Субъекты малого и среднего предпринимательства

Все что нужно знать по теме: "Субъекты малого и среднего предпринимательства" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников), за исключением упомянутых в части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданных юридических лиц (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

Внимание! В указанную сумму среднесписочной численности работников не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Реестр субъектов МСП — получателей поддержки

В данном разделе размещен Реестр субъектов МСП — получателей поддержки (далее – Реестр, Корпорация МСП).

Корпорация МСП ведет Реестр в соответствии с статьей 8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 31.05.2017 №262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2017 г. № 47753).

В Реестре содержатся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым Корпорацией МСП оказана:

  • финансовая поддержка в виде предоставления независимых гарантий и поручительств Корпорации МСП, обеспечивающих кредитные и иные обязательства малых и средних предприятий;
  • поддержка в сфере образования в виде проведения обучающих мероприятий (семинаров) по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридически лиц».

В реестре содержатся следующие сведения в отношении каждого получателя поддержки:

  • наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
  • вид, форма и размер предоставленной поддержки;
  • срок оказания поддержки;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
  • информация (в случае ее наличия) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Записи в Реестр вносятся в не позднее 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки (заключения договора о предоставлении поручительства, выдачи независимой гарантии, проведения обучающего мероприятия (семинара)) или о прекращении оказания поддержки.

В случае изменения каких-либо сведений реестров о получателе поддержки такие изменения вносятся в Реестр в течение 10 дней.

Исключаются сведения из Реестра по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки.

По вопросам доступа пользователей к сведениям Реестра необходимо обращаться по телефону:
+7 (495) 698-98-00 или направить запрос в Корпорацию МСП при помощи формы обратной связи.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законодательством к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему предпринимательству содержатся в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Среди них:

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

  • 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях реализации государственной политики в рассматриваемой области могут предусматриваться следующие меры.

  • 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • 2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 8) меры но развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и иные меры.

В Российской Федерации оказывается поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства. Она реализуется в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Читайте так же:  Максимальный размер больничного

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием им поддержки они должны представить необходимые документы.

Установлено, что поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • 1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • 2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • 3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • 4) являющихся нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Государство создало специальную инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Она включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и др.

Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определены следующие — их финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, инноваций и промышленного производства, ремесленничества и т.п.

Финансовая поддержка осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи им во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования.

Консультационная поддержка может осуществляться в виде:

  • 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Поддержка в сфере образования включает:

  • 1) создание условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования;
  • 2) учебно-методическую и научно-методическую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде:

  • 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • 2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • 3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
  • 4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Поддержка в области ремесленной деятельности может осуществляться в виде:

  • 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
  • 2) финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.

Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе наряду с названными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом от 29.06.15 № 156-ФЗ, который вступил в силу 30 июня, увеличена доля участия иностранных юридических лиц, а также предприятий, не являющихся малыми и средними, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов. Этим же законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства (МСП) изменяется только в случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) календарных лет.

Напомним, что критерии субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Первое условие — средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать пределы численности для каждой категории субъекта МСП:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек).

Второе условие — выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий и 1 млрд. руб. для средних предприятий.

Читайте так же:  Каков максимальный размер пенсии по старости в рф

Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона № 209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Комментируемым законом требование к такой периодичности исключено.
Важный момент: раньше, для того, чтобы организация или ИП получили либо утратили статус субъекта МСП, оба условия (показатели средней численности и выручки) должны выполняться либо не выполняться в течение двух календарных лет подряд. А по новым правилам, действующим с 30 июня, категория субъекта МСП будет меняться, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Третье условие (только для организаций) — доля участия в уставном капитале

До 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов.
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

С 30 июня требования к размеру доли для некоторых организаций изменились. Теперь к субъектам малого и среднего предпринимательства, в общем случае, относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, что организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. «Чем бухучет и отчетность «упрощенщиков» будут отличаться от учета и отчетности «обычных» организаций»). Кроме этого, для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины (см. «Новые правила кассовой дисциплины: для ИП и малых предприятий введен упрощенный порядок»).

Понятие субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства. Микропредприятия.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Читайте так же:  Что означают пенсионные баллы

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Как стать предпринимателем. Что нужно знать начинающему бизнесмену Версия для печати

Смотрите также:

Что такое предпринимательство, кто является субъектом предпринимательства и каковы условия функционирования предпринимательства читайте далее.

Понятие предпринимательства

Как отмечается в Предпринимательском Кодексе РК, предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность

Предприниматели получают чистый доход при использовании имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на праве

  • частной собственности (частное предпринимательство)
  • либо на праве хозяйственного ведения
  • или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство).

Субъекты предпринимательства

Субъектами предпринимательства являются

  • граждане,
  • оралманы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства),
  • государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства).

[1]

Физическое лицо, как субъект предпринимательства, должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Юридическое лицо, как субъект предпринимательства, создается в организационно-правовой форме (ОПФ).

[2]

Субъектами крупного предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели.

