Система управления охраной труда

Все что нужно знать по теме: "Система управления охраной труда" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Утверждено типовое положение о системе управления охраной труда

Согласно Трудовому кодексу РФ система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — СУОТ) разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Его требования обязательны для всех работников работодателя и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

Основой организации и функционирования системы является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

В положение включаются, в частности, следующие разделы:

— политика работодателя в области охраны труда;

— распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;

— процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников и др.);

— планирование мероприятий по реализации указанных процедур;

— реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

Система управления охраной труда (СУОТ)

Система управления охраной труда (СУОТ) — комплекс взаимосвязанных элементов, устанавливающих у работодателя политику и цели в области охраны труда, процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ).

Проверки СУОТ

Проверка инспектором ГИТ системы управления охраной труда в организации состоит из двух этапов:

  1. Проверка документации
    — соответствие локальных нормативных актов и прочих документов требованиям Приказа Минтруда №438н от 19.08.2016 и других НПА в сфере охраны труда.
  2. Проверка на рабочих местах
    — соответствие рабочих мест, оборудования, транспорта, территорий, зданий, сооружений, производственных процессов требованиям охраны труда и реальное выполнение процедур СУОТ.

Когда проверяется СУОТ

Выполнение требований нормативных документов по системе управления охраной труда проверяется в ходе мероприятий:

I. Плановая проверка

Проверяющий руководствуется проверочным листом №31.

  • Утвержденного Положения о СУОТ
  • Политики в области охраны труда

II. Внеплановая проверка

Предмет проверки – выполнение работодателем норм трудового права и иных НПА, включая требования о формировании и обеспечении эффективной работы СУОТ на предприятии.

III. Расследование несчастного случая

При внеплановой проверке в связи с несчастным случаем применяются Методические рекомендации (Приказ Роструда №77 от 21.03.2019).

Положение о системе управления охраной труда — образец

Положение о системе управления охраной труда должен разрабатывать каждый работодатель. Каким образом фирма может решить эту задачу с учетом того, что составление данного документа не регламентировано законодательством РФ, расскажем в нашей статье.

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
  • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
  • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).
Читайте так же:  Выплаты и доплаты для пенсионеров

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

  • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
  • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
  • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
  • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
  • информация о дате и месте составления документа.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Читайте так же:  Заполнение заявления о предоставлении льготы

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить?

Организация работы по охране труда

С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?

Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

[/stextbox]
  1. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;
  2. ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  3. ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  4. ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).

На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  1. руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  2. на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;
  3. работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.

[3]

Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.

«Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е. по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею.

Системы управления охраной труда

Принципы формирования и порядок внедрения

Система управления охраной труда, являясь составной частью общей системы управления деятельностью предприятия, направлена не только на создание оптимальных условий труда, но и на использование резервов производства, повышение производительности труда и значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Она осуществляется органами управления предприятия с активным участием в этой работе профсоюзной организации и всего трудового коллектива для создания и обеспечения высокопроизводительных, безопасных и безвредных условий груда при выполнении строительно-монтажных работ на основе соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии. Как известно, основной задачей СУОТ является проведение оперативных профилактических мероприятий по охране труда, предупреждающих случаи травматизма и профзаболеваемости. Если такие случаи произошли в течение периода между плановыми проверками, то это означает, что в системе не сработал механизм управления. Поэтому обоснование структуры и определение функций представляют собой обязательный этап по созданию эффективной системы управления охраной труда.

Структура системы управления охраной труда включает в себя все производственные подразделения и службы предприятия (объединения), которые участвуют в разработке и реализации мероприятии по созданию безопасных и здоровых условий труда (каждый на своем уровне). Эта структура характеризуется составом служб и подразделений, составом и распределением между ними задач и функций по управлению охраной труда, а также средств, необходимых для их выполнения. Элементами системы являются мероприятия, технические средства, нормативно-технические документы, формирующие систему и обеспечивающие нормальное ее функционирование.

Читайте так же:  Заявление на экспертизу

При решении задач СУОТ необходимо обеспечивать:

широкое привлечение рабочих к активному участию в обеспечении безопасности труда;

приемку строительных площадок перед началом производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями норм;

систематический контроль за соблюдением технологии работ, правильным решением вопросов безопасности труда в проектах производства работ;

совместную работу хозяйственных и профсоюзных органов за соблюдением техники безопасности;

Видео (кликните для воспроизведения).

