Виды налоговой задолженности и их влияние на развитие компании

Все что нужно знать по теме: "Виды налоговой задолженности и их влияние на развитие компании" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Механизм влияния налоговой нагрузки на финансовое состояние предприятия

Определение налоговой нагрузки предприятия

Один из важнейших аспектов функционирования налоговой системы — это оценка налоговой нагрузки и ее влияние на активность предприятия. Главной задачей проводимых в РФ реформ служит разработка стимулирующих налоговых механизмов для приоритетных сфер экономики и компенсация выпадающих доходов за счет расширения налоговой базы по традиционным (НДС, налог на имущество физических лиц) и новым видам налогов (налог на роскошь).

[1]

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства — как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Эффективное применение налогового планирования требует глубокого знания особенностей применения налоговых льгот, исчисления базы налогообложения, знания систем налогообложения предпринимателей, специальных налоговых режимов и других нюансов налогового законодательства.

В отечественной экономической литературе ученые по-разному подходят к определению налоговой нагрузки. Единство авторов в терминологии отсутствует, так как до сих пор не существует общепринятого термина, характеризующего влияние налогообложения на предприятие. Наряду с налоговой нагрузкой используется множество синонимов — таких, как «налоговое бремя», «налоговый гнет», «налоговый пресс», «налоговое давление» и т. п. В литературе для характеристики влияния налогов чаще прочих используют понятия «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя». Лексический анализ понятий «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» позволил сделать вывод о приоритете понятия «налоговая нагрузка», так как налоги являются обязательным условием легальной деятельности предприятий на территории государства. Налоги — это не подавляющий развитие организации обременяющий фактор, а обязательная плата государству за понятную, эффективную экономическую систему, в которой осуществляет свою деятельность организация. Поэтому следует отдавать предпочтение термину «налоговая нагрузка».

Налоговая нагрузка — это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны.Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.

Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплатель-щику)налоговая нагрузка — это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов — от вида деятельности и формы ее осуществления, налогового режима, организационно-правовой формы предприятия и особенностей налогового и бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике.

Расчет налоговой нагрузки имеет важную для организации цель — это прогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте — одни направления «сворачиваются», другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться.

Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов. Для больших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется «свободными», например, для инвестирования. Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Для планирования налогового бремени важно отслеживать изменения налогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени. Целью является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства и организации. То есть организация вправе использовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизить налоговую нагрузку.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя.

Возникновение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия мы видим на схеме ниже.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне, но нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на уровне организации.

Цель методики определения налоговой нагрузки — дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, использующих разные налоговые режимы, находящихся в разных налоговых системах, в том числе в условиях разных стран.

Необходимо отметить, что для расчета налоговой нагрузки недостаточно иметь только перечень обязательных платежей, которые взимаются на территории того или иного государства. Так как процесс налогообложения осуществляется в рамках отдельных налоговых режимов, каждый из которых характеризуется своим порядком определения уровня налоговых обязательств, то можно говорить о расчете налоговой нагрузки только в рамках отдельных налоговых режимов.

Так же при оценке налоговой нагрузки необходимо учитывать, что не все налоги в конечном итоге ложатся на плечи налогоплательщика. Такие платежи как НДС и акцизы, являясь косвенными налогами, оплачиваются конечными потребителями. При этом налогоплательщик, формируя цену реализации, должен отталкиваться от сложившейся у него себестоимости с учетом заложенного уровня рентабельности. В таком случае косвенные налоги, с учетом существующей методики их расчета, становятся проблемой налогоплательщика только с точки зрения их влияния на его конкурентоспособность — с одной стороны.

С другой — при существующей системе уплаты, например НДС, когда одним из элементов налогооблагаемой базы являются суммы полученной предоплаты, косвенные налоги становятся инструментом отвлечения финансовых ресурсов предприятий, что приводит к возникновению дефицита оборотных средств, сказывается на их платежеспособности и рождает необходимость поиска дополнительных источников финансирования.

