Водный налог ставки

Все что нужно знать по теме: "Водный налог ставки" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Водный налог: расчет и ставка

Водный налог относится к тем видам обязательных платежей в бюджет, которые обусловлены спецификой деятельности налогоплательщика. В данной статье описаны принципы формирования налоговой ставки, а также процедура расчета суммы налога.

Кто его должен платить

Вступил в действие этот налог 1 января 2005 года, заменив тем самым сбор под названием «плата за пользование водными объектами». Водный налог теперь описан в отдельной главе 25.2 НК РФ, и в соответствии с нормами этой главы платят такой налог организации и физические лица, пользующиеся водой на особых или специальных условиях.

Специальное водопользование – это, когда применяются технические средства, сооружения или устройства.

Если юридические или физические лица заключили договор об использовании некоего объекта после ввода в действие Водного кодекса РФ (после 1 января 2007 года), то они водный налог не платят. С них берется отдельная плата, схожая с арендной.

Какие объекты облагаются водным налогом

Налоговый кодекс определяет случаи, когда этот налог следует взимать:

  • Если из водных объектов осуществляется забор воды.
  • Если используются акватории объектов (лесосплав в эту категорию не входит).
  • Если водные объекты используются без отбора воды для электроэнергетики.
  • Если водные объекты используются для лесосплава.

Мало того, что в приведенных случаях надо платить налог на соответствующие виды деятельности, еще требуется получение лицензии.

В каких случаях водный налог не берется

Налоговый кодекс установил виды водопользования, для которых водный налог не исчисляется. Налогообложение не осуществляется если:

  • Производится забор термальной воды или воды, в состав которой входят полезные ископаемые, лечебные минеральные вещества.
  • Производится забор для пожарной безопасности, ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.
  • Водные объекты используются для нужд обороны и госбезопасности.
  • Производится забор для воспроизводства биологических ресурсов, в том числе для рыбоводства.
  • Акватории водных объектов используются для мониторинга государственными органами природных ресурсов.
  • Акватории используются для гидротехнических сооружений различного хозяйственного назначения.
  • Акватории используются для организованного отдыха детей, инвалидов и ветеранов.
  • Производится забор воды для полива земель сельскохозяйственного назначения и личных подворий, а также обслуживается птица и скот граждан и сельскохозяйственных организаций.
  • Акватории используются для охоты и рыболовства и т.п.

Перечень этот носит закрытый характер; то есть никаких дополнений к нему быть не может.

Налоговый период и налоговая база

Исчисляя водный налог, период отчетности следует брать равным трем месяцам (кварталу). По итогам деятельности за этот налоговый период, кроме того, в инспекцию подается декларация.

Налоговая база здесь сильно зависит от вида водопользования: ее следует определять по каждому объекту. Приведем некоторые особенности этой процедуры.

Если производится забор воды, то налоговая база – это объем воды, изъятой из водоема за налоговый период. Для определения величины потока чаще всего используются измерительные приборы: они дают самую высокую точность. Показания в таком случае заносятся в специальные журналы первичного учета.

Менее точным является способ, когда водный налог исчисляется на основании производительности технических средств забора и продолжительности их работы.

При невозможности использования приведенных выше способов остается определение расхода на основе норм водопотребления.

  • Если используются акватории объектов (без лесосплава), то налоговую базу следует определять как площадь этой акватории. Этот показатель определяется просто: берутся либо данные технической документации на объект, либо сведения из лицензии.
  • Если объект водного налога используется без отбора воды для электроэнергетики, то налоговая база – это объем электроэнергии, которая произведена за налоговый период.
  • Если используются водные объекты для лесосплава, то налоговая база находится расчетным путем. Она представляет собой произведение объема сплавленной древесины за налоговый период (в тыс. куб. м) и расстояния, на которое этот лес сплавлялся (в км), разделенное на 100.

Расчет налога производится самостоятельно каждой организацией или индивидуальным предпринимателем. Здесь не действует положение о начислении платежа в налоговой инспекции, как в случае с имущественными налогами.

