Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству

Все что нужно знать по теме: "Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА

До недавнего времени (в советское время) в основе правового регулирования вопросов трудоустройства господствовал принцип полной (поголовной) занятости, на основе конституционной обязанности для всех трудиться.

На смену плановому распределению трудовых ресурсов советского времени приходит правовое регулирование на основе:

· баланса спроса и предложения рабочей силы,

· не допустимости принудительного труда,

· свободы труда, что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

В широком смысле занятость означает все виды полезной законной деятельности, приносящей заработок. К занятому населению относятся:

· граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица занятые индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры, члены кооперативов,

· проходящие службу в армии, в правоохранительных органах,

· обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на очных отделениях высших, средних, специальных и других учебных заведениях.

Как видно из этого любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая закону, признается легальной занятостью. В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или другим основания, приносящая доход. Специфическим признаком всех форм трудовой деятельности является, как правило, включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные для работающих в законах. За пределами указанного списка оказались граждане, выполняющие полезные для общества функции, не приносящие дохода (женщины-домохозяйки, ухаживающие за больными членами семьи). Занятому населению противопоставляется — незанятое: несовершеннолетние, неработающие пенсионеры и инвалиды, трудоспособные граждане не занятые трудом. Последняя категория объединяет как лиц способных к труду, но не желающих трудиться (бомжи, преступники, наркоманы и т.д.), так и тех, кто временно не работает по каким-то причинам и ищет работу (безработные). Численность безработных с каждым годом растет, и это представляет собой огромную социальную проблему, решить которую нельзя без правового регулирования вопросов занятости. Правовое регулирование вопросов занятости осуществляется по следующим направлениям:

1. закрепление принципов государственной политики в области занятости на основе принципа свободы труда, свободы передвижения в целях поиска работы, как по территории страны, так и за пределами;

2. установление мер социальной защиты незанятого населения, определение правового статуса безработного, включая выплату пособий;

3. формирование государственных и общественных структур, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области занятости, законодательное закрепление их компетенции, нормативное регулирование их взаимоотношений с гражданами и хозяйствующими субъектами (предприятиями, имеющими рабочие места), стимулирование создания новых рабочих мест;

4. установление гарантий реализации права на труд и трудоустройство, определение прав и обязанностей участников процесса трудоустройства, установление мер юридической ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии. Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными, б) не имеют работы и заработка, в) зарегистрированы в службе занятости в целях поиска работы, г) готовы приступить к работе.

Правовая организация трудоустройства включает в себя: а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции, б) гарантии реализации прав граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение, в) регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений по трудоустройству, г) установление особенностей трудоустройство для отдельных категорий граждан. В обеспечение занятости участвуют государственные органы общие и специальные. Общее руководство осуществляют Министерство труда РФ и субъектов федерации. Специальным органом выступает Федеральная государственная служба занятости и службы занятости субъектов. Для финансирования создан Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов. Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий:

· Первая стадия — обращение гражданина в службу трудоустройства за содействием в получении работы. В результате возникает правоотношение, по которому гражданин вправе требовать предоставление ему подходящей работы, а в случае отсутствия такой — направления на профессиональную переподготовку или выплаты пособия по безработице по правилам и нормам, установленным законом. Он заканчивается выдачей направления на работу или обучение.

· Вторая стадия — заключение трудового или ученического договора с предприятием или учебным заведением. На этом этапе возникают правоотношения между органами службы занятости и предприятием (учебным заведением). Служба занятости может запрашивать у предприятий информацию о рабочих местах. Она обязана оказывать помощь гражданам в подборе работы, с другой стороны — оказывать помощь работодателю в подборе кадров. Но работодатель волен выбирать и нанимать тех, кто обращается самостоятельно. Могут быть установлены квоты для принятия определенных категорий граждан (требующих социальную защиту). Отказ в приеме работы таких направляемых категорий граждан запрещен, в случае отказа можно обжаловать решение в судебном порядке.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав

Правовое регулирование трудоустройства

Трудоустройство в широком смысле это любой процесс устройства на работу либо самостоятельно, либо: а) с помощью работодателя, обязанного в ряде случаев при увольнении, например, по сокращению штатов, предложить увольняемому другую работу: б) органов службы занятости; в) негосударственных организаций на возмездной основе. В узком смысле трудоустройство — это деятельность государственных органов и иных организаций по оказанию гражданам помощи в устройстве на работу.