Читайте так же:  Свидетельство о государственной регистрации права где номер

Методик, определяющих налоговую нагрузку на организацию, много: их отличие состоит в том, что они используют разные:

  • 1) исходные величины, с которыми соотносится сумма налогов (имущественное состояние предприятия, результаты его хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности);
  • 2) наборы принимаемых в расчет налогов;
  • 3) счетные методики.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НО), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1, НО2, …НОп). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. Исследование налоговой нагрузки предприятия приобретает особую актуальность в условиях меняющегося налогового законодательства РФ и посткризисных явлений. Но для того, чтобы проанализировать налоговую нагрузку предприятия, необходимо оценить уровень налоговой нагрузки в других странах [12]. Так как Россия является членом «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» рассмотрим показатели налоговой нагрузки в странах, входящие в эти организации, а также максимальное и минимальное значение налоговой нагрузки в мире.

Большая восьмёрка — международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии,Канады, России, США, Франции и Японии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. Анализ уровня налоговой нагрузки в этих странах позволит проследить тенденцию данного показателя по важнейшим регионам мира.

Рейтинг налоговой нагрузки в разных странах мира с середины 2012-х публикует журнал Forbes (Рисунок 1).

Рис. 1 Рейтинг налоговой нагрузки по данным журнала Forbes, 2013г

Среди стран Россия занимает 18 место, суммарная налоговая нагрузка составляет 77 %, самый большой показатель у Франции — 167,9 %, а самый низкий у Саудовской Аравии — 14,5 %. Таким образом, можно сказать, что показатель налоговой нагрузки в России достаточно низкий. Рассмотрим налоги, которые включаются в расчет при определении показателя налоговой нагрузки (Рисунок 2).

Рис. 2 Распределение налоговой нагрузки по основным налогам

Самый высокий налог на прибыль в Индии — 42 %, а самый низкий в Болгарии — 10 %, которая не входит в состав «Большой двадцатки». Российская Федерация по данному показателю находится на 17 месте (Рисунок 3).

Рис. 3 Размер ставки налога на прибыль

Самый высокий уровень НДФЛ в Швеции, которая не входит в состав «Большой двадцатки», а самый низкий в Саудовской Аравии, всего 2,5 %. российская Федерация находится на 19 месте среди этих стран, уровень НДФЛ достаточно низкий в нашей стране (Рисунок 4).

Рис. 4 Размер ставки НДФЛ

В то время, как по налогу на прибыль и НДФЛ Россия среди «лидеров», по социальным налогам и НДС мы в серединке рейтингов (рис. 3). Самые высокие социальный налоги в Китае — 72 %, а НДС / Налог с продаж в Бразилии — 20 %. Самые низкие социальные налоги в Новой Зеландии, которая не входит в «Большую двадцатку» — 1,4 %, а НДС / Налог с продаж в Японии — 5 % (Рисунок 5, Рисунок 6).

Рис. 5 Уровень социальных налогов

Рис. 6 Размер ставки НДС / Налога с продаж

Виды налоговой задолженности и их влияние на развитие компании

Налоги должны выплачивать все: как частные лица, так и организации с предпринимателями. Речь может идти о достаточно больших суммах, которые исчисляются тысячами и десятками тысяч рублей. Типы налогов зависят от деятельности, которую ведет та или иная фирма. Если вовремя не выплатить их, то появляются различные виды налоговых задолженностей. Про них мы расскажем далее.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что можно отнести к налоговой задолженности
  • Какие существую виды налоговой задолженности
  • Как узнать, по каким видам налогов образовалась задолженность

Что относят к различным видам налоговой задолженности

Задолженность по налогам – это возникшее, но еще непогашенное обязательство перед бюджетом. В отличие от недоимки задолженность появляется сразу при начислении налога, даже если сроки выплаты еще не наступили. В задолженность по налогам и сборам также помимо недоимки (просроченных обязательств) входят реструктуризированная задолженность, приостановленные платежи и те налоги, срок уплаты по которым изменился.

Та задолженность, которая образуется из-за изменения срока уплаты, включает в себя сам неуплаченный налог, сборы, а также сумму набежавших процентов.

Некоторые специалисты под термином «задолженность», помимо недоимки пени, которые начисляются за просроченный платеж, понимают также и неуплаченные штрафы.

Сама задолженность состоит не только из суммы неуплаченного налога, но также и из пени, которые начисляются за каждый день просрочки. Пени – это дополнительные платежи, призванные минимизировать потери госбюджета в результате недоимки и задержки уплаты. Все нюансы, затрагивающие уплату пени, упомянуты в ст.75 Налогового кодекса РФ.

