С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования

Все что нужно знать по теме: "С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

С изменениями и дополнениями от:

21 января 2019 г.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2012 г., регистрационный N 22946).

Первый заместитель Министра

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г.

Регистрационный N 30038

[3]

Утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования.

Так, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования.

Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.

Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Организация самостоятельно определяет режим ее работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе. Группы могут функционировать в следующем режиме. Полного (12 часов), сокращенного (8-10,5 часов), продленного (13-14 часов) дня. Кратковременного (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.

По запросам законных представителей возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Кроме того, приведены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное в 2011 г., признано утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г.

Регистрационный N 30038

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 23 октября 2013 г. N 238

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 32

Изменения вступают в силу с 6 апреля 2019 г.

Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта

Многие педагоги считают, что знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, и станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека. Дошкольное образование играет важнейшую роль при формировании будущей личности. Возможно, именно из этих соображений при реформировании системы образования в Российской Федерации законодатель уделил особое внимание проблемам дошкольного образования. О том, как себя показал Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) за несколько месяцев его применения, и чего ждать от федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 1 (далее – стандарт дошкольного образования), вступающего в силу 1 января 2014 года, мы побеседовали с директором ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, к. п. н., профессором, членом рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования Татьяной Волосовец.

До вступления в силу закона об образовании дошкольное образование являлось первой ступенью общего образования. После 1 сентября 2013 года дошкольное образование относится к уровню общего образования (ст. 4 закона об образовании). Как Вы оцениваете данное нововведение?

Т.В.: Очень хорошо. Закон об образовании определил новый статус дошкольного образования как уровень общего образования. Повышение статуса дошкольного образования – это очень позитивная тенденция. При этом неплохо было бы повысить статус педагога дошкольного образования, в том числе выровнять уровень зарплат в дошкольном образовании и в школе. В регионах эта работа уже ведется.

Всем известно, что в России очень остро стоит проблема очередей в детских садах. Согласно официальным данным, в настоящий момент ждут места в группах около полумиллиона детей. Как можно решить эту проблему?

Т.В.: Эту проблему можно решить двумя способами. Первый – строительство новых детских садов. Эта задача поставлена в майских (2012 года) указах президента 2 , ее выполняют регионы России. На строительство из федерального бюджета направлено 59 млрд руб. Второй – развитие вариативных организационных форм дошкольного образования, и этот способ как раз и отражен в стандарте дошкольного образования.

Читайте так же:  Инв-24 образец заполнения

В п. 2 ч. 3 ст. 44 закона об образовании указано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное образование в семье. Кто в данном случае контролирует получение ребенком указанного образования?

Т.В.: Ответа на этот вопрос пока нет. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования планирует разработать Методические рекомендации «Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования» в 2014 году.

Многие критикуют стандарт дошкольного образования за обилие общих норм (нет четкой регламентации, как развивать детей; какие условия для этого должны быть; какое максимальное количество детей допустимо в группе). Ваше мнение на этот счет?

Т.В.: Стандарт дошкольного образования ориентируется на множественность возможных Примерных основных образовательных программ образовательных учреждений с признанием различий в их психолого-педагогических основаниях, методах и формах работы, признанием вариативности условий и результатов работы дошкольных образовательных учреждений. Все, что касается образования и развития, будет отражено в этих программах. Условия, в том числе психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические, отражены в стандарте дошкольного образования. Предельная наполняемость групп, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Ранее размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка (ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»). В законе об образовании отменено ограничение в 20% для указанной платы и предоставлено право учредителям самим устанавливать ограничение. Таким образом, плата детскому саду за услуги по присмотру и уходу за детьми может возрасти для родителей в пять раз. Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите?

Т.В.: Выход один – внесение соответствующих изменений в закон об образовании. Хотелось бы вернуть формулировку ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», согласно которой размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка.

[1]

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

«Доступность и качественность дошкольного образования – это один из значимых факторов при принятии решений молодыми семьями о том, что они готовы стать родителями. И по существу именно дошкольное образование – это единственное, где мы не гарантируем пока еще гражданам общедоступность. Нам нужно обязательно решить эту задачу».

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ст. 67 закона об образовании). Какая деятельность будет осуществляться применительно к детям такого возраста?

Т.В.: Сейчас авторами дорабатываются Примерные основные образовательные программы, где отражена и система работы с детьми от двух месяцев до трех лет. Педагогами и психологами накоплен большой опыт развития и воспитания детей в этом возрасте. Ясельные группы были и в советское время, функционируют они и сейчас. Не вижу никаких проблем в разработке Программ для детей младенческого и раннего возраста.

Как в России происходит создание консультационных центров для родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования?