Как рассчитывается налог

На водный налог ставка не может быть единой для всех обстоятельств, поскольку условия взимания налога совершенно разные. Размеры ставок прописаны в статье 333.12 Налогового кодекса РФ.

При заборе воды она измеряется в рублях за 1 тыс. куб. м и имеет двухслойную структуру: сначала она установлена для экономических районов, а внутри таких районов – в соответствии с бассейнами озер и рек. Морская вода имеет тоже разную стоимость – все зависит от расположения моря.

При использовании акватории ставка налога измеряется в тыс. рублей за 1 квадратный километр и тоже зависит от экономического района.

При заборе воды для электроэнергетики ставка измеряется в рублях за 1 тыс. кВтч, для лесосплава – в рублях за 1 тыс. куб. м сплавленной древесины на 100 км. В обоих случаях ставки разнятся в зависимости от морей, озер и бассейнов рек.

Важно, что на водный налог ставка устанавливается на год. Это означает, что при определении суммы платежа за квартал надо будет исчислять его как процент от суммы годового налога.

Лимиты и льготы

Водный налог имеет одну особенность: в некоторых случаях для налогоплательщиков устанавливаются лимиты забора воды. Они могут определяться другим законодательным актом — Водным кодексом, а могут и быть установлены органами местной власти отдельно для конкретного пользователя.

Пока организации или физическому лицу удается не выходить из этих рамок, налог определяется по обычным формулам, описание которых приведено в данной статье. Но как только лимиты превышаются, расчет водного налога для разницы придется проводить со ставкой, увеличенной в 5 раз.

Льготы по водному налогу есть, но очень мало. Например, водоснабжение населения позволяет организации, оказывающей гражданам такие услуги, платить за 1 тыс. куб. м меньше, чем при заборе для собственных нужд. По сути, эту норму даже льготой назвать нельзя — просто другой вид использования ресурсов.

Деловая практика российских предпринимателей показала, что в большинстве случаев пользоваться водными пространствами выгоднее на основании договоров аренды, а не на праве собственности. При арендных отношениях меньше ответственность за их сохранность, существенно ниже плата за пользование ресурсами. В итоге налогоплательщик снижает свою налоговую нагрузку.

Как представляется отчетность

Расчет водного налога прост: надо умножить показатель налоговой базы на величину налоговой ставки для данного вида деятельности. Производить расчет должен самостоятельно каждый налогоплательщик, поскольку инспекция извещений, как в случае с земельным и налогом на имущество, не шлет.

Читайте так же:  Уплата ндс сроки уплаты

Расчет содержит и декларация по водному налогу, которую следует сдавать не позднее 20-го числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. Например, за первый квартал сдать ее надо до 20 апреля и т. д. в ту налоговую инспекцию, в ведении которой находится объект налогообложения.

Когда надо платить налог

Следует иметь в виду, что уплата водного налога по сроку совпадает с конечной датой подачи декларации – 20-е число того месяца, который идет за очередным налоговым периодом — кварталом. Поэтому сдавать отчетность надо до 20-го числа, чтобы не произошло нежелательного наложения конечных сроков.

Налогоплательщикам не запрещено осуществлять несколько видов водопользования, сочетая их. Однако налог надо уплатить в обозначенные сроки единой суммой, а вся дифференциация по видам должна быть отражена в налоговой декларации.

Какой налог платится на водные транспортные средства

Термин «налог на водный транспорт» – это производное выражение от обычного транспортного налога, принципы применения которого определены главой 28 НК РФ. В этой главе отдельно водные виды транспорта упомянуты наряду с автомобильными средствами и воздушными судами. Обязательное условие налогообложения – регистрация транспортного средства в законном порядке. Плательщиками данного налога являются физические лица и организации, имеющие в собственности объект налогообложения.

Налог на водный транспорт исчисляется на следующих принципах:

  • Если у транспортного средства есть двигатель, что налоговой базой считается мощность этого двигателя, определенная в лошадиных силах.
  • Если судно относится к буксируемому типу – вместимость в тоннах.
  • Если ни то, ни другое – само транспортное средство.