Помимо этого, существуют еще налоговые санкции и штрафы. Они начисляются налогоплательщику по итогам налоговой проверки за несоблюдение норм фискального законодательства либо за нарушение правил, которые регулируют порядок государственной регистрации организаций и предпринимателей.

По каким видам налогов образуется налоговая задолженность

Задолженность может быть связана с основными видами налогов:

У нас используется упрощенная косвенная модель расчета добавленной стоимости. Получается, что подсчеты идут не прямо на основании величины добавленной стоимости, ведь очень сложно работать с этим показателем, а по объему реализации произведенных товаров, откуда вычитаются расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты и т. д.

По большей части именно по этим налогам возникают основные виды налоговой задолженности, которые и несут значительный ущерб бюджету. Когда объем долгов растет, фискальная система начинает испытывать сложности.

Как узнать, по каким видам налогов образовалась налоговая задолженность

Частным лицам и предпринимателям налоговая служба рассылает уведомления, где содержится информация о типе задолженности, которую нужно погасить, и сроках ее оплаты. В письме уже, как правило, для удобства вложены платежные квитанции.

Каждый вид налога имеет свой определенный срок уплаты. Лучше проверять наличие задолженностей до того, как вам придет письмо от налоговой службы. Если человек уже перевел деньги в счет уплаты долга, то для своего же спокойствия стоить уточнить, дошел ли платеж до адресата. В противном случае задолженность будет расти. Проверить состояние платежа, а заодно и погасить его можно несколькими способами.

[2]

1. Личное обращение в отделение налоговой инспекции.

Читайте так же:  Срок перечисления материнского капитала сокращен

Вам нужно прийти в налоговую и, обратившись к инспектору, попросить выдать платежные ведомости. После того как у вас проверят паспорт, вы получите соответствующие квитанции об оплате определенного вида налога. Перевести деньги можно в каждом отделении банка, воспользовавшись кассой или банкоматом.

2. На официальном сайте налоговой службы.

На сайте налоговой каждый налогоплательщик имеет свой личный кабинет. В нем содержится информация о неоплаченных пошлинах и всех сроках погашения задолженности. Кроме того, если у вас есть какие-то штрафы и пени, то полные данные о них будут указаны там же.

Чтобы получить логин и пароль от личного кабинета, следует обратиться в отделение налоговой, где сотрудник учреждения выдаст вам специальный бланк со всей информацией. Не откладывайте надолго работу с аккаунтом, ведь если в течение месяца с выдачи этой бумаги вы не воспользуйтесь сайтом, то нужно будет снова идти в отделение за новыми регистрационными данными.

Итак, вы узнали логин и пароль. Зайдите на сайт, перейдите на вкладку «Личный кабинет», введите информацию, и после этого вы увидите данные о ваших задолженностях и штрафах. При желании для своего удобства и большей безопасности вы сможете поменять пароль.

3. Через онлайн-приложения банков.

Некоторые банки являются партнерами налоговой службы. К ним относятся Сбербанк и ВТБ-24. Воспользовавшись их онлайн-сервисами, вы узнаете вид и размер задолженности. Кроме того, при наличии нужных средств на карте вы сможете сразу же погасить налоговую задолженность.

Для этого откройте вкладку «Платежи», затем перейдите в раздел с налогами. Там вам нужно будет ввести ИНН, а после появится вся интересующая вас информация о виде задолженности.

Чтобы уточнить свой ИНН:

  • сделайте запрос в налоговую инспекцию;
  • или воспользуйтесь сайтом налоговой.

4. Через сайт «Госуслуги».

Сайт «Госуслуги» доступен с любого гаджета: компьютера, телефона и планшета. Свои услуги сервис предоставляет только зарегистрированным пользователям. Найдите там вкладку, посвященную задолженностям, заполните заявку, и тогда откроется информация по тем долгам, которые у вас имеются на данный момент. Здесь вам снова понадобится свой ИНН. Этот документ требуется для проведения всех операций, связанных с налогами, пошлинами и сборами.

Сайт «Госуслуги» не только предоставляет информацию о видах налоговой задолженности, но также и предлагает погасить долг, проведя онлайн-оплату по банковской карте.

5. Через «Яндекс.Деньги».