Категории субъектов предпринимательства

Субъекты предпринимательства относятся к следующим категориям:

  • субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;
  • субъекты среднего предпринимательства;
  • субъекты крупного предпринимательства.

Отнесение к той или иной категории зависит от:

  • среднегодовой численности работников
  • среднегодового дохода

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая:

  • работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта
  • самого индивидуального предпринимателя.

Среднегодовым доходом считается сумма

  • совокупных годовых доходов
  • или доходов субъектов предпринимательства

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели

  • без образования юридического лица
  • и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников:
    • не более 100 человек
    • и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами микропредпринимательства являются

  • субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников:
  • не более пятнадцати человек
  • или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами среднего предпринимательства являются ИП и ЮЛ осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  4. проведение лотереи;
  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
  6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  8. аудиторскую деятельность;
  9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  10. деятельность кредитных бюро;
  11. охранную деятельность;
  12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Для субъектов частного предпринимательства, являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, фиксированного налога и единого земельного налога, используется критерий по численности работников.

Субъектами крупного предпринимательства являются

  • индивидуальные предприниматели
  • и юридические лица

Критериями для субъектов крупного предпринимательства являются:

  • среднегодовая численность работников более 250 человек
  • и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Права предпринимателей

Частные предприниматели вправе:

Обязанности предпринимателей

Частные предприниматели обязаны:

  1. соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы физических и юридических лиц;
  2. обеспечивать безопасность и качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
  3. предоставлять потребителям товаров, работ, услуг полную и достоверную информацию о товарах, работах, услугах;
  4. получать разрешения либо направлять уведомления для начала осуществления деятельности или действия (операции) в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
  5. осуществлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  6. сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам;
  7. повышать эффективность использования природных и энергетических ресурсов и управления ими в процессе осуществления деятельности;
  8. выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
Читайте так же:  Документы на ветерана труда

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников), за исключением упомянутых в части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданных юридических лиц (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

Внимание! В указанную сумму среднесписочной численности работников не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.

Условия, по которым предпринимательство относится к малому, среднему или крупному

Субъекты частного предпринимательства могут быть отнесены к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства. Отнесение к той или иной категории дает определенные льготы, преимущества или, наоборот, возлагает дополнительные обязанности и ответственность. Критерии, по которым происходит это деление, определены законом.

Кто определяет категорию субъекта предпринимательства?

К какому предпринимательству будет относиться созданное предприятие: малому, среднему или крупному, предприниматель выбирает сам при регистрации бизнеса, с учетом установленных законом условий. Эти условия установлены статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Они не являются запретами и ограничениями. Если предприниматель в ходе своей деятельности не будет соблюдать заявленные условия, то он просто утратит первоначальный статус (например, субъекта малого предпринимательства), и перейдет в другую категорию (среднего предпринимательства). Санкций за это не установлено, но некоторые льготы и преимущества могут быть утрачены.

Чем подтверждается категория субъекта предпринимательства?

Пунктом 1 статьи 25 Предпринимательского кодекса к компетенции органов Министерства национальной экономики отнесено ведение реестра субъектов предпринимательства (электронной база данных, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства). Согласно пункту 2 указанной статьи, а также пункту 19 Правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки, удостоверенной электронно-цифровой подписью заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.

В настоящее время стандарт государственной услуги по выдаче данных справок не разработан. Информация о порядке и условиях выдачи справки о категории субъекта предпринимательства на сайте Министерства национальной экономики отсутствует.

Какие параметры определяют статус субъекта предпринимательства?

На статус субъекта предпринимательства влияют:

  • среднегодовая численность работников;
  • среднегодовой доход;
  • в некоторых случаях — виды деятельности.

Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя. Списочная численность работников, в среднем за год, определяется путем суммирования средней численности работников в среднем за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Среднегодовым доходом считается сумма совокупных годовых доходов или сумма доходов субъектов предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние 3 года, поделенная на 3.

Отличия субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства

Субъект частного предпринимательства может быть отнесен только к одной из трех категорий, установленных пунктами 3-6 статьи 24 Предпринимательского кодекса.

[3]

К субъектам малого предпринимательства относятся

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство:

  • со среднегодовой численностью работников не более 100 человек
  • и среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного действующего на 1 января соответствующего финансового года.

(пункт 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса)

Субъектами малого предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранную деятельность;
  • деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

(пункт 4 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

К субъектам среднего предпринимательства относятся:

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства, то есть отвечающие следующим критериям:

  • среднегодовая численность работников от 101 до 250 человек;
  • и (или) среднегодовой доход выше 300 000-кратного МРП, но не превышает 3 000 000-кратного МРП включительно.

(пункт 5 статьи 24 Предпринимательского кодекса).

К субъектам крупного предпринимательства относятся:

— индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев:

  • среднегодовая численность работников более 250 человек
  • и (или) среднегодовой доход свыше 3 000 000-кратного МРП

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Читайте так же:  Что закрепляет конституция рф

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Подпункт «а» изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

Видео (кликните для воспроизведения).

е) утратил силу с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

Источники


  1. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  4. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
  5. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here