Стимулирующие выплаты медработникам

Все что нужно знать по теме: "Стимулирующие выплаты медработникам" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Стимулирующие выплаты медработникам в 2019 году

Стимулирующие выплаты медработникам

[1]

Государственные программы, имеющие отношение к сфере здравоохранения, были введены в действие уже в 2011 году, хотя предпосылки к увеличению оплаты труда медицинских работников до 200% от средней величины оклада по региону появились намного раньше. Основными целями программ является обеспечение доступности медицинской помощи путём привлечения на работу в поликлиники дополнительного персонала и врачей, а также поощрение отдельных медицинских работников за старания в работе. В частности, были утверждены стимулирующие выплаты медработникам, призванные ориентировать сотрудников лечебных учреждений на результат.

Кто вправе претендовать на стимулирующие выплаты медработникам

Условием начисления стимулирующих выплат является наличие сертификата по основной специальности установленного образца.

Система начисления стимулирующих выплат кардинально изменила схему расчёта зарплат врачей и среднего медицинского персонала, но действие программы распространяется только на отдельные категории медработников. Стимулирующие начисления не полагаются:

  • представителям администрации медицинского учреждения (те заведующие, кто является практикующими врачами, вправе участвовать в программе);
  • медработникам, занимающимся оказанием высокотехнологичной помощи;
  • участникам программы “Здоровье” (принимающим роды, ухаживающим за новорождёнными, педиатрам, семейным докторам, участковым терапевтам и помогающим им младшим медицинским работникам).

Об оплате труда медицинских работников

Трудовым Кодексом установлены следующие виды выплат работникам бюджетной сферы:

  • базовые (основные, фиксированные, выплачиваемые всем сотрудникам без исключения);
  • компенсационные (меняющиеся в зависимости от региона и зависящие от условий осуществления трудовой деятельности);
  • социальные;
  • стимулирующие (зависящие от заслуг работника и оценки эффективности его деятельности).

Из всех перечисленных выше видов начислений только стимулирующие выплаты медработникам регулируются администрацией самого лечебного учреждения, правила назначения остальных выплат устанавливаются федеральными и региональными нормативными актами. Руководство учреждения обязано зафиксировать порядок выплаты стимулирующих надбавок в локальном нормативном акте и ознакомить с его положениями всех сотрудников поликлиники.

В каком размере начисляются стимулирующие выплаты медработникам

Размер стимулирующей доплаты к заработной плате не является фиксированным – величина надбавки будет зависеть от объёма оказанным медработником услуг. Каждый месяц администрация клиники издаёт приказ о материальном поощрении заслуживших надбавку сотрудников. Сумму доплаты каждое медицинское учреждение устанавливается на своё усмотрение, но с принятием во внимание основных обязательных положений разработанной местным Министерством здравоохранения методики.

При назначении стимулирующей надбавки каждому сотруднику, оцениваются следующие показатели:

[3]

  • фактически отработанное время в течение месяца;
  • факт выполнения стандартов оказания медицинской помощи населению;
  • оценка эффективности работы медицинского работника.

Какие бы критерии не оценивал при начислении стимулирующих выплат работодатель, он должен указать их в локальном Положении об оплате труда. При этом минимальные размеры надбавок внутри учреждения не должны оказаться ниже региональных показателей, прописанных в правовых актах Минздрава субъекта РФ.

Кем разрабатываются критерии поощрения медработников

Изначально рекомендации относительно начисления стимулирующих выплат и методов определения их размеров исходят из Министерства здравоохранения и социального развития. Ими руководствуются все медицинские учреждения, устанавливая стимулирующие доплаты в размере не ниже минимальных сумм, указанных в Положениях Минздрава. Принятые администрацией поликлиники решения относительно надбавок к зарплате фиксируются в локальном Положении о стимулирующих выплатах, в котором должны быть указаны критерии оценки работы сотрудников, минимальные и максимальные суммы доплат.