встречи руководителей трестов, строительных и специализированных управлений, начальников участков, руководителей работ с бригадирами и общественными инспекторами по охране труда по конкретным вопросам техники безопасности и производственной санитарии;

комплекс пропагандистских мероприятий с использованием кабинетов и уголков по технике безопасности, передвижных громкоговорящих устройств, магнитофонов, учебных и пропагандистских фильмов, плакатов, знаков безопасности и т. п.;

каждый объект специальным стендом, отражающим состояние травматизма за каждый день;

оснащение бригад комплектом средств коллективной и индивидуальной защиты и строгий контроль за их использованием.

Среди всех принципов формирования систем управления применительно к системе охраны труда следует выделить:

методологический, позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;

организационный, заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и четкости действия ее звеньев;

технический, использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единства максимальной безопасности, эффективности и качества труда;

практический, обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;

социологический ‑ путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;

самоконтроля ‑ основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;

самоуправляемости, позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий функционирования системы.

Приведенные принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения ее эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах ее действия приводят к снижению эффективности конечного результата.

Практика показывает, что к основным недостаткам в формировании системы управления следует отнести: неправильное понимание роли управления в конкретных условиях производства; подмену практического осуществления управления нормативными документами и инструкциями; отсутствие четко сформулированной как общей, так и частных задач управления охраной труда; неполное использование всех методов и средств охраны труда.

Формирование системы управления охраной труда происходит постепенно, включая несколько последовательных этапов, основные из которых следует выделить:

первый

— период паспортизации условий труда, комплексного, перспективного планирования и финансирования мероприятии по охране труда. Организация системы обучения и аттестации работников по вопросам охраны труда. Четкое распределение обязанностей и определение прав всех должностных лиц на различных участках производства. Систематизация и повышение роли службы техники безопасности в решении производственных задач;

второй

— отработка деятельности единой системы контроля за состоянием охраны труда. Совершенствование форм и повышение роли стимулирования за лучшее состояние охраны труда на отдельных рабочих участках. Развитие пропаганды передового опыта и внедрение безопасных методов труда. Повышение активности работы общественных организаций и участие трудовых коллективов в решении задач охраны труда;

третий

— решение задачи организационного оформления этой системы, разработка основных нормативных документов, установление правовых, организационных и экономических основ деятельности созданной системы.

Основополагающие документы образуют специальную подборку материалов, которая доводится до сведения всех ИТР и хранится в службе техники безопасности. Эти документы регламентируют права, обязанности и ответственность работников за состоянием охраны труда, устанавливают порядок и правила разработки нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда.

[1]

При создании организационной основы системы управления охраной труда определяются ее структура и функции применительно к конкретным условиям строительства, устанавливаются методика планирования, обучения и контроля в области охраны труда, порядок и способы оценки уровня безопасности производственных условий и отдельных процессов, проводится организация соревнования за безопасный труд.

Экономические основы системы управления включают в себя порядок финансирования работ по охране труда, оценку эффективности внедряемых мероприятий, морального стимулирования работников строительной организации в зависимости от состояния охраны труда.

При формировании системы общее организационное руководство осуществляет координационный совет, возглавляемый главным инженером. Для разработки нормативных и методических документов создаются рабочие группы из специалистов. В период разработки отдельных вопросов и внедрения их в практику работы изучается опыт передовых организаций, уже использующих в своей работе систему управления охраной труда.

Обшей методической основой формирования системы и функционирования отдельных ее звеньев служит Типовое положение о единой системе управления охраной труда с последующей разработкой положений для каждой строительной организации с учетом ее конкретных условий.

Формирование структуры и распределение обязанностей в отдельных звеньях управления охраной труда строительной организации базируются на положениях общей теории управления и включают в себя три обязательных компонента: объект (строительная площадка) управления (управляемая часть) системы, управляющий орган (бригадиры и должностные лица—линейные ИТР и аппарат организации); управляющее воздействие, с помощью которого реализуются принятые решения по безопасности труда путем использования организационных, технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и других методов. Процесс формирования безопасных и безвредных условий труда включает в себя предотвращение и устранение нарушений норм и правил охраны труда должностными лицами и непосредственно исполнителями при выполнении работ.