Т.В.: Пока никак, хотя в п. 3 ст. 64 закона об образовании установлено право родителей воспользоваться методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью в консультационных центрах. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает разработать «Методические рекомендации по организации и функционированию консультационных центров (организационные, экономические, функциональные вопросы)» в 2014 году.

Новости по теме:

Инфографика:

С 1 сентября 2013 года вступили в силу новые правила оказания платных образовательных услуг. Что теперь понимается под ними, между кем может быть заключен договор, какие обязательные сведения он должен содержать и как его расторгнуть, узнайте из нашей инфографики.

Беседовала Алина Михайлова, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

1 Текст проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования размещен на официальном сайте Минобрнауки России.
2 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Действительно, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад – начальная школа». Не упоминается в новом Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.

Однако отсутствие формального выделения для таких образовательной организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательной организацией признается — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 рассматриваемого Закона общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, новый Закон не запрещает функционирование детских садов – начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация.

Читайте так же:  Компенсация при смерти работника

При этом слова в наименовании «детский сад – начальная школа» тоже сохраняться как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако, наименование такой образовательной организации, скорее всего, придется скорректировать в соответствии с требованием ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об указании типа образовательной организации. Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа — детский сад № 2», то по новому Закону наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад № 2». Заметим, что согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

[2]

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение предусмотрено для обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным программам, следовательно, на них также распространяется действие ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Организация бесплатной перевозки осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций (ч. 2 ст. 40 Федерального закона).

Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях между поселениями устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

При организации бесплатной перевозки должны учитываться требования:

— Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»);

— Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» от 17 декабря 2013 № 1177;

— ГОСТа Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 1 апреля 1998 г. № 101);

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

При расположении школы на расстоянии свыше 3-4 км (в зависимости от климатической зоны) для учащихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до школы и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Оптимальный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательной организации (пункты 2.5 и 2.6 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях; утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования

«Внимание! Данный раздел не является самостоятельным источником поступления и регистрации жалоб и обращений граждан. Электронные обращения, содержащие конкретные сведения о фактах нарушения закона, следует оформлять путем кликания мышкой на окошко
«ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ» или направления жалобы почтой по адресу: 355035, г. Ставрополь, пр.Октябрьской революции, 9/1»

Существует ли предельный возраст детей для посещения детского сада?

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Согласно ч.1 ст.67 указанного закона по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

В силу п.1 ч.2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми. Таким образом, даже в случае если образовательная программа дошкольного образования уже реализована, ребенок, в соответствие с законодательством об образовании вправе получать услуги по присмотру и уходу до момента зачисления в школу. К этим же случаям относится право ребенка на посещение дошкольной образовательной организации в летний период до начала обучения в общеобразовательной организации.

С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Читайте так же:  Компенсация за работу в выходные

В числе задач Концепцией обозначено:

повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,

которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,

возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования.

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;

это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

Видео (кликните для воспроизведения).

закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,

тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

формирование общей культуры детей;

развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

формирование у детей предпосылок учебной деятельности;

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,

оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;

дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

дети, оставшиеся без попечения родителей, а также

дети с туберкулезной интоксикацией,

обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,

однако не исключается и создание специальных консультационных центров;

при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,

Читайте так же:  Льготы для малообеспеченных семей

а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;

при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Границы «дошкольного возраста» законодательно не определяются, устанавливается только начальная граница: согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ: получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Согласно п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Опять же возраст прекращения образовательных отношений не определяется.

Таким образом, в Федеральном законе № 273-ФЗ и принятом в соответствии с ним Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования определенным образом не устанавливается максимальный возраст получения дошкольного образования, однако это не означает, что ребенок может обучаться в дошкольной образовательной организации неограниченный период времени.

Обучение по программе дошкольного образования ограничивается получением обязательного начального общего образования, которое согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается не позднее достижения детьми возраста восьми лет. Таким образом, право на обучение по программам дошкольного образования осуществляется в возрасте до 7 лет включительно, поскольку не позднее достижения возраста восьми лет обучающийся должен начать получение начального общего образования.

«Детсадовский» возраст

До какого возраста ребенок может посещать детский сад?

Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 (далее – Типовое положение), дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (включительно).