В чём заключается контроль профсоюза

Прежде чем утвердить Положения о назначении стимулирующих надбавок, вышестоящие инстанции консультируются с профсоюзами. Такая схема принятия нормативных актов называется трёхсторонней комиссией, где участвуют наниматели. Собирается она каждый год, то есть медицинские учреждения получают руководство по установлению выплат также ежегодно. Поэтому локальные Положения о стимулирующих доплатах должны пересматриваться регулярно. В документе прописываются:

  • критерии оценки эффективности работы сотрудников;
  • порядок начисления выплат (должен быть поделён на выплаты, финансируемые из бюджета ФСС и из средств, полученных в ходе предпринимательской деятельности);
  • категории медработников, которые могут получать доплаты;
  • источники финансирования надбавок к зарплате (в поликлинике должен быть создан обособленный фонд).

Особенности начисления стимулирующих выплат

К ситуациям, при которых медработник заслуживает финансового поощрения, относятся:

  • высокое качество работы;
  • наличие достижений в выбранной сфере деятельности;
  • положительные итоги работы;
  • длительность и непрерывность трудового стажа.

Если продолжительность трудового стажа и итоги работы можно однозначно охарактеризовать, то оценить эффективность осуществления должностных обязанностей и качество проделанных работ количественными показателями невозможно, а потому была разработана специальная методика. В соответствии с её положениями эффективность труда может быть оценена по следующим показателям:

  • несоблюдение правил санитарной обработки помещений и оборудования;
  • наличие ошибок и неточностей в составленных документах;
  • наличие жалоб пациентов;
  • количество выявленных послеоперационных и иных осложнений;
  • наличие случаев госпитализации, проведённой не вовремя;
  • допущение неверных и неточных диагнозов;
  • количество выявленных болезней по профилю врачебной деятельности (на ранних и поздних стадиях развития);
  • другие показатели.

Решение об эффективности работы медработников остаётся за специально созданной внутри лечебного учреждения комиссией. По итогам проведения оценки деятельности сотрудников составляется оценочный Акт – он становится основанием для начисления стимулирующих доплат. Если в конце года в созданном для выплаты надбавок фонде обнаруживаются излишки средств, врачам начисляется годовая премия.

Каким образом влияют совмещение должностей и замещение на стимулирующие выплаты медработникам

Если совмещение должностей прописано в тексте трудового контракта, оно не будет поощряться стимулирующими выплатами.

Медицинские работники зачастую работают за отсутствующего врача, но это не всегда означает, что им будет полагаться надбавка к зарплате. Совместители могут рассчитывать на стимулирующие надбавки к окладу, только если дополнительная деятельность была оформлена в установленном законом порядке – трудовым контрактом. То же касается и медработников, временно заменяющих своих коллег.

За что могут быть отменены стимулирующие выплаты медработникам

Кто будет получать стимулирующую надбавку к окладу, а кто останется без доплат, решает администрация медицинского учреждения. На законодательном уровне нет указаний об обязательной выплате стимулирующих надбавок медработникам. Но если в поликлинике существует Положение о стимулирующих выплатах, то для отказа в начислении должен быть повод – нарушения трудовой дисциплины, отсутствие положительных показателей в работе, халатное отношение к пациентам и так далее.

Читайте так же:  Какие постройки запрещены на дачном участке пять примеров
Видео (кликните для воспроизведения).

Если медработник никогда не получает стимулирующих выплат, хоть он и трудится усердно и не допускает ошибок, следует обратиться в бухгалтерию предприятия, потребовать Приказ, на основании которого начислялась заработная плата, и искать причины, по которым надбавок не делается. Если выясняется, что отказы в начислении доплат не имеют оснований, можно подать жалобу.

Законодательные акты по теме

О разновидностях выплат работникам учреждений Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583

Утверждение Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений

Перечень факторов, за которые полагаются материальные поощрения Приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421

Перечень показателей эффективности, используемых для решения вопросов стимулирования работников

Типичные ошибки

Ошибка: Акушер-гинеколог требует стимулирующей надбавки к зарплате за то, что она на протяжении целого месяца подменяла отсутствующего врача и временно исполняла его обязанности.