Первый шаг – регистрация онлайн-кошелька. На него можно внести деньги, совершив перевод с банковской карты или другого кошелька подобного вида. Отыщите там страничку «Товары и услуги», а в ней вкладку «Налоги». Затем введите ИНН. Весь процесс займет у вас пару минут, ничего сложного здесь нет. Вы сможете узнать размер имеющейся задолженности, а также сразу погасить долг через «Яндекс.Кошелек».

ВАЖНО: имейте в виду, что самый долгий способ из вышеуказанных – это прямое обращение в налоговую службу. На то, чтобы узнать размер и вид налоговой задолженности через Интернет, у вас уйдет совсем немного времени. Кроме того, вы сможете сразу погасить долг, не отходя от компьютера.

Какое влияние оказывают различные виды налоговой задолженности на бюджеты страны

Разные виды налоговой задолженности могут формироваться на нескольких уровнях бюджетной системы. В нее входят центральный, региональный и местный бюджеты. Есть строго определенный порядок распределения всех поступающих туда денег. В местный бюджет идут выплаты по налогу на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство, дарение и несколько еще видов налога.

В региональный бюджет поступают деньги с налога на имущество организаций, налога на недвижимость, налога с продаж, дорожного, транспортного налогов и ряда других. Налогами федерального уровня считаются НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, средства, предназначенные для внебюджетных фондов, таможенные сборы и пошлины и виды налогов на пользование природными ресурсами. Средства с некоторых налогов перераспределяются между центральной и территориальной казной.

Поскольку разговор идет о достаточно больших суммах, то вокруг фискальных законов идет напряженная политическая борьба. Местные власти хотят, чтобы деньги шли в бюджеты штатов, муниципалитетов, общин, ведь тогда увеличилось бы финансирование здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и порядка. Центральное правительство, например, недосчитывается средств на административные расходы и военную сферу. Также оттуда идут деньги на разрешение мировых экономических и социальных трудностей.

Кроме того, когда налоги, которые исчисляются из региональных бюджетов, не идут дальше и не поступают в целевой федеральный бюджет, формируется иной вид налоговой задолженности – долг муниципального и регионального бюджета перед федеральным.

Можно сказать, что любые виды налоговой задолженности замедляют работу фискальной системы, что отрицательно сказывается не только на ее эффективности, но также и на экономическом состоянии всей страны и бюджетной политике.

Урегулирование налоговой задолженности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.05.2016 2016-05-18

Статья просмотрена: 1916 раз

Библиографическое описание:

Маймур Т. Д. Урегулирование налоговой задолженности как направление развития налогово-бюджетной политики РФ // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 778-781. — URL https://moluch.ru/archive/114/30230/ (дата обращения: 13.11.2019).

Особое место в экономическом развитии любой страны занимает налогово-бюджетная политика, основной составляющей которой является действующая система налогообложения. Налоги занимают важное место в решении социально-экономических программ, оказывая многостороннее воздействии на хозяйствующие субъекты. Развитие налоговых отношений требует особого внимания, так как налоги обеспечивают взаимосвязь государственных, общенародных интересов с интересами коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Одним из современных направлений, реализуемых в рамках налогово-бюджетной политики, является повышение качества налогового администрирования, включающего в себя разработку методов урегулирования налоговой задолженности. Данное направление становится особенно актуальным как по качественным показателям, так и по количественным, вследствие роста налоговой задолженности, влекущей значительные негативные социально-экономические последствия, как для региона, так и страны в целом [6, с. 34].

Нормативно — правовое обеспечение урегулирования налоговой задолженности включает, помимо норм Налогового кодекса Российской Федерации, значительное количество подзаконных ведомственных, распорядительных актов, приказов, писем, принятых в основном ФНС России.

Применение налоговых норм по вопросам урегулирования налоговой задолженности осложняется тем, что понятие указанной задолженности четко не определено ни в Кодексе, ни в иных нормативных актах. Систематическое толкование норм налогового законодательства и сложившейся практики налоговых правоотношений позволяет прийти к выводу, что налоговой задолженностью считается объект налогового правоотношения, возникший вследствие неуплаты обязанным лицом в предусмотренные законом сроки налога, пеней, налоговых санкций.

Рассмотрев мнения различных авторов, можно прийти к выводу, что налоговая задолженность — это общий объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, который выражается в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.