Налоговым периодом считается год.

Данный налог относится к региональным платежам, поэтому его ставки устанавливается властями на местах и содержат множество льгот для разных категорий налогоплательщиков. Федеральный центр задает только рамки, за которые выходить непозволительно.

Водный налог 2019: кто должен платить и по каким правилам

Правилам расчета водного налога посвящена отдельная глава 25.2 НК РФ . Налогообложение использования объектов воды встречается в работе бухгалтера редко. Постараемся рассказать об особенностях этого фискального платежа.

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются физические и юридические лица, которые осуществляют лицензируемое пользование объектами и источниками воды. Из числа налогоплательщиков исключаются лица, которые осуществляют такую деятельность на основании договоров водопользования или предоставления объектов в пользование.

Объектами обложения являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории, за исключением лесосплава;
  • использование водных объектов для гидроэнергетики (без забора воды);
  • сплав по воде древесины в плотах и кошелях.

Основными плательщиками фискального сбора являются лица, осуществляющие забор воды. Рассмотрим далее более подробно, как рассчитывают и уплачивают налоговый платеж такие плательщики.

Водный налог 2019: ставки

Статьей 333.12 устанавливаются ставки водного налога в 2019 году; таблица базовых тарифов пункта 1 указанной статьи дифференцирована:

  • отдельно по каждому виду водопользования;
  • в зависимости от экономического района;
  • по бассейнам рек, озер и морей.

Если забор воды происходит в размере, превышающем установленные лимиты водопользования, то тариф увеличивается в пять раз.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он пересматривается каждый год. В 2019 году он составляет 122 рубля за одну тысячу кубических метров забранных ресурсов.

Расчет налога к уплате

При расчете налогового платежа для всех видов водопользования, кроме водоснабжения населения, сначала необходимо рассчитать действующую ставку. Ежегодно происходит индексация базовой ставки, установленной на водный налог: коэффициент 2019 года установлен в размере 1,75.

Если вода забирается из подземных источников для дальнейшего бутилирования и продажи, то ставка увеличивается в 10 раз.

Далее расчет производится по формуле:

Важно помнить о лимитировании забора воды и с объемов превышения исчислять налог в пятикратном размере.

При невозможности налогоплательщиком организовать учет объема забора расчет следует производить по формуле:

Для расчета налогового платежа при водоснабжении населения установлена особая ставка и особый порядок расчета. Исходя из установленной ставки на текущий год и объема изъятого ресурса, в 2019 году расчет необходимо производить так:

Сроки уплаты

Перечисляется налоговый платеж ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ ). Если день платежа выпадает на нерабочий праздничный или выходной день, то срок оплаты переносится на ближайший рабочий день. Так, например за 3 квартал 2019 г. налоговый платеж необходимо осуществить не позднее 22 октября, поскольку 20 октября — суббота.

Уплачивается фискальный сбор по месту нахождения объекта налогообложения. При перечислении необходимо в платежных документах указать КБК 18210703000011000110.

Отчетность

Как для любого налогового платежа, для плательщиков установлена соответствующая отчетность. Декларация утверждена Приказом ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-3/[email protected]

Предоставлять ее необходимо ежеквартально по месту нахождения объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Водный налог

Тесты

Контрольные вопросы

1. Кто является плательщиком НДПИ?

2. Что является объектом обложения?

3. В каких случаях полезные ископаемые не являются объектом налогообложения?

4. . Какими методами определяется количество добытого полезного ископаемого?

5. Какие существуют способы оценки добытых полезных ископаемых? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Какие существуют налоговые ставки и каков порядок их применения?

7. . Какие расходы учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого?

8. Какие установлены сроки для подачи налоговой декларации и уплаты налога?

9. Каков порядок расчета налога?

10. . При каких обстоятельствах организации уплачивают НДПИ с применением коэффициента о,7?

11. Каков порядок постановки на учет недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых на территории РФ и за ее пределами?