Комментарий: Если не имеется положения трудового контракта, в котором указывалось бы о начислении стимулирующих выплат за замещение отсутствующего коллеги, или же нет отдельного соглашения о замещении, за дополнительную работу не будет полагаться стимулирующая выплата.

Ошибка: Трудовой контракт работников поликлиники содержит пункт об их обязанности совмещать некоторые трудовые обязанности. Сотрудники требуют за совмещение стимулирующих надбавок к зарплате.

Комментарий: Если совмещение предусмотрено трудовым договором, за это не полагается стимулирующих доплат.

Ответы на распространённые вопросы про стимулирующие выплаты медработникам

Вопрос №1: Будут ли выплачиваться стимулирующие выплаты медработникам в 2018 году?

Ответ: Ввиду экономического кризиса происходит перераспределение финансирования тех долей бюджета, из которых выплачиваются заработные платы медработников, из-за чего надбавки уменьшаются. Происходит либо увеличение базовой составляющей зарплаты и урезание стимулирующих доплат, либо отказ от стимулирующих надбавок за интенсивность и качество деятельности.

Вопрос №2: В тот момент, когда меня принимали на работу в поликлинику, не было сказано о каких-либо стимулирующих выплатах. Сейчас же мне стало известно о возможности их получения, и я хотела бы ознакомиться с Положением о выплате поощрительных доплат, могу ли я просить об этом руководство?

Ответ: Да, сотрудники имеют право ознакомиться с данным документом, в котором непременно должны быть указаны критерии оценки работы врача и условия начисления стимулирующих доплат.

Видео-советы.Индексация зарплат бюджетников в 2019 году?

В видео раскрывается информация о выполнении указа про повышение зарплат работникам бюджетной сферы⇓

Стимулирующие выплаты медработникам в 2019 году

Стимулирование работников бюджетной сферы

На медработников, как и на прочих работников бюджетных учреждений, распространяется новая система оплаты труда, введенная постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно ее основным положениям оплата труда в бюджетной сфере должна складываться:

  • из базового оклада, определенного по единым тарифно-квалификационным справочникам;
  • компенсационных выплат, зависящих от условий труда;
  • социальных выплат;
  • стимулирующих доплат.

Если первые 3 составляющие урегулированы законодательно, то в установлении доплат стимулирующего характера учреждение обладает достаточной долей свободы. При этом оно должно ориентироваться на рекомендации:

  • единой трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере;
  • администраций регионов;
  • отраслевых министерств.

Стимулирующие доплаты в бюджетных учреждениях могут выплачиваться:

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты труда;
  • интенсивность труда и достижения в работе;
  • качество выполняемой работы (приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818).

Если объем доплат по первым двум группам может быть без особых сложностей привязан к количественным показателям и не требует специальной системы оценки, то для двух последних групп, представляющих собой качественные характеристики, понадобится разработать особую систему привязки к числовым значениям. Именно она и станет индивидуальной для каждого учреждения.

О том, как такие выплаты будут учтены в расходах на оплату труда для целей определения налога на прибыль, читайте в этой статье.

Процедура определения стимулирующей доплаты

Разработанная учреждением система стимулирования фиксируется во внутреннем нормативном акте (положении о стимулирующих выплатах). В нём должны быть определены все условия начисления стимулирующих доплат:

  • перечень (или перечни — для разных должностей) критериев;
  • способы их оценки в баллах;
  • установленные ограничения;
  • процессы оформления и учета при расчете зарплаты.

Согласно рекомендациям приказа Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н систему критериев, по которой будет оцениваться труд каждого конкретного работника, нужно включать в текст его трудового договора (эффективного контракта).

О бланке, который можно применить при оформлении трудового договора, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

По окончании периода, за который будет оцениваться вклад работника в деятельность учреждения (с учетом мнения самого работника, его руководителей и представителя профсоюза) на каждого работника заполняется оценочный лист. По его данным с использованием необходимых алгоритмов определяется сумма стимулирующей части доплаты, индивидуальной для каждого работника.

[2]

Оценка результатов деятельности руководителя учреждения за этот же период осуществляется вышестоящим органом.