В первом случае работодатель осуществляет трудоустройства работника самостоятельно путём заключения с ним трудового договора. В других случаях как государственные органы, так и негосударственные организации. выступают в качестве посредников при трудоустройстве.

Таким государственным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в структуре Министерства труда и социальной защиты и ее территориальные органы.- департаменты, управления, центры занятости. Это государственные учреждения службы занятости, основной задачей которых является организация и оказание гражданам бесплатных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Их

обязанность – обеспечить реализацию прав граждан, в том числе и безра

ботных, предусмотренных законодательством. ..

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

— -информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

— разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, , единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

-содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

-осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и, в свою очередь, по запросу этих органов представляют им необходимые сведения о лицах, ищущих работу и о безработных.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

-проведения оплачиваемых общественных работ;

-временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

-ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Негосударственное оказание услуг в сфере занятости может осуществляться различными организациями (кадровые агентства, бюро: биржи труда) без лицензии, за исключением трудоустройства за границей.

Органы службы занятости по месту жительства безработного обязаны предложить ему подходящую работу, при её отсутствии зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице. При наличии подходящей работы безработному выдаётся направление на работу в конкретную организацию, с которой им может быть заключён трудовой договор. Но безработный вправе, получив направление не вступать в переговоры с работодателем либо отказаться от предложенной работы. В тоже время согласно ст. 29 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.

. Среди предназначенных для них мер по трудоустройству особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Обязательное квотирование рабочих мест в настоящее время на федеральном уровне предусмотрено только для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Такой порядок квотирования утвержден федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для других категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы, квоты устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Работодатель обязан принять на работу безработного имеющего направление органа службы занятости в пределах квоты по этой категории граждан. Его решение об отказе в приёме на работу может быть обжаловано в суд.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

-сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

-информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. (ст.25 Закона о занятости)

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда. Указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг(ст.26 Закона о занятости).

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

. Профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Они имеют право:

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.21 Закона о занятости)..

Вопрос 2.Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовое регулирование в области занятости населения

Проблема занятости появилась в годы перестройки, в связи с изменениями в экономической политике страны. Именно в этот период реально появляется безработица. С учетом складывающейся в сфере труда обстановки в 1991 году был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Закон дает понятие занятости, подходящей работы, кто считается занятым, а кто безработным.

Государство проводит социальную политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд, а также свободный выбор занятости и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обеспечение занятости представляет собой целый комплекс социально-экономических и юридических гарантий права на труд, предусмотренных положениями Конституцией РФ (ст. 7,8,15, 34, 37, 45 и др.), в которых закреплены основополагающие принципы деятельности государства в сфере труда и занятости.

Трудовой кодекс РФ в ст. 1, 2 и 3 раздел Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляют общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных граждан.

Много нормативных актов принято Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда РФ по вопросам занятости населения. В системе российского законодательства о занятости находятся и международно-правовые акты по этому вопросу, ратифицированные Россией. В их числе конвенции и рекомендации МОТ.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству России и приносящая, как правило им заработок, трудовой доход. Она означает фактическую реализацию права на свободу труда, добровольное распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду. Согласно этому Закону 9 групп граждан признается занятыми (виды занятости): работающие по трудовому договору, занятые в подсобных промыслах, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие очный курс обучения, включая направленных службой занятости, являющиеся учредителями (кроме общественных, религиозных, благотворительных и иных фондов, не имеющих имущественных прав в отношении этих организаций) организаций и др.

В систему органов, призванных решать задачи обеспечения занятости населения входят органы Федеральной государственной службы занятости и негосударственные организации, оказывающие услуги населению в сфере занятости, а также иные органы, способствующие трудоустройству граждан.

Безработные граждане: понятие, правила регистрации, статус безработного

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к работе. Бомжи в подавляющем числе не готовы трудиться, поэтому они не признаются безработными.

Пенсионер, который хочет трудиться и ищет работу, не признается безработным, поскольку в соответствии с законодательством считается нетрудоспособным и имеет доход в виде пенсии.

Акты Международной организации труда (МОТ) признают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее ее и готовое приступить к ней. Исходя из этих критериев в нашей стране безработных во много раз больше, чем зарегистрировано.

Регистрация безработных проводится органами занятости по месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки (справки с места жительства для впервые ищущих работу) и других документов (об образовании, квалификации, среднем заработке за последние три месяца).