Основная цель строительной организации — повышение эффективности производства при постоянном обеспечении безопасных и здоровых условий, труда, поэтому для деятельности строительной организации как системы управления охраной труда необходимо сформулировать цели и задачи (содержание) для всех уровней управления (подсистемы) в виде классификатора требований безопасности труда и комплексных мероприятий, определить связи, зависимости между уровнями и структуру взаимодействия между ними, вовлечь все должностные лица на соответствующих подсистемах по выполнению их обязанностей, направленных на предупреждение нарушений и обеспечение безопасности труда на рабочих местах. Построенные таким образом задачи содержания работы в звеньях управления и связей между ними а также установление взаимодействия должностных лиц будет представлять собой схему системы управления охраной труда в строительной организации.

Классификатор требований безопасности труда или их возможных нарушений, в которых сформулированы основополагающие требования безопасности труда или, наоборот, наиболее часто встречающиеся нарушения этих требований на рабочих местах, объектах и участках можно рассматривать в качестве объектов, а их пункты — в качестве локальных объектов управления.

Читайте так же:  Увольнение пенсионера по инициативе работодателя

Так как нарушения техники безопасности происходят в бригаде, где непосредственно протекает трудовой процесс, то содержание классификаторов нарушений безопасности труда позволяет предопределить цели и содержание других уровней управления, деятельность и взаимодействие всех вышестоящих по подчиненности должностных лиц (мастера, участкового механика прораба, начальника участка, главного механика, главного энергетика и т. д.), разработать систему оценки их деятельности по охране труда и другие факторы.

В связи с этим при разработке классификатора нарушений следует рассматривать работающего (его личные факторы) как потенциального нарушителя техники безопасности с обязательным учетом орудий и предметов труда, взаимодействия работающего с окружающей производственной средой, а также с учетом организации труда на рабочих местах и на строительной площадке.

Исходя из имеющегося опыта практической деятельности по профилактике травматизма в отрасли рекомендуется классификатор нарушений требований безопасности (табл. 1). В данном классификаторе сгруппированы по десяти пунктам 25 наиболее характерных нарушений требований охраны труда, встречающихся на строительных площадках. Следует отметить, что данный классификатор может быть положен и основу, дополнен и уточнен с учетом специфики конкретных условий строительства, видов и степени опасности выполняемых работ. Примером видоизмененного аналогичного документа могут служить классификаторы, разработанные ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР и ЦК профсоюза, представляющие многоуровневую структуру подчинения, последовательности действий, а также взаимодействий должностных и руководящих лиц по обеспечению высокопроизводительного и безопасного труда на отдельных рабочих местах, объектах и участках.

Каждый уровень включает: локальные объекты управления, цели и задачи — классификатор основных требований безопасности труда (КБТ). Кроме того, для каждого уровня устанавливаются управляющие органы.

Классификаторы КБТ—единые для всех уровней управления:

для бригадира невыполнение пунктов рассматривается как выполнение процесса с нарушением безопасности труда; на уровне объема и участка нарушение пунктов классификаторов рассматривается как необеспеченно безопасности труда на рабочих местах, отсутствие кот роля за выполнением этих требований со стороны линейных ИТР, а для руководящих должностных лиц — не обеспечение безопасности труда на всех уровнях строительного производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система управления охраной труда

Раньше работодателям приходилось самостоятельно:

– продумывать методы, с помощью которых можно минимизировать риск для здоровья работников;
– подбирать оборудование, транспорт, место размещения, при которых вред для здоровья и жизни персонала будет сведен к минимуму;
– обеспечивать санитарно-гигиенические условия, соответствующие положениям нормативных актов;
– соблюдать нормальный режим труда и отдыха для работников.

Теперь в целях содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования СУОТ Минтруд Приказом от 19.08.2016 № 438н утвердил типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Положение о СУОТ).

Первым делом скажем, что СУОТ должна создаваться и функционировать на основании государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных правовых актах, а также в соответствии с положениями государственных стандартов безопасности труда, с учетом специфики деятельности организации, достижений современной науки и практики.

СУОТ представляет собой единство:

– организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
– процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
– устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.

Помните, что СУОТ действует на всей территории, во всех зданиях и сооружениях у работодателя. При этом требования системы обязательны для всех работающих у работодателя и для всех лиц, находящихся на территории работодателя.

Чтобы система функционировала так, как надо, работодателю необходимо определить:

– структуру СУОТ;
– обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя;
– процессы обеспечения охраны труда и контроля;
– необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.

Все это нужно зафиксировать в локальных нормативных актах.

Что включать в такое положение? Первым делом работодателю нужно определить свою политику в области охраны труда: каковы намерения, гарантируется ли выполнение обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Причем работодатель совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами должен провести предварительный анализ состояния охраны труда в компании и обсудить политику.