12. Каков порядок расчета и уплаты налога?

1. Плательщиками НДПИ могут быть признаны:

а) только организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья на территории РФ;

б) организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр;

в) только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на добычу полезных ископаемых.

2. Объектом обложения НДПИ признаются:

а) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающих производств;

б) полезные ископаемые, добытые из недр земли и извлеченные из отходов при условии лицензирования этого извлечения;

в) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды.

[1]

3. Полезными ископаемыми признаются:

а) минеральное сырье, прошедшее стадии обогащения и первичной обработки;

б) продукция горнодобывающей промышленности, прошедшая обогащение и соответствующая требованиям государственного стандарта;

в) продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первая по своему качеству и соответствующая стандартам.

4. Налоговая база по НДПИ определяется как:

а) стоимость добытых полезных ископаемых;

Читайте так же:  Прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности

б) стоимость реализованных за налоговый период полезных ископаемых;

в) объем добытых полезных ископаемых.

5. Сколько существует способов оценки стоимости добытых полезных ископаемых:

6. Количество добытого полезного ископаемого определяется:

а) как разница между запасами месторождения и объемом отгруженных полезных ископаемых;

б) посредством оценки экспертов;

в) с помощью измерительных средств и устройств.

7. Для расчета налога может быть применен коэффициент 0,7. если налогоплательщик:

а) вел разведку за счет собственных средств;

б) осуществлял добычу полезных ископаемых за пределами РФ;

в) добывал минеральные воды исключительно для лечебных целей.

8. Налоговым периодом по налогу признается:

а) календарный месяц;

б) календарный квартал;

в) календарный год.

9. Налог уплачивается не позднее:

а) 20-го числа месяца, следующего за отчетным;

б) 25-го числа месяца, следующего за отчетным;

в) 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

ю. Ставки НДПИ установлены дифференцировано в зависимости:

а) от вида полезного ископаемого;

б) от вида полезного ископаемого и корректирующего коэффициента, устанавливаемого законодательными актами региональных органов власти;

в) от вида полезного ископаемого и экономического района, на территории которого находится месторождение.

Водный налог взимается с 1 января 2005 г. в связи с вступлением и силу гл. 252 НК РФ. с введением в действие этого налога установлены новые правовые нормы платного пользования водными объектами (водопользования), которые отчасти повторяют положения ранее действовавшего законодательства.

До 1 января 2005 г. при водопользовании взималась плата за пользование водными объектами.

Налогоплательщики. Плательщиками водного налога могут быть признаны:

Признание юридических и физических лиц плательщиками водного налога происходит при условии осуществления ими специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством РФ.

Объекты налогообложения. Налоговым законодательством определены случаи признания и непризнания объектами налогообложения видов водопользования, осуществляемых в РФ.

Объектом налогообложения признаются:

· забор воды из водных объектов;

· использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

· использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Объектом налогообложения не признаются:

· забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а термальных вод;

· забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;

· забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

· забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

· забор воды из водных объектов и использование акватория водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

[3]

· использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

Видео (кликните для воспроизведения).

· использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, зашитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

· использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

· использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

· использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

· использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

· особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

· забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан,

· забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

· использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяет налоговую базу налогоплательщик в отдельности в отношении каждого водного объекта. В том случае, когда в отношении водного объекта установлены разные налоговые ставки, налогоплательщик определяет налоговую базу применительно к каждой налоговой ставке. Определение налоговой базы по некоторым видам водопользования имеет свои отличительные особенности.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Существуют разные способы определения объема волы в целях налогообложения. Наиболее точные данные о размере водопотребления дают водоизмерительные приборы. В этом случае определенный на основании их показаний объем воды, забранной из водного объекта, отражается в журнале первичного учета использования воды. Другой способ предусматривает проведение расчетов с учетом времени работы и производительности технических средств. Если невозможно использовать эти два способа, применяются нормы водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база исчисляется как площадь предоставленного водного пространства. Основанием для определения этого показателя служат данные лицензии на водопользование (договора на водопользование), а при отсутствии в лицензии (договоре) таких данных — материалы технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база представляет собой количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период (в тысячах кубических метров), и расстояния сплава (в километрах), деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки. Для учета потенциала водных ресурсов и интенсивности водопользования в разных регионах налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Ставки налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов устанавливаются по экономическим районам, в этих районах — по бассейнам рек и озер и измеряются в рублях на 1000 м3 забранной воды. Для морской воды налоговая ставка установлена в зависимости от моря, из которого забирается вода, также в рублях за 1000 м

