Выездные проверки страховых взносов

Все что нужно знать по теме: "Выездные проверки страховых взносов" с профессиональной точки зрения. По всем вопросам вы можете обратиться к дежурному юристу.

Как проходят проверки ПФР

Предприниматели подвергаются контролю со стороны различных инстанций, в том числе и Пенсионного фонда. ПФР осуществляет плановые камеральные и выездные проверки. Что именно вызывает интерес ревизоров от ПФР, как именно проходит сама процедура и что в связи с этим нужно иметь в виду предпринимателю? Будем разбираться.

Для чего нужна проверка ПФР

Представители Пенсионного Фонда Российской Федерации могут подвергнуть процедуре проверки любого предпринимателя, использующего наемный персонал. Законодательная обязанность руководителя – выступать страхователем для своих сотрудников, то есть начислять сотрудникам средства для уплаты взносов в ПФР и перечислять их по назначению (ст. 303 ТК РФ).

Цель ревизии – выяснение корректности исчисления и своевременности уплаты в полном объеме предусмотренных законом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если в результате проверки выявляются нарушения, представители ПФР уполномочены накладывать на виновных предусмотренные законом санкции (о них подробнее ниже).

Чем регламентируются проверки ПФР

Сотрудники ПФР при проведении ревизии должны руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Методические рекомендации по проведению проверок, выпускаемые и утверждаемые Правлением ПФР (постоянно обновляются).
  • Федеральный закон № 212 от 24 июля 2009 года «О взносах в Пенсионный Фонд РФ».
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Налоговый Кодекс РФ.

Два типа проверок Пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Камеральная проверка ПФР

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Особенности проведения камеральной проверки ПФР

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

Результаты камеральной проверки ПФР

Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.

ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.

Выездная проверка ПФР

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Важные моменты выездной проверки

  1. Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
  2. Внеплановые проверки происходят по отдельности.
  3. Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
  4. Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
    • для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
    • для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
    • для перевода полученных сведений на государственный язык.
  5. Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.

Результат выездной проверки

По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.

Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.

Как пройти выездную проверку ревизоров из ПФР и ФСС

Основная цель ревизий внебюджетных фондов – убедиться, что компании правильно исчисляют и платят страховые взносы (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому к проверке нужно готовить все документы, которые прямо или косвенно связаны со взносами.

Есть два вида проверок – камеральные и выездные проверки фондов. Камеральные проверки ревизоры проводят на территории фонда. О них компанию не уведомляют. Если нарушений не нашли, то вы можете даже и не узнать, что вашу компанию проверяли. А вот если ревизоры выявили несоответствия, то вам отправят запрос с просьбой представить пояснения. На него нужно ответить в течение пяти рабочих дней. Пояснения не помогли? Тогда составляется акт по результатам проверки, а вам назначается штраф.

Выездные проверки фондов – тема более животрепещущая, ведь в них страхователь участвует непосредственно и проходят они на его территории. Выездные проверки фондов бывают плановыми и неплановыми. Решение о плановой проверке принимают контролирующие органы исходя из деятельности компании, а точнее, реальных или возможных нарушений в ней. План проверок на следующий год составляют до 25 декабря года текущего, и в открытом доступе этого полезного документа, конечно же, нет.

Визит проверяемым компаниям ревизоры из Пенсионного фонда и соцстраха наносят совместно и обычно не чаще чем раз в три года. Исключение для организаций, которые ликвидируются, – их проверят, даже если ревизия была совсем недавно.

Читайте так же:  Налог на роскошь отклонен депутатами от единой россии

Ну, а не по плану контролеры могут прийти когда угодно, правило «раз в три года» здесь уже не работает. Все потому, что такая проверка носит целевой характер. Ее причиной может стать, например, жалоба бывшего сотрудника. Хотя, как правило, проверяющие прислушиваются только к «серьезным» уволенным – директорам и бухгалтерам, ведь они могут дать стоящую информацию.

Обычно за несколько дней до начала проверки представители ПФР и ФСС предупреждают о скором визите. Это может быть факс или телефонный звонок.

Вопрос – А можем мы не пустить проверяющих?

– Только если у них нет необходимых документов. Первым делом попросите у проверяющих решение руководителя местного отдела фонда о выездной проверке. Ревизоры сразу из двух фондов? Значит, и решений должно быть два. В решении указаны конкретные лица, назначенные на проверку. Попросите у ревизоров удостоверения и сверьте данные. Если все в порядке, не пустить проверяющих вы не имеете права. Да и себе сделаете только хуже. Ревизоры составят акт о том, что их не пустили, и начислят взносы к уплате по имеющимся у них сведениям (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Как вы понимаете, сумма к уплате скорее всего будет больше.

Как проходят выездные проверки внебюджетных фондов

Существуют определенные критерии, по которым внебюджетные фонды выбирают компании для проверки. Они перечислены в методичке для ревизоров. Если вы попадаете хотя бы под один – ждите проверку.

В группе риска, прежде всего, крупнейшие компании, потому что у них много работников и обширные страховые обязательства. Дальше те, кто платит слишком низкие для среднего по отрасли уровня оклады. Ведь здесь могут скрываться схемы ухода от уплаты взносов через «серые» зарплаты. Частые нарушения срока уплаты взносов тоже причина для подозрений. Точно попадете под проверку, если взносы вдруг уменьшились, а количество работников осталось прежним (тем более если оно увеличилось). Веская причина – нулевые отчеты за отдельные отчетные периоды. Если в организации много выплат, которые не облагаются взносами, или вы применяете пониженные тарифы – ждите ревизоров. Еще причина: наличие долгов по уплате взносов. И разумеется, фирму проверят, когда на нее поступят конкретные жалобы от работников, из СМИ или из других контролирующих органов.

Закон отводит на выездную проверку два месяца. Но на деле проверяющие обычно управляются за одну-две недели. Кстати, проверку могут приостановить на срок не больше шести месяцев. Причины для этого – запросы в международные организации и перевод документов. Но такое случается редко.

Как успешно пройти выездную проверку ФСС и ПФР

Из статьи Вы узнаете:

1. Каковы критерии отбора страхователей для проведения выездных проверок внебюджетными фондами.

2. Как подготовиться к выездной проверке ФСС и ПФР.

3. Как выстроить оптимальное взаимодействие с проверяющими.

3. Какие документы запрашивают инспекторы в ходе проверки и как их лучше подготовить.

В предыдущей статье я рассказала, какие проверки устраивают страхователям внебюджетные фонды и каков порядок их проведения с точки зрения законодательства. Однако на практике то, что в законе так подробно и сложно описано, происходит несколько по-другому. Например, законодательством на проведение выездной проверки ФСС и ПФР отводится целых 2 месяца (не считая приостановлений), а у меня, как и в большинстве случаев, проверка проходила фактически меньше недели. В этой статье я поделюсь своим опытом прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и дам практические рекомендации, как себя лучше вести с проверяющими и на что обратить внимание при подготовке документов.

Небольшое уточнение, чтобы сэкономить Ваше время: если уведомление о предстоящей проверке Вы уже получили и теперь вплотную занялись подготовкой к ней, предлагаю сразу перейти ко второй части статьи – практическим советам по прохождению выездной проверки ФСС и ПФР. Ну а если уведомления пока нет, и Вы хотите оценить вероятность проведения проверки, чтобы подготовиться к ней заранее, — рекомендую читать по порядку.

Как определить вероятность проведения выездной проверки ФСС и ПФР

Как же определить, грозит ли Вам в ближайшем будущем выездная проверка ФСС и ПФР? Для этого воспользуемся критериями отбора плательщиков страховых взносов для проведения выездных проверок, которые установлены в письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010. Несмотря на то, что письмо это от 2010 года, более поздних разъяснений не было, поэтому, судя по всему, и в настоящее время ФСС и ПФР руководствуются им. В соответствии с письмом ФСС и ПФР, критерии отбора страхователей для проверок следующие:

Таким образом, чем большему количеству критериев соответствует Ваша организация или ИП, тем вероятность проведения проверки выше.

Мой опыт и рекомендации по прохождению выездной проверки ФСС и ПФР

А теперь, как и обещала, я расскажу про свой опыт прохождения выездной проверки ФСС и ПФР (кстати, успешный) и дам практические советы. Прежде всего, наша организация стала объектом проверки не случайно, а так как соответствовала сразу нескольким критерием отбора страхователей для проверок:

  • Применение пониженных тарифов страховых взносов (организация осуществляет деятельность в области информационных технологий);
  • Большие суммы возмещения расходов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством из ФСС (в основном за счет отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет);
  • Наличие выплат работникам, которые не входят в базу для начисления страховых взносов (компенсации за использование личного автотранспорта, материальная помощь при рождении ребенка).

Проверка проходила в декабре 2013 года, соответственно, проверялись периоды 2010, 2011 и 2012 годы. Примерно за две недели до начала проверки позвонила представитель ПФР и предупредила, что наша организация значится в плане выездных проверок, сказала, когда начнется проверка, какие документы (в общем) нужно подготовить, сообщила свои координаты, а также озвучила состав комиссии: по одному представителю от ФСС, ПФР и из налоговой (так как применялись пониженные тарифы). Позже, примерно дня через три, позвонил представитель ФСС и также сообщил о предстоящей проверке. Больше никаких уведомлений (по почте, факсом, по электронной почте и т.д.) в наш адрес не поступало.

В телефонном разговоре инспекторы ПФР и ФСС уточнили адрес, на который им выезжать для проверки (у нас этот адрес не совпадал с юридическим). Кстати, проверяющим, как оказалось, абсолютно все равно, по какому адресу организация предоставит им помещение для проведения проверки: по юридическому или по какому-то другому.

Лучше, если выездная проверка ФСС и ПФР будет проходить на Вашей территории, а не на территории проверяющих, по следующим причинам:

Общайтесь с проверяющими, придерживаясь определенных правил:

Теперь, давайте поговорим о самом главном – о том, какие документы, запрашивают инспекторы ФСС и ПФР при выездной проверке. Как я уже говорила, в моем случае, в проверке участвовал еще и инспектор налоговой, у которого также был свой перечень требуемых документов. Ещё при уведомлении по телефону проверяющие озвучили примерный список документов, в который входили учредительные документы, внутренние нормативные акты по оплате труда, расчетные ведомости, кассовые и банковские документы, документы, подтверждающие расходы за счет ФСС за 3 года, подлежащие проверке, а также документы, подтверждающие применение пониженного тарифа. Когда же инспекторы пришли, они вручили требование о предоставлении документов, в котором были прописаны все возможные документы, прямо или косвенно касающиеся начисления и уплаты страховых взносов: учредительные, кадровые документы, бухгалтерские регистры, отчетность в фонды и различные подтверждающие документы. В этом требовании содержался перечень документов, которые проверяющие могли запросить, он скорее универсальный. По факту документы в ходе проверки предоставлялись по устным запросам инспекторов и объем их был меньше, чем в требовании.

Читайте так же:  Медицина в россии для безработных граждан станет платной

Итак, какие документы предоставляла я в ходе выездной проверки ФСС и ПФР:

Пожалуй, на этом список документов, которые я предоставляла в ходе выездной проверки ФСС и ПФР, закончен. Обращаю Ваше внимание на то, что документы требовались за весь проверяемый период, 2010-2012 годы. Какие-то документы проверяющие держали у себя дольше (например, расчетные ведомости по заработной плате, документы, подтверждающие расходы за счет ФСС), какие-то возвращали в этот же день (авансовые отчеты, кассовые документы).

И наконец, несколько рекомендаций, как подготовить документы к выездной проверке ФСС и ПФР:

Вот, пожалуй, все, что я хотела рассказать о своем опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР, о взаимодействии с инспекторами и подготовке документов. Я постаралась изложить все как можно более подробно, чтобы не упустить важные детали. Надеюсь, статья Вас не утомила, а информация, представленная в ней, окажется полезной Вам.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Выездные проверки страховых взносов

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495 ) 649-41-49; (495 ) 649-11-65

Методические рекомендации по организации и проведению выездных проверок утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда от 3 февраля 2011 г. № 34р ( далее – Методичка). Документ устанавливает порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам. Методичка затрагивает только работодателей и коммерсантов, принимающих сотрудников по гражданско-правовым договорам, и не касается проверки взносов, которые ИП уплачивают за себя.

С появлением Методички распоряжение Правления Пенсионного фонда от 11 мая 2010 г. № 127р, которым утверждались временные правила проверок, утрачивает силу.

Методичка определяет перечень документов, которые могут быть запрошены у ИП, устанавливает вопросы, которые будут интересовать контролеров.

План выездных проверок составляется в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки. При этом проводится полный анализ потенциального кандидата на основании всей имеющейся у фонда информации. Кроме того, сведения могут запрашиваться в налоговой инспекции. План-график на очередной год утверждается до 25 декабря, но в него могут вноситься изменения. В ходе планирования осуществляются следующие процедуры:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам ( наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

В ходе названных процедур контролеры для отбора плательщиков в план проверок будут ориентироваться на критерии, установленные в Методичке.

Критерии отбора плательщиков страховых взносов для включения в план выездных проверок Пенсионного фонда:

В ходе выездной проверки осуществляется контроль не только правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ( перечисления) пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование. Пенсионщиков будут интересовать также документы, связанные с назначением ( перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального ( персонифицированного) учета застрахованных лиц ( п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

На основе плана-графика выносится решение, один экземпляр которого передается плательщику страховых взносов. В рамках выездной проверки рассматривается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Методичка рекомендует контролерам выбирать целое число расчетных периодов. Таковым является календарный год, то есть текущий год в проверяемый период советуют не включать, но и не запрещают. Назначать проверку рекомендовано не раньше наступления сроков представления расчета за последний расчетный период, то есть решение о проверки уплаты взносов, к примеру, в 2011 году, скорее всего, будет вынесено после 15 февраля ( срок представления расчета по итогам года) 2012 года. Но, опять же, это только рекомендация.

Перед выходом на проверку представитель фонда:

  • анализирует документы о деятельности бизнесмена, имеющиеся в наблюдательном деле;
  • знакомится с результатами предыдущей выездной проверки;
  • формирует по плательщику страховых взносов реестр платежей страховых взносов;
  • направляет запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и свое временность уплаты страховых взносов.
  • Проверка документов в ходе выездной проверки Пенсионного фонда

Документы, представленные по требованию фонда, проверяются в части:

  • Полноты представленного комплекта истребованных документов
  • Правильности оформления первичных учетных документов, представленных для проверки
  • Наличия утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов
  • Правильности заполнения обязательных реквизитов в документах
  • Правильности внесения исправлений
  • Наличия подчисток и помарок

Соответствия даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов
Правильности подсчета соответствующих итогов в документах
Контролеры вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты ( перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность расчетов и уплаты. Требование о представлении документов составляется строго по форме 14, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н ( приложение № 21). Количество требований не ограничено ( п. 4.2 Методички), так что не удивляйтесь, если в ходе проверки вам направят несколько требований, периодически запрашивая документы. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки грозит штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ ( ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

В Методичке приводится перечень документов, которые могут быть истребованы для проверки. Ревизоров заинтересуют такие организационно- распорядительные документы, как приказы, коллективные, трудовые и гражданско-правовые договоры, соглашения с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц. В приложении № 1 к Методичке приведен перечень документов, истребуемых при проверке. Перечень не является закрытым