Гражданин признается безработным со дня предъявления им необходимых документов. Решение об этом орган занятости должен принять не позднее 11 дней с момента предъявления документов, если в течение 10 дней он не смог предоставить гражданину подходящую работу.

Правовой статус безработного – это его правовое положение по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в который входят:

  • официальная регистрация органом службы занятости данного гражданина в качестве безработного, т.е. правосубъектность.
  • основные права и обязанности как безработного (на подыскание органом службы занятости для него работы, направление на общественные оплачиваемые работы, на пособие по безработице, на направление на повышение квалификации и др.);
  • основные гарантии основных трудовых прав безработного.

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (кроме оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Законодательство определяет критерии, которые не позволяют считать предлагаемую работу подходящей: необходимость смены места жительства без согласия работника, не соответствие условий труда правилам и нормам по охране труда, заработок ниже среднего за последние три месяца его работы или ниже величины прожиточного минимума и др..

Социально-правовые гарантии временно неработающим и безработным

Признавая права граждан на труд, на достаточный жизненный уровень для гражданина и его семьи (питание, одежда, жилище) и на непрерывное улучшение условий жизни, государство берет на себя обеспечение гарантий при безработице. К их числу относятся:

  • гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций;
  • выплату пособий зарегистрированным безработным;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации по направлениям службы занятости;
  • компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению службы занятости;
  • выплату пособия по временной нетрудоспособности в период безработицы;
  • оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Законодательство дает возможность коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями устанавливать дополнительные социальные права и гарантии и помощь при потере работы. Круг гарантий при безработице может быть шире, чем указанные в Законе по усмотрению субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В этом случае дополнительные гарантии финансируются за счет средств соответствующих субъектов их установивших.

Правовое регулирование трудоустройства

Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения.

Читайте также:
  1. I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование
  2. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  3. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  4. IV. Регулирование фин-го рынка.
  5. Автоматическое регулирование температурного режима
  6. Административно-правовое регулирование . прохождения государственной службы
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
  9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ
  10. Административно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений с иностранными государствами.
Видео (кликните для воспроизведения).

Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников.

Правовые мероприятия в области трудоустройства

Правовые мероприятия в области трудоустройства заключаются в правовом регулировании:

· гарантий реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов занятости;

· особенностей трудоустройства отдельных категорий граждан;

· круга субъектов отношений по трудоустройству и их правового статуса;

· контроля за соблюдением законодательства в этой области и видов ответственности за его нарушение.

Основные гарантии реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку и повышение квалификации предусмотрены ст. 40 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ». К ним относятся:

· свобода выбора вида занятости (работа по трудовому договору, индивидуальная трудовая деятельность и иные);

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственных органов занятости;

· предоставление работодателями в соответствии с поданными заявками работы выпускникам учебных заведений;

· правовая защита от необоснованных отказа в приеме на работу и увольнения с работы;

· заключение срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых работах;

· компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов занятости;

· бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан установлены федеральным законодательством и нормативными актами субъектов РФ (например, Законом г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 «О квотировании рабочих мест в г. Москве»).

Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях.

Квотированием называется определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия, учреждения, организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а именно:

· выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования;

· молодежи из числа сирот и детей, лишенных попечения родителей, и других лиц моложе 18 лет;

· граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

· одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

· родителей, воспитывающих детей до 3 лет и являющихся единственными кормильцами в семье;

· лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости);

· лиц, продолжительное время не имеющих работы;

· беженцев и вынужденных переселенцев;

· лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

· граждан, имеющих на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;

· граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

· лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам, а также некоторых других граждан.

Квотирование осуществляется в соответствии с Законом РФ от. 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ», ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также согласно Рекомендациям по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденным Постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9.

Размер квоты и порядок ее введения определяется органом местного самоуправления ежегодно на срок не менее одного года. При этом квота инвалидов устанавливается в размере не менее 3% (с учетом работающих на предприятии инвалидов).