Кроме того, существуют ставки налога при использовании акватории объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, устанавливаемые в тысячах рублей в год за 1 км2 используемой акватории в зависимости от экономического района. Аналогично устанавливаются ставки налога при использовании акватории территориального моря РФ и внутренних морских вод и в тех же единицах.

Читайте так же:  Льготы по уплате имущественного налога

Помимо прочего, определены ставки налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики , (в рублях за 1000 кВт * ч), а также ставки налога при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (в рублях за 1000 м 3 сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава). В этих случаях ставки установлены в зависимости от бассейнов рек, озер и морей.

Водопользование в пределах установленных лимитов — важное условие рационального потребления водных ресурсов. Нарушение этого требования влечет за собой применение по отношению к водопользователям определенных экономических мер воздействия. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Если у налогоплательщика нет утвержденных квартальных лимитов водопользования, то этот показатель определяется расчетным путем как 1/4 утвержденного годового лимита.

При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения предусмотрен льготный порядок налогообложения, который выражается в применении пониженной налоговой ставки — 70 руб. за 1000 м3 воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления и уплаты налога. Сроки уплаты налога. Сумму налога по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Пример 5.141. У организации на балансе числится гидроэлектростанция на Волге. За квартал ГЭС выработала 5 000 000 кВт – ч электроэнергии. Ставка налога при пользовании водными объектами для выработки электроэнергии — 9.84 руб. за 1000 кВт • ч электроэнергии.

Таким образом, сумма налога равна 49 200 руб. (5 000 000 руб.: 1000 кВт • ч х 9,84 руб./кВг * ч).

Пример 5.142. Организации в Воронежской области установлен ежемесячный лимит пользования поверхностными водными объектами (прочие реки и озера): по забору воды для технологических нужд — 20 000 м 3 . Фактический забор воды за I квартал составил 70 000 м3. Ставка налога равна 258 руб. за 1000 м 3 забора воды для технологических нужд. Поскольку водный налог исчисляется за квартал, определяется квартальный лимит — 60 000 м3 (20 000 м 3 х 3 мес).

Налог в пределах лимита — 15 480 руб. (258 руб. х 60 000м 3 ). За сверхлимитный забор воды ставка увеличивается в 5 раз, поэтому налог за сверхлимит ранен 12 900 руб.[258 руб. х (70000м 3 — 60 000м 3 ) * х 5]. Общая сумма налога — 28 380 руб. (15 480 руб. — 12 900 руб.).

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в срок, установленный для уплаты налога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Читайте так же:  Льготы студентам на электрички

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

[2]

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Расчет водного налога в 2018 году пример

Каждый вид водопользования имеет свои расчетные базы. Для гидроэнергетической компании важной величиной будет объем произведенного продукта. Компании, занимающиеся лесосплавом, учитывают объем груза и протяженность маршрута. Эти нюансы индивидуальны для каждого вида деятельности. Ниже приведен пример, как рассчитать водный налог в 2018- году.

Особенности расчета

С 2015-года сумма водного налога исчисляется с учетом повышенного коэффициента, декларированного в п. 12 ст. 333 НК РФ. Этой же статьей регулируются ставки налога. Законом предусмотрены повышенные коэффициенты для следующих случаев:

  • Повышение лимита забора водных ресурсов – 5-кратное увеличение первоначального коэффициента;
  • Если забор водных ресурсов осуществляется с целью дальнейшей продажи – к-т увеличивается в 10 раз;
  • При отсутствии приборов для измерения потребленного количества применяется 1,1.