Политика должна быть зафиксирована в положении о СУОТ, и в нем должны найти отражение:

– нормы о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
– обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
– положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
– порядок совершенствования функционирования СУОТ.

Помимо политики и целей работодателя в области охраны труда, в положение нужно включить процедуры, направленные на достижение соответствующих целей (см. таблицу).

Процедура Нужно установить
Подготовка работников по охране труда Перечни профессий (должностей): работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности); работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя; работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте; работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда; а также состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда и т.д.
Организация и проведение оценки условий труда Порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, права, обязанности и ответственность ее членов. Также нужно определить порядок проведения спецоценки и осуществления отбора организации, оценивающей условия труда, и заключения гражданско-правового договора с данной организацией и пр.
Управление профессиональными рисками Порядок выявления опасностей (например, механические — опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, или падение с высоты), оценки уровней профессиональных рисков, их снижения (исключение или замена опасной работы, использование СИЗ)
Организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников Порядок осуществления медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников
Информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях Формы такого информирования и порядок их осуществления. Например, это может быть сделано путем включения соответствующих положений в трудовой договор, ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте
Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников Мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов. Такими мероприятиями могут быть установление сменного режима работы, включая работу в ночное время, обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха и пр.
Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами Порядок выявления потребности в обеспечении и порядок обеспечения СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта СИЗ. Кроме этого, нужен перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств защиты
Обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием Перечень профессий (должностей), по которым работа дает право на бесплатное получение молока, других равноценных пищевых продуктов или лечебно-профилактического питания, порядок предоставления таких продуктов
Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией Способы эффективной связи и координации с уровнями управления работодателя до начала работы, информирования работников подрядчика или поставщика об условиях труда у работодателя, имеющихся опасностях и пр.
Читайте так же:  Предоставление каких льгот за медаль за трудовую доблесть предусмотрено в россии

Конечно, для обеспечения функционирования СУОТ в положении необходимо распределить обязанности в сфере охраны труда между работниками компании, а также установить, каким образом будут осуществляться планирование мероприятий по реализации названных выше процедур, контроль функционирования СУОТ, реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.

Например, в п. 53 Положения о СУОТ определено, что для организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

– оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
– получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

[2]

Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления:

– производственная бригада;
– производственный участок;
– производственный цех (структурное подразделение);
– филиал (обособленное структурное подразделение);
– работодатель в целом.

При этом для бригады, участка или цеха обязанности устанавливаются непосредственно для работников, бригадиров, мастеров, начальников цехов и пр. А на уровне филиала обязанности определяются для руководителей служб и структурных подразделений филиала, их заместителей.

На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:

– службы охраны труда;
– штатных специалистов по охране труда;
– организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору;
– работодателя – индивидуального предпринимателя (лично);
– руководителя организации;
– другого уполномоченного работодателем работника, осуществляющего функции службы охраны труда.

При установлении обязанностей следует руководствоваться Трудовым кодексом, Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14, профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н, или квалификационным справочником.

Распределение обязанностей в сфере охраны труда обязательно закрепляется в положении о СУОТ либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.

Например, для службы или специалиста по охране труда могут устанавливаться следующие обязанности: обеспечение функционирования СУОТ, осуществление руководства организационной работой по охране труда у работодателя, координация работы структурных подразделений, размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда, контроль за обеспечением работников нормативно-правовой и методической документацией в области охраны труда, организация разработки структурными подразделениями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения. Кроме этого, работники службы охраны труда могут контролировать обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение, а также участвовать в организации и проведении специальной оценки условий труда.

Поскольку обязанности по организации работ по охране труда чаще всего выполняет служба охраны труда или же специалист, считаем необходимым пару слов сказать о них. Напомним, что согласно ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность персонала менее 50 человек, работодатель может не создавать службу и не вводить должность специалиста по охране труда, а выполнять обязанности по охране труда самостоятельно (в лице руководителя организации) или же возложить их на кого-то из работников в порядке совмещения или совместительства.

Руководитель организации должен обеспечить условия для исполнения работниками службы их полномочий, в частности организовать кабинет по охране труда, оснащенный необходимой нормативной правовой и справочной литературой, современной оргтехникой и техническими средствами связи для проведения обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отметим, что у специалиста по охране труда или же работника службы охраны труда должны быть соответствующая подготовка и опыт работы. Так, на подобную должность назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Источники


  1. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.

  2. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  3. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
Система управления охраной труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here