Читайте так же:  Первое полугодие 2009 года

Совокупная налоговая задолженность подразделяется на два вида: урегулированная и неурегулированная налоговая задолженность. Такое деление зависит от применения в отношении задолженности, тех или иных методов урегулирования, а также от наличия результатов применения таких методов. Урегулированная налоговая задолженность представляет собой часть совокупной налоговой задолженности, в отношении которой уже использованы методы урегулирования. Неурегулированная задолженность — это задолженность, в отношении которой не применялись методы урегулирования, либо применение данных методов является не целесообразным, в силу упущения сроков урегулирования. Неурегулированная задолженность состоит из задолженности безнадежной к взысканию в силу определенных обстоятельств, а также сумм недоимки, задолженности по пеням и штрафам, по которым налоговый орган еще не предпринял никаких действий по урегулированию [2, с. 6].

Видео (кликните для воспроизведения).

Возникновения налоговой задолженности является следствием такого явления как «уклонение от уплаты налога». Возникновения такого явления объясняется наличием множества причин, основные из которых можно сгруппировать в следующие группы: моральные причины (нравственно-психологические); экономические причины; технико-юридические причины; политические причины. Рассмотрим поподробнее каждые их них.

Так моральные (нравственно-психологические) причины являются причинами субъективного характера, поскольку неуплата налога или уменьшение суммы налога налогоплательщиком часто обусловливаются субъективным (негативным) отношением налогоплательщика к налогам, налоговой системе, государственным институтам в целом.

Экономические причины, напротив являются причинами объективного характера, которые также достаточно часто подталкивают индивидов к уклонению от уплаты налога. Экономические причины в свою очередь подразделяются еще на два вида причин: причины, вызванные финансовым состоянием налогоплательщика (внутренние) и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой (внешние).

Технико-юридические причины объясняются несовершенством юридической техники налогового законодательства. Несовершенства налогового законодательства можно сгруппировать по двум направлениям, первое из которых связанно с наличием противоречий в налоговом законодательстве, малоизученными вопросами и неоднозначными трактовками налоговых норм, а второе вызвано сложностью и запутанностью норм налогового законодательства.

Политические причины возникают в том случае, если государство использует налоги как инструмент социальной или экономической политики, а также для обеспечения функционирования государства, за счет покрытия своих расходов. Класс, стоящий у власти, использует механизм налогообложения, для подавления другого не властвующего класса. Следовательно, в процессе сопротивления такому давлению возникает явление неуплаты налогов [1, с. 86].

Механизм урегулирования налоговой задолженности — это процесс взаимодействия методов и инструментов приводящий к конструированию тех или иных форм организации и функционирования конкретной системы. Взаимодействие методов и инструментов урегулирования налоговой задолженности для достижения определенных целей осуществляется с помощью институтов.

Преимущественно в работах большинства экономистов методы урегулирования налоговой задолженности объединены в три формы: добровольно-заявительные, уведомительно-предупредительные и принудительные. На мой взгляд, будет целесообразно отдельно из принудительной формы выделить обеспечительную форму урегулирования совокупной налоговой задолженности и дополнить механизм урегулирования дополнительной ликвидированной формой урегулирования налоговой задолженности.

Добровольно заявительная форма предполагала заявительный характер процесса, который основывался на Указах президента и Постановлениях Федерального правительства. Данная форма предполагала реализацию следующих методов: централизованный взаимозачет (двусторонний, многосторонний), предоставление отсрочки по уплате налоговой задолженности, реструктуризация налоговой задолженности. Данная форма в настоящий момент не применяется, а использовалась налогоплательщиками на добровольной основе в течение 1993–2002 гг.

Еще одной формой урегулирования налоговой задолженности является уведомительно-предупредительная форма. Она предусматривает возможность исполнения налоговых обязательств без применения мер принудительного взыскания согласно предъявленным требованиям об уплате налога, пени, штрафа с указание неисполненной суммы и срока исполнения требования. Эта форма характеризуется использованием метода проведения зачета переплаты по налогам, как излишне уплаченных или взысканных сумм, в счет исполнения налоговых обязательств по заявлению налогоплательщика.

Методы обеспечительной формы механизма урегулирования налоговой задолженности предполагают обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Обеспечительная форма включает в себя такие методы урегулирования налоговой задолженности как залог имущества налогоплательщика, поручительство, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика.