В соответствии с пунктом 21 указанного Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными Минобразования РФ, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Таким образом, задача дошкольного образовательного учреждения – не обеспечение образования ребенка до 7 лет, а обеспечение достижения дошкольником готовности к школе, а именно – уровня развития ребенка, необходимого и достаточного для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Как указано выше, в Типовом положении подчеркивается, что образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и реализуется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Возрастные рамки дошкольного образования (как и начала школьного образования) установлены законодательством исходя из возрастных особенностей развития основной массы детей в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с их возрастными особенностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные ограничения познавательной, коммуникативной и иных видов деятельности. В связи с индивидуальными особенностями их психофизического развития ориентация при определении их образовательного маршрута, в том числе – и при реализации образовательной программы дошкольного образования, только на возрастные критерии не позволяет решать основную задачу дошкольного воспитания и образования – достижения дошкольником готовности к школе.

Таким образом, если установлено, что ребенок не готов к школе, в том числе – не достиг уровня психофизического развития, необходимого для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования, специалисты, работающие (консультирующие) с ребенком, могут рекомендовать увеличить срок дошкольного образования до достижения ребенком уровня готовности к школе.

На уровне законодательства не определен порядок продления договора, заключенного между дошкольным образовательным учреждением и законными представителями ребенка, посещающего данное учреждение, на следующий учебный год после достижения ребенком 7-летнего возраста в случае необходимости увеличения срока дошкольного образования. В этом случае следует руководствоваться приведенными ниже нормативными актами.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Если устав учреждения не содержит искомых положений, то вопрос о порядке продления договора должен быть адресован к учредителю образовательного учреждения. Учредитель может определить основания для продления договора и порядок его продления в уставе образовательного учреждения. До внесения соответствующих дополнений в устав может быть применена аналогия закона. В соответствии со статьей 19 Закона РФ «Об образовании» по разрешению учредителя образовательного учреждения возможно обучение детей до достижения ими возраста шести лет шести месяцев в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. Таким образом, применяя аналогию закона, продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет возможно по разрешению учредителя дошкольного образовательного учреждения.

Основаниями для продления договора могут быть заключения специалистов (как медицинского, так и психолого-педагогического профиля) с рекомендациями о продолжении дошкольного образования или заключение психолого-медико-педагогической комиссии как организации, создаваемой в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95). Для детей-инвалидов основанием может являться и соответствующее заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» детям-инвалидам обеспечивается образование в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации.

Читайте так же:  Налоговый вычет на ремонт квартиры в новостройке получить возврат 13 процентов

Родители, у которых имеются рекомендации специалистов о продлении дошкольного образования или соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии, или заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, обращаются с письменным заявлением с приложением копий рекомендаций (оригиналы предъявляются) к руководителю дошкольного образовательного учреждения (копия заявления с отметкой о приеме родителями сохраняется до получения письменного ответа). Руководитель образовательного учреждения либо продлевает договор о посещении учреждения (в случае если такая возможность урегулирована уставом или учредителем в другой форме), либо дает родителям письменный ответ с пояснениями по порядку продления договора: например, необходимо разрешение учредителя (с указанием куда обращаться).

Отказ учредителя образовательного учреждения в выдаче разрешения на продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет может быть обжалован в Рособрнадзор, прокуратуру, суд.

С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования

В нашей стране гарантируются:

дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Статья 43 Конституции РФ;
пункты 1 и 3 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)

В Российской Федерации существует законодательно установленное разграничение полномочий в сфере дошкольного образования:

  • согласно законодательству, организация общедоступного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

пп.11 п.1 статьи 15 «Вопросы местного значения муниципального района» Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2019)

  • учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

пункт 6 части 1 статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Согласно ч. 1 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

получение дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях (детских садах)

может начинаться по достижении детьми возраста 2-х месяцев.

В соответствии с п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России 30 августа № 1014:

  • образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2-х месяцев до прекращения образовательных отношений.

В настоящее время на федеральном уровне не установлены законодательные нормы об отмене или сокращении групп для детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях.

Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в субъекты РФ было направлено письмо:

  • с указанием на необходимость сохранения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

письмо Минобрнауки от 5 ноября 2013 г. № 08-1619

Этим же письмом сообщалось, что выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются в соответствии с законодательством РФ:

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

вопросы, связанные с такими выплатами, находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты РФ.

С какого возраста начинается и в каком завершается дошкольное образование

Получение начального общего образования в образовательных организациях:

начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья,

но не позже достижения ими возраста 8 лет.

часть 1 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

По заявлению родителей детей учредитель образовательной организации вправе:

  • разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с пунктом 6 Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России 30 августа 2013 г. № 1014:

  • образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2-х месяцев до прекращения образовательных отношений.

Согласно части 1 статьи 61 «Прекращение образовательных отношений» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность;

Видео (кликните для воспроизведения).

одним из оснований отчисления обучающегося из образовательной организации является получение образования (завершение обучения).

Источники


  1. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  2. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
С какого возраста возможно обучение детей в образовательных организациях дошкольного образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here