Стимулирующие выплаты медработникам

В оценке эффективности труда медработников важны такие показатели, как:

  • применение новых технологий и знаний в работе;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факты своевременной госпитализации;
  • участие в профилактике заболеваний;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • отсутствие неправильных диагнозов или осложнений по результатам назначенного лечения;
  • отсутствие жалоб со стороны пациентов;
  • отсутствие претензий контролирующих органов.

Конкретный набор показателей будет зависеть от должности и специализации работника и вида медицинского учреждения. Рекомендуемые перечни с критериями выполнения и оценкой в баллах для разных должностей — от руководителя учреждения до младшего медперсонала — приведены в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Здесь же описаны особенности процедуры оценки, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные пределы количества начисляемых баллов.

Стимулирующие выплаты направлены на улучшение качества работы как отдельных медработников, так и всего медицинского учреждения в целом, а также призваны оказать существенное влияние на увеличение заработной платы медперсонала.

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности является весьма значимым документом, определяющим возможность повышения уровня заработной платы работников. Рассмотрим, что представляет собой этот документ.

Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Читайте так же:  Раздел имущества кредит

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Содержание положения о стимулировании

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

  • ссылки на документы, обосновывающие его создание;
  • цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
  • принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
  • методологию документального оформления процесса оценки;
  • определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
  • пределы количества баллов для каждой должности;
  • перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
  • порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:

  • за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
  • качественное выполнение работ;
  • непрерывный стаж и за выслугу лет;
  • по итогам трудовой деятельности.

Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.

Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:

  • Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
  • Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
  • Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.

При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:

  • для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.

В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.

Читайте так же:  Военные сборы кто подлежит призыву, как проходят, чем грозит уклонение

Системы критериев оценки для ГУП и МУП

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

  • для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
  • для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
  • для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
  • для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Критерии стимулирующего характера для медработников

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

  • участие в профилактике заболеваний;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факт своевременности госпитализации;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
  • наличие жалоб пациентов;
  • общий объем отработанного времени за период.

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.

Стимулирующие выплаты медработникам и врачам от государства в 2019 году

Зарплаты в бюджетной сфере всегда оставляли желать лучшего, особенно, когда речь заходила про работников в сфере здравоохранения. Введение в 2011 году госпрограммы в отношении было нацелено на создание доступных условий для получения медуслуг через привлечение медперсонала и внедрение системы поощрения для отличившихся специалистов. Стимулирующие выплаты медработникам и врачам выплачиваются вне обязательной части зарплаты, исходя из полученной оценки качества выполненной работы.

Кому полагаются стимулирующие выплаты?

Задача программы 2011 года – провести модернизацию в области здравоохранения и повышение заработка медперсонала до двукратного превышения уровня средней зарплаты в конкретном регионе.

Со вводом программы появилось понятие о стимулирующих выплатах, выплачиваемых медицинским работникам в качестве поощрения за отличные результаты работы. Изменился сам принцип начисления заработка медицинских сестер и врачей, однако для некоторых работников правила оплаты остались неизменными.

Не предусмотрена выплата стимулирующих:

  1. Служащим административного блока. Заведующим стимулирующие полагаются только при наличии медпрактики.
  2. Медицинские работники, включенные в программу «Здоровье», занятые родовспоможением, уходом за новорожденными.
  3. Педиатры, участковые терапевты, семейные врачи и обслуживающих их младший персонал.
  4. Специалисты по оказанию высокотехнологичной помощи.

В основе начисления стимулирующих лежит повышение качества медицинской помощи. Чем активнее и лучше медработники справляются с работой, тем больше должна быть зарплата. Для участия в программе поощрения допускаются только работники с сертификатами, подтверждающими его основную деятельность.

Законодательные нормы

При начислении заработной платы медикам придерживаются нескольких федеральных законодательных норм. Основные правила формирования зарплатных отчислений закреплены в положениях ст. 129 ТК РФ. Она закрепляет следующие варианты начислений:

  • базовое;
  • региональные компенсации;
  • стимулирующие и социальные выплаты.

Обязательная часть заработка представлена базовой частью, выплачиваемой всем наемных работникам. Региональные компенсации назначают с учетом специфики условий труда медицинского персонала.