Если в деятельности предприятия имеет место не один, а несколько из перечисленных факторов, то коэффициенты суммируются. Полученная итоговая сумма подлежит округлению до целых значений.

Исключения предусмотрены статьей 333 НК РФ п. 3. Они гласят, что предприятия, подпадающие в данную категорию, облагаются налогом без повышающего коэффициента до 2026-года.

Пример расчета водного налога

Посмотрим, как исчисляется сумма водного налога.

Сельскохозяйственная компания «ТриА» осуществляет забор воды из Волги. За последний квартал 2017-года объем потребления водных ресурсов достигли следующих показателей:

  1. Октябрь – 16 000 м3
  2. Ноябрь – 15 000 м3
  3. Декабрь – 18 000 м3.

Показатели получены из показаний собственных измерительных приборов. Итого совокупный объем составляет:

16 000 + 15 000 + 18 000 = 49 000 м3

Теперь применяем налоговую ставку. Компания использовала воду из надземных источников. В Северных экономических округах в 2017-году для 1000 м3 надземных вод действует ставка в размере 456 рублей.

49 х 456 = 22 344 рублей

Пример расчета водного налога в 2018-году обязует применение поправочной ставки. В первом квартале 2018-года бухгалтер закрывает последний квартал 2017-года. Поэтому применяется ставка за 2017-год, равная 1,52:

22 344 х 1,52 = 33 962, 88

Полученная сумма должна быть округлена до целого числа: 33 963 рублей – сумма налога за последний квартал 2017-года.

Как рассчитать водный налог, если показатели превысили лимит пользования водными ресурсами?

Допустим, компания превысила лимит на 12 000 м3. Сумма превышения должна быть умножена в 5 раз:

Сумма налога = (37 х 456 + 3 х 456 х 5) х 1,52 = 36 042, 24

Округление: 36 043 руб.

Проводки по водному налогу

Правила МСФО для отражения водного налога в бухгалтерских счетах отводит счет 68. Для простоты ориентировки под ним можно создавать субсчета – 68.1, 68.2 и так далее. Если предприятие располагает несколькими объектами, потребляющими водные ресурсы, то открываются субсчета третьего порядка.

Налоги, уплаченные за пользование водными ресурсами, находят отражение в статьях для типичных операций. В зависимости от вида деятельности предприятия это могут быть счета от 20 до 25.

Налоговые платежи производятся за каждый квартал в течение следующих 20 дней. Льготы и исключения законом не предусмотрены. Налог начисляется в последний день квартала.

Учет нескольких объектов записывается по нарастающему порядку счетов и субсчетов:

  1. Д20 – К68.41
  2. Д20 – К68.42
  3. Д20 – К 68.42 и т.д.

Основанием для бухгалтерский начислений является справка-расчет.

При погашении налогов делается следующая проводка:

Основанием для этой операции считается выписка из банка о начислении денег.

Водный налог: основные положения

С 2005 г. вступила в действие глава 252 Налогового кодек­са РФ «Водный налог». До ее введения в России действовала система платежей, которая включала различные виды платы за пользование водными объектами.

Читайте так же:  Берут ли алименты с пенсии военнослужащего

Объектами обложения водным налогом являются:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключе­нием лесосплава в плотах и кошелях;

— использование водных объектов без забора воды для це­лей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признается объектом обложения водным налогом (см. ст. 333.9 НК РФ) использование водных объектов в целях:

— забора воды для обеспечения пожарной безопасности и ликвидации стихийных бедствий;

— забора воды из водных объектов и использование аквато­рии водных объектов для рыбоводства и воспроизводства вод­ных биологических ресурсов;

— использования акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;

— проведения государственного мониторинга водных объектов;

— использования акватории водных объектов для рыболов­ства и охоты;

— проведения дноуглубительных и других работ;

— других видов деятельности.

Налогоплательщиками водного налога признаются орга­низации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодатель­ством РФ.