Реализация механизма урегулирования налоговой задолженности осуществляется налоговыми органами методами и инструментами принудительного взыскания в рамках четвертой формы — принудительной, которая включает следующие методы:

– принудительное взыскание налоговой задолженности с помощью денежных средств налогоплательщика путем выставления инкассовых поручений на акцептное списание денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджеты всех уровней;

– осуществление принудительного взыскания налоговой задолженности в счет имущества налогоплательщика с помощью Служб судебных приставов, путем направления постановлений налоговых органов, судебных приказов и исполнительных листов;

– принудительное инициирование в отношении должника процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;

– погашение налоговой задолженности путем зачета возникшей ранее переплаты по решению налогового органа без добровольного заявления налогоплательщика [2].

При использовании ликвидированной формы производится списание задолженности безнадежной к взысканию. В России объем задолженности, в отношении которой невозможно принять мер по взысканию, на сегодняшний момент достаточно велик, несмотря на то, что отношение налоговой задолженности к ВВП в России соответствует показателям развитых стран мира. Невзысканная задолженность признается безнадежной к взысканию, но налогоплательщик в связи с истечением сроков давности не освобождается от исполнения им обязанности по уплате в бюджет законно установленных налогов [5, с. 401].

Налоговая задолженность представляет собой сложное социально — экономическое явление, имеющее множество существенных негативных последствий как для государства и общества в целом, так и для конкретного налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика задолженности в бюджет по налогам и сборам может стать причиной следующих негативных последствий: появления сложностей с получением кредитных и заёмных средств на развитие бизнеса, потеря деловой репутации на рынке, появление проблем с привлечением инвестиционных ресурсов, невозможность участия в публичных конкурсах и торгах на оказание услуг государству или муниципальным образованиям.

Негативные последствия налоговой задолженности для социально-экономического развития государства заключаются в том, что неплатежи в бюджетную систему наносят материальный ущерб, ведь недополученные денежные средства сокращают объемы финансирования социальных программ, не позволяют вовремя профинансировать государственные и муниципальные заказы, раскручивая тем самым спираль «взаимных неплатежей» в экономике [4, с. 14].

Таким образом, возникновение налоговой задолженности является одним из проблемных участков современной экономической системы. Возрастание количества неплатежей в бюджет приводит к появлению множества негативных последствий как для государства, так и для общество в целом. Возникновение налоговой задолженности следует рассматривать не как отдельное экономическое явление, имеющее множество различных причин, а в тесной взаимосвязи с другими социально-экономическими процессами. Отрицательное воздействие налоговой задолженности на ход воспроизводственных процессов подчеркивает актуальность и обосновывает необходимость развития системы урегулирования налоговой задолженности в рамках налогово-бюджетной политики государства.

  1. Бондарь, O. A. Экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности по Забайкальскому краю/ Бондарь О. А. // Молодой ученый., 2010. — № 7. -с. 86–88.
  2. Бондарь, О. А. Принципы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности / Бондарь О. А. // Молодой ученый, 2010. — № 8–2. -c. 6–9.
  3. Гираев, В. К. Комплексный подход к урегулированию налоговой задолженности / Гираев В. К., Муталимова П. М. // Казанская наука, 2013. — № 3. — c. 44–46.
  4. Дубровская, В. П. Вопросы урегулирования задолженности физических лиц: выход есть / В. П. Дубровская // Налоговая политика и практика, 2015. — N 2 (86). — с. 14–17.
  5. Золотарева, А. Б. Некоторые проблемы законодательного регулирования взыскания налогов / А. Б. Золотарева // Налоги и налогообложение, 2014. — № 4. — с. 401–413
  6. Шевченко, И. В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И. В. Шевченко, А. С. Алеников // Финансы и кредит,2012. — № 30. — с. 34–43.
Читайте так же:  Производственная характеристика для мсэ образец заполнения

Налогообложение предприятий и его влияние на эффективность создаваемого бизнеса

Огромную роль при оценке эффективности предпринимательского проекта и создаваемого бизнеса играет действующая система налогообложения производства и его результатов. Поэтому для окончательного вынесения суждения о будущем бизнесе, о его эффективности, надежности и риске необходимо учесть величину взи­маемого с предприятия налога и оценить прибыль или доход, остающиеся в его распоряжении, т.е. определить чистую прибыль (или чистый доход).

Все налоги, которые выплачивает предприятие — производитель продукции, можно разделить на две составляющие (сюда не причисляют налоги, оплачиваемые потребителем продукции, к которым, например относятся налог на продажу, различные акцизы и т.д.).