Выплаты социального характера определяются с учетом индивидуальных параметров человека, работающего в сфере здравоохранения. Стимулирующие выплаты определяют на основании принятой оценки эффективности трудовой деятельности медицинских работников.

Подробнее ознакомиться с принципами назначения поощрительной части заработка можно, изучив содержание Положения о системе оплаты труда бюджетных работников, утвержденного ПП РФ №583 от 05 августа 2008 года.

Согласно информации, представленной в Положении, порядок назначения стимулирующих определяется самим медицинским учреждением. Остальные части заработной платы имеют единые принципы, определенные федеральными и региональными нормативами.

Принципы применения системы поощрений

Чтобы избежать путаницы и серьезных различий между распределением зарплатного фонда в различных медучреждениях, расположенных в разных субъектах Федерации, администрация обязана придерживаться рекомендаций по разработке внутренних нормативов, сформированных Минздравсоцразвития.

Документ под названием «Положение о стимулирующих» должен быть в каждой организации системы здравоохранения, однако информация о том, кому положены и как получить поощрения, определяется с учетом полученных рекомендаций ведомства.

Поскольку поощрение иногда бывает более значимо для работника, при оформлении на работу следует интересоваться принципами начисления стимулирующих у администрации.

Участие профсоюза

Работа профсоюзов нацелена на учет интересов работников и контроль за соблюдением их прав. В процессе разработки и принятия Положений о стимулирующих важная роль отводится профсоюзам.

Читайте так же:  Регистрация ип через мфц

Рекомендации, которые получат медучреждения, непосредственно отразятся на дальнейшем заработке бюджетных работников, поэтому утверждение документа проходит через подписание 3-сторонней комиссии, состоящей из Правительства РФ, работодателей, профсоюзов.

По мере изменения ситуации проводится регулярная корректировка и утверждением новых рекомендаций. Ежегодно медучреждения получают новые рекомендации, предварительно согласованные с профсоюзными органами.

Что содержит Положение о стимулирующих?

Во внутреннем документе, утвержденном администрацией, включены все основные моменты, которые касаются определения размера поощрения и оцениваемые критерии:

  1. Источники, откуда поступают средства на выплату поощрений.
  2. Категории работников, участвующих в распределении стимулирующих.
  3. Правила начисления с выделением части средств, поступающих по линии обязательного страхования, и дохода от коммерческой деятельности.
  4. Критерии, по которым оценивается труд.

Подробные разъяснения о параметрах, которые оказывают влияние на сумму поощрительной части трудового дохода, даются в Приказе Минздравсоцразвития № 818, выпущенном 29 декабря 2007 года. Согласно положениям приказа, на оплату стимулирующих оказывает влияние:

  1. Срок работы и непрерывность трудовой деятельности.
  2. Итоги работы.
  3. Достигнутые показатели с учетом напряженности работы.
  4. Качество оказываемых услуг.

Первые два показателя подлежат цифровому выражению, остальные критерии оценивать сложно. Потребовались дополнительные объяснения, чтобы правильно применять предложенные критерии. Отдельным приказом Минздрава №421 от 28 июня 2013 года была введена специальная методика, которая позволяла администрациям учреждений на местах оценивать труд медработников по качественным критериям оценки:

  • количество выявленных недугов на разных стадиях развития;
  • число случаев постановки ошибочных диагнозов;
  • наличие случаев неплановой госпитализации;
  • выявленные осложнения после оперативного вмешательства, других манипуляций с телом пациента;
  • обращения недовольных клиентов;
  • нарекания к оформлению документации;
  • допущение антисанитарных условий.

Решение о качестве труда медперсонала принимают не руководители единолично, а особая комиссия, созданная специально для этого. Заседания проводятся ежемесячно, а по результатам принятых решений создается оценочный акт. В дальнейшем администрация издает приказ о выплате стимулирующих выплат, руководствуясь принятым актом.

Разновидностью поощрения станет выплата годовой премии отличившимся работникам медучреждения, если по результатам года образуется неиспользованная сумма.

