситуаций, при которых суды одной страны амнистировали несколько тысяч осужденных другой страной. Чем станут руководствоваться наши суды, принимая решения о помиловании?»

С г-ном Осечкиным солидарен доктор юридических наук Игорь Трунов: прокуроры и судьи РФ не имеют права производить даже малейших действий с крымскими узниками. «Единственный выход – отправить их в Украину, – прокомментировал «НИ» ситуацию юрист. – Поскольку Украина не желает принимать своих заключенных, то нашей Генпрокуратуре следует обратиться в Конституционный суд за разъяснениями: как быть? Но и судьи КС, думаю, затруднятся с ответом. В мире, и вправду, не было подобных прецедентов».

«Да, любые вынесенные российскими структурами решения нарушат ту или иную правовую норму, – подтверждает правозащитник Осечкин. – Но какой-то выход из «замкнутого круга» необходимо отыскать. Все крымские осужденные сидят незаконно, поскольку на территории РФ преступлений не совершали. И вот парадокс: их нельзя там держать и отпустить невозможно, поскольку среди них есть убийцы, разбойники и насильники».

«А как быть с теми, кто на период следствия заключен в СИЗО? – задается очередным вопросом Осечкин. – В их отношении судебные приговоры не вынесены. Но они сидят».

Подтверждает незавидную участь крымских сидельцев и адвокат Трунов. «Решение, в конце концов, найдут, правда, не совсем правовое, так как иного отыскать невозможно. Генпрокуратура «закрепит» способы решения «крымско-узнической» проблемы рядом подзаконных актов. Сколько продлится закрепление? Несколько лет может это занять. У большинства заключенных уже срок отбытия наказания истечет, а они по-прежнему будут сидеть».

Россияне оказались в замкнутом долговом круге

Российские пенсионеры находятся в замкнутом кругу. Выхода из него фактически нет

Данное заявление полностью подтверждают эксперты, которые уверяют, что при официальной заработной плате в размере 25–30 тысяч рублей будущая пенсия составит от девяти до десяти тысяч рублей. Что, по сути, меньше прожиточного минимума.

Как пишет издание Wek.ru, сегодня в прямой доступности у молодежи и людей постарше ресурсы в интернете, позволяющие высчитать размер будущей пенсии. Многие обратившиеся к пенсионному калькулятору после подсчета своего будущего дохода остаются шокированы до такой степени, что позднее задаются одним вопросом: «А как дальше жить?». Мало того, что современное поколение выйдет на пенсию на пять лет позднее родителей и бабушек с дедушками, так еще и пенсию будут получать мизерную.

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно поэтому молодежь и люди до 40–45 лет не доверяют сложившейся системе, а значит — не приложат никаких усилий для увеличения своего официального дохода. Проще говоря, у государства нет реальных инструментов и аргументов привлечь россиян работать официально. Из-за такой динамики, в свою очередь, бюджет Пенсионного фонда останется дефицитным, что приведет к еще большим непопулярным решением российских властей.

Источники


  1. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  2. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
  5. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Россияне оказались в замкнутом долговом круге
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here