Первая составляющая — это налоги, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, с ее результатами. Они взимаются:

• с выручки предприятия;

• с валового дохода предприятия;

• с балансовой прибыли предприятия

Как правило, предприятие выплачивает только один или два из перечисленных налогов, которые для него установлены налоговой инспекцией. Причем величина каждого определяется в процентах от достигнутого предприятием результата его производственной деятельности. Например, 35% балансовой прибыли предприятия взимается в качестве налога в бюджет. Размер процентов устанавливается законом, и на его величину предприятие оказать влияние не может.

По своей экономической сущности данный вид налога носит переменный характер, ибо величина обложения будет тем больше, чем больше окажется результат производства, а с уменьшением балансовой прибыли, выручки или валового дохода она будет снижаться.

Вторая составляющая — это налоги, которые обусловлены имущественным состоянием предприятия:

• на землю, которая закреплена за предприятием;

• с собственного дела (покупка патента, налог с вмененного дохода и т.п.);

• прочие (на пример, с автотранспорта, дорожный и т.д.).

Указанные налоги могут действовать одновременно по каждой составляющей, и, как правило, это несколько видов налогов из представленных в данном перечне. Причем величина налога устанавливается в абсолютном выражении на данный период времени (в основном на плановый год), хотя рассчитывается он в процентах от имущественного положения предприятия.

Так как имущественное положение предприятия на момент определения налога — величина фиксированная, то налог оказывается постоянной величиной, не зависящей от результатов деятельности предприятия в данном плановом году. Отсюда ясно, что на каждую единицу выпускаемой продукции доля этого налога будет тем меньше, чем больше предприятие произведет продукции. И этот фактор надо рассматривать как элемент стимулирования увеличения выпуска продукции и интенсификации производства на современном предприятии.

Какие же последствия это вызывает?

Во-первых, с увеличением налогов значительно уменьшается чистая прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, а следовательно, сокращается дальнейшие возможности из собственных источников инвестировать расширение производства, увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, освоение новых, более совершенных ее моделей и т.д. Уменьшается конкурентоспособность предприятия на рынке, снижается стратегическая активность, становятся сомнительными его перспективы и может оказаться под большим вопросом возможность выживания. Кроме того, у предприятия уменьшаются возможности выплат дивидендов держателям акций, сокращаются вложения на социальное развитие трудового коллектива.

Во-вторых, в связи с увеличением производственной программы самоокупаемости значительно ухудшается надежность бизнеса, он становится более зависимым от складывающейся конъюнктуры рынка, может легко попасть в убыточную зону, поэтому при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться банкротом.

В-третьих, с ростом налогообложения значительно сокращаются возможности развития предпринимательской деятельности, ограничивается расширение бизнеса и существенно растет его теневая составляющая.

Все это свидетельствует о том, что к вопросам налогообложения нельзя подходить только с позиций сиюминутных интересов, необходимо тщательное экономическое обоснование его размеров как в тактическом, так и в стратегическом плане. Другими словами, величина налогов должна быть оптимальной, учитывающей интересы и государства, и предпринимателей. Современное предпринимательство — стратегический ресурс социально-экономического развития современных форм рыночного хозяйствования в развитых странах и в мировой экономике в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8381 —

| 8011 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Влияние налоговой политики на развитие отраслей экономики

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики:

Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип — политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Читайте так же:  Гарантийное письмо о приеме на работу образец для удо

Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

[3]

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки:

1) Использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

2) Использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны – обеспечению экономического роста.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны — граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

В современной России для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 14 различных их видов (в России до 1999 года действовал 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Через налогообложение формируются также фонды, за счет которых государство:

— Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

— Финансирует социальные программы — пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

— Обеспечивает свою оборону и безопасность;

— Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

— Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов — служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике — служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике — быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов — по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц, в том числе предпринимателей).

Главные объекты налогообложения:

прибыль (доход) предприятий,

добавленная в процессе производства стоимость,

оборот товаров и услуг,

Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

изменение массы налоговых поступлений;

замена одних способов или форм обложения другими;

дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок;

изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и непроизводственную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения и т.д.. Расходы организаций, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10533 —

| 7320 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  2. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  3. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  5. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
Виды налоговой задолженности и их влияние на развитие компании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here