В ряде случаев законодательством о труде (ст. 170,235,250 КЗоТ РФ и другими нормативными актами) на работодателя возлагаются обязанности по трудоустройству своих бывших работников. Данные нормы следует одновременно рассматривать и как особенности трудоустройства отдельных категорий граждан, и как дополнительные гарантии приема граждан на работу. К их числу относятся следующие обязанности работодателей по трудоустройству прежних работников:

по окончании срочного трудового договора (контракта) с:

беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);

одинокой матерью или одиноким отцом, имеющими ребенка в возрасте до 14 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);

работниками, имеющими детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);

любыми работниками организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 250 КЗоТ РФ);

уволенных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. № 4892-10 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными Действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»);

по окончании выборных должностных полномочий в профсоюзных органах (ст. 235 КЗоТ РФ);

депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — по окончании срока его полномочий (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ);

уволенных с военной службы — в течение 3 месяцев до обращения за работой, только для государственных организаций (ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих в Российской Федерации»);

в других случаях по решению судебных органов (ст. 213 КЗоТ РФ).

Законом РФ «О занятости населения в РФ» установлен круг субъектов отношений по трудоустройству и их правовой статус. Ими признаются:

органы и организации по содействию занятости населения (гл. 4 Закона);

безработные и иные незанятые граждане, не зарегистрированные в органах занятости (ст. 3,4 и гл. 2 Закона);

работодатели (гл. 5 Закона);

профсоюзы и иные представительные органы работников (ст. 21 Закона);

координационные комитеты по содействию занятости населения из представителей объединений профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите (ст. Закона);

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ст. 22 Закона);

исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 7,15 и 21 Закона).

В законодательстве по трудоустройству органы и организации по содействию занятости населения представлены государственными органами по вопросам занятости и негосударственными организациями по трудоустройству.

Система государственных органов по вопросам занятости населения состоит из общих и специальных органов Министерства труда и социального развития РФ. К общим органам относятся: Минтруд России; министерства управления (комитеты) по труду и социальным вопросам органов исполнительной власти субъектов РФ; управления (комитеты, отделы) по труду и социальным вопросам органов местного самоуправления. Специальными органами являются территориальные органы по вопросам занятости. По Постановлению Правительства РФ от 8 августа 1997 г. № 992 в Министерстве труда и социального развития РФ вопросами занятости населения занимаются Департамент комплексных проблем занятости и Департамент программ и услуг по содействию занятости населения.

Негосударственные организации по трудоустройству оказывают гражданам услуги по содействию занятости на территории России, а также по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом. В соответствии со ст. 18 и 19 Закона названные виды деятельности осуществляются на сновании лицензий юридическими лицами, причем последняя из них — только российскими организациями.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Правовая организация трудоустройства

Понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занято­сти, а само трудоустройство предшествует занятости и является важнейшей его гарантией.

Трудоустройство — это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу. Принято различать трудоустройство в широком и узком смысле. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помо­щью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации. В узком смысли трудоустройство — это деятель­ность государственных органов по оказанию помощи гражда­нам в поиске подходящей работы, включая процесс его про­фессиональной подготовки, переподготовки, участия в общест­венных работах и т. д.

Существуют общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. Общие — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство, а также трудоуст­ройство работодателем в порядке перевода с согласия работни­ка, подлежащего высвобождению, на другую имеющуюся рабо­ту. К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд на предприятия и стройки в районы, нуждающиеся в притоке рабочей силы; направление на работу выпускников средних специальных и высших учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и квалифицированных рабочих; направление органом занятости в счет установленных органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления для работодателей (количества бронированных мест) по приему инвалидов, подростков и других нуждающихся в особой социальной защите граждан;

4) трудоустройство для работы за границей по контракту1. Общее руководство трудоустройством в стране, принятие необходимых нормативных актов в данной сфере в настоящее время возложено на Министерство здравоохранения и социаль­ного развития РФ, которое является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере занятости населения и безработицы.

Оно также возглавляет работу государственной службы за­нятости населения, основные направления деятельности кото­рой определены ст. 15 Закона о занятости.

До 2007 г. государственная служба занятости действовала в составе Федеральной службы по труду и занятости, являющей­ся федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим, в частности, функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости и по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. В настоящее время в субъектах РФ создаются свои органы службы занятости, осуществляющие переданные им с федерального уровня полномочия в указанной сфере.

Все услуги гражданам оказываются органами занятости бес­платно. Однако учреждения службы занятости могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предостав­ления которых определяются Правительством РФ.

Наряду с государственной службой занятости в России, как и во многих странах мира, вопросами трудоустройства занима­ются и негосударственные организации (агентства по подбору персонала, биржи труда и т. п.), большинство из которых дей­ствует на коммерческой основе. Граждане вправе самостоятель­но решать, куда обращаться за содействием в трудоустройст­ве—в государственную службу занятости или в негосударст­венную организацию. Допускается и одновременное обращение в указанные организации.

Одним из способов трудоустройства и весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляет­ся срочным трудовым договором.

По своему содержанию и направленности общественные ра­боты можно разделить на две группы. Во-первых, это трудоем­кие работы, направленные на мобилизацию излишней рабочей силы для создания и поддержания в порядке инфраструктуры сельской местности и городских населенных пунктов (ремонт дорог, уход за лесом и т. д.). Во-вторых, это работы, организуе­мые для обслуживания социальной сферы (работа в больницах и т. п.)

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством РФ т. е. на общих основаниях с другими работниками, при ном но них также распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Практически за всеми г раж танами, участвующи­ми в общественных работах сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме категории указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о занятости). Порядок организации оплачиваемых об­щественных работ, условия направления и участия в них безра­ботных граждан определены Положением об организации об­щественных работ, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 14 июля 1997 г. № 875.

В некоторых случаях органы службы занятости могут напра­вить безработного гражданина на учебу с целью профессиональ­ной подготовки, переподготовки или повышения квалификации (ч. 2 ст. 9, ст. 23 Закона о занятости).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: гражданин не имеет профессии (специальности); невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутст­вия у гражданина необходимой профессиональной квалифи­кации; необходимо изменить профессию (специальность, род заня­тий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Таким образом, далеко не все безработные имеют возмож­ность пройти соответствующее обучение, а только те из них, которые отвечают приведенным выше условиям. В то же время для некоторых категорий граждан предусмотрено приоритетное право на профессиональное обучение, это: а) безработные инвали­ды; б) безработные граждане по истечении шестимесячного пе­риода безработицы; в) граждане, уволенные с военной службы; г) жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с во­енной службы; д) выпускники общеобразовательных учрежде­ний; е) граждане, впервые ищущие работу (ранее не работав­шие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Организация, виды и формы, порядок методического обеспе­чения и финансирования профессиональной подготовки, повы­шения квалификации и переподготовки незанятого населения и безработных граждан определяются соответствующим Положе­нием, утвержденным совместным постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2000 г. № 3/1.

Одним из направлений профессионального обучения явля­ется обучение безработных граждан и незанятого населения в целях последующей организации предпринимательской дея­тельности. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плана при профессиональной подготовке, переподготовке, обучении вторым профессиям, повы­шении квалификации.

В период профессионального обучения гражданам выплачи­вается стипендия, размер которой, согласно ст. 29 Закона о за­нятости, дифференцирован для различных категорий.

Бесплатная профессиональная ориентация безработных осу­ществляется на основании Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Россий­ской Федерации, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № I.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что, ориентируя гра­жданина на получение той или иной профессии и направляя гражданина на обучение, служба занятости не гарантирует пре­доставление ему в последующем какой-либо работы. Согласно ст. 26 Закона о занятости, работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление орга­нов службы занятости. Таким образом, служба занятости вы­ступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.

Однако данная норма не распространяется на отдельные ка­тегории граждан, принять которых работодатель обязан; в соот­ветствии со ст. 25 Закона о занятости работодатели должны со­блюдать установленные квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустраивать определенное органами исполнительной вла­сти субъектов РФ и органами местного самоуправления число граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резер­вировать отдельные виды работ (профессий) для трудоустрой­ства таких граждан.

Квота — это минимальное количество рабочих мест для гра­ждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписоч­ной численности работников организации), которых работода­тель обязан трудоустроить. Квотирование осуществляется на основе договоров, заключаемых между исполнительными орга­нами власти субъектов Федерации или органами местного са­моуправления и работодателями, при этом последним предос­тавляются определенные льготы и компенсации.

Кроме того, работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики в области занятости на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые от­ношения в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации; реализации мер, предусмотренных трудовым законодатель­ством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольне­ния работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законода­тельством дополнительной материальной помощи высвобож­даемым работникам за счет средств организаций и других рабо­тодателей; создания условий для профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации работающих; разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение ус­ловий труда и иные льготы.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в служ­бу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, на­правленного службой занятости, работодатель делает в направ­лении отметку о дне явки гражданина и причине отказа в прие­ме на работу и возвращает направление гражданину.

Лекция 9. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание и порядок заключения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Когда и как проводится внеочередная проверка знаний по охране труда – необходимые документы и провед

Источники


  1. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству
Оценка 5 проголосовавших: 1