Полагаются ли стимулирующие совместителям или заместителям?

Болезнь или отсутствие по иным причинам медперсонала не должно негативно отражаться на оказании медицинских услуг населению. Часто приходится совмещать или замещать другого медика, однако это не всегда положительно отразится на заработке. Получить поощрительную выплаты совместители могут только при надлежащем оформлении кадровой документации и подписании трудового договора между работником и администрацией. Допускается доплата при временном замещении отпускников, если предприятие оформит допсоглашение с сотрудником.

В каких случаях отказывают в выплате стимулирующих?

Поскольку окончательное решение о дополнительном поощрении зависит от руководителя, вопрос об отказе в выплате также отдано на усмотрение администрации. Отсутствие принципа обязательности не дает права требовать назначения доплаты.

Однако, принимая решение исключить работника из списка к поощрению, руководитель должен исходить из объективных факторов. Основаниями для отказа могут стать:

  1. Низкие показатели работы.
  2. Наличие большого количества нареканий,
  3. Нарушения трудовой дисциплины и т.д.

Если медработник столкнулся с безосновательным отказом, следует обратиться к администрации предприятия и потребовать приказ, согласно которому были произведены зарплатные отчисления. Для подачи дальнейшей жалобы необходимо правильно сформулировать претензии и разобраться в причинах штрафа и основаниях для наказания конкретного лица.

Заключение

В рамках мероприятий по исполнению майских указов 2012 года в отношении зарплаты медработников, последние годы принципы заработной платы были пересмотрены, а вес стимулирующих с 2017 года уменьшен. Однако это вовсе не означает, что заработок работников сферы здравоохранения стал меньше, просто базовая часть была увеличена, а сокращение стимулирующих коснулось только тех отчислений, которые никак не регулировались на федеральном уровне.

Виды стимулирующих выплат и порядок их назначения в 2019 году

Чем эффективнее труд работника, тем успешнее организация, где он трудится. Работодатели напрямую заинтересованы в повышении мотивации сотрудника для его более продуктивной работы. Для этого существуют различные способы вознаграждения за профессиональные достижения. И человек, трудящийся по совести на благо организации, может получить стимулирующие надбавки к заработной плате. Таким образом, стимулирующие выплаты — это различного рода вознаграждения, которые сотрудник может получить за хороший труд поверх положенного оклада.

Правовая основа

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны. Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.
Читайте так же:  Где взять кредит на месяц условия и требования банков

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2018 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Стимулирующие выплаты для бюджетников

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.


В 2018 году принят перечень выплат для мотивации труда сотрудников бюджетных учреждений, в который входят несколько видов поощрений.
  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Надбавки работникам сферы образования

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2018 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.


У библиотекаря есть свой список условий для получения поощрительной надбавки, который в каждой учебной организации устанавливается отдельно. Вот некоторые пункты:
  • посещаемость библиотеки учащимися;
  • читаемость библиотечной литературы;
  • ведение каталогов фонда литературы в электронном формате;
  • организация образовательных мероприятий для учащихся;
  • ведение веб-страницы библиотеки на школьном сайте (при наличии такового);
  • участие в профессиональных конкурсах, семинарах и т. д.

Работники детских садов могут рассчитывать на поощрительные выплаты, если они не просто ответственно подходят к своим обязанностям, но и применяют новые педагогические разработки, привлекают родителей к участию в различных мероприятиях детского сада, а также помогают семьям, оказавшимся в трудных ситуациях (например, дополнительно занимаются с детьми-инвалидами).

Выплаты медицинским работникам

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

Выплаты госслужащим

Сумма поощрений для работников государственных служб зависит от разных факторов.

  • За выслугу лет можно получить до 30% от фиксированного оклада.
  • За особые условия прохождения службы сумма выплат может возрасти до 200% от обычной зарплаты.
  • За работу с государственными тайнами — 5-75%.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

В Положении должны быть прописаны случаи, когда поощрительная премия может быть отменена или снижена ее сумма.

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

Источники


  1. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.

  2. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  4. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
  5. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
Стимулирующие выплаты медработникам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here