Специальное водопользование – это пользование водны­ми объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хо­зяйства, а также для сброса сточных вод.

Под водным объектом понимается место, где сосредоточе­на вода как на поверхности суши в формах ее рельефа, так и в недрах земли.

К водным объектам относятся:

— поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота, пру­ды, ледники и снежники);

— внутренние морские воды;

— территориальное море Российской Федерации.

Облагаемая база определяется ст. 333.10 НК РФ отдельно по каждому из четырех типов объектов обложения:

— при заборе воды налоговая база определяется как объем забранной за налоговый период из водного объекта воды. Этот объем определяется на основании показаний водоизмеритель­ных приборов, которые отражаются в журнале первичного учета использования воды;

— при использовании акватории водных объектов (за ис­ключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного в пользование налогоплательщика водного пространства;

— при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как ко­личество произведенной за налоговый период электроэнергии;

— при использовании водных объектов для целей лесоспла­ва в плотах и кошелях налоговая база определяется как про­изведение объема сплавляемой таким образом древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в кило­метрах), деленного на 100.

Налоговым периодом при уплате водного налога признает­ся квартал.

Ставки по водному налогу.Налоговые ставки установлены по каждому из видов объек­тов обложения и, соответственно, по каждому из видов нало­говой базы (ст. 333.12 НК РФ).

При заборе воды из водных объектов ставки дифференци­рованы по экономическим районам (Северный, Северо-Запад­ный, Центральный, Волго-Вятский и т.д.) и по бассейнам ос­новных рек. При этом установлены различные ставки для за­бора воды из поверхностных водных объектов и из подземных.

Например, в Северо-Западном экономическом районе для бассейна реки Волги при заборе воды из поверхностных источ­ников установлена ставка 300 руб. за 1 тыс. м3 забора воды, а при заборе из подземных источников – 384 руб. В Централь­ном районе для бассейна Волги эти ставки составляют соот­ветственно 294 руб. и 390 руб.

Отдельная шкала ставок применяется при заборе воды из водных объектов территориального моря Российской Феде­рации и внутренних морских вод. Эти ставки дифференциро­ваны – минимальные размеры они имеют при заборе воды из Чукотского моря (4,32 руб. за 1 тыс. м3 морской воды), а мак­симальные – при заборе воды из Черного и Азовского морей (14,88 руб. за 1 тыс. м3 морской воды).

При использовании акватории также установлены различ­ные шкалы для поверхностных водных объектов (дифференци­рованы по экономическим районам) и для территориального моря и внутренних морских вод (дифференцированы по морям). В первом случае ставки варьируются от 28,20 тыс. руб. в год за 1 км2 акватории для Восточно-Сибирского экономического рай­она до 34,44 тыс. руб. для Северо-Кавказского района.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики ставки установлены в рублях за 1 тыс. квт-ч. электроэнергии и варьируются по бассейнам рек, озер и морей. Так, например, для бассейнов рек Енисея и Лены став­ка установлена в размере 13,50 руб., а для бассейна Волги – 9,84 руб.

При использовании водных объектов для целей лесоспла­ва в плотах и кошелях ставки установлены в рублях за 1 тыс. куб.м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава. На- пример, при лесосплаве по рекам бассейнов Ладожского и Онежского озер, озера Ильмень ставка составляет 1705,2 руб., по рекам бассейна Енисея – 1585,2 руб.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятель­но как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ водный налог полностью зачисляется в доход федерального бюджета (см. ст. 51 БК РФ).

Налог уплачивается по местонахождению объекта налого­обложения и подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщи­ком в налоговый орган по местонахождению объекта налого­обложения в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

Если налогоплательщик использует несколько водных объектов на территории одного субъекта РФ, то представлять налоговую декларацию по водному налогу он может в одну из налоговых инспекций данного субъекта, при условии, что в данной налоговой инспекции он состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8806 —

| 7523 — или читать все.

Источники


  1. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  5. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
Водный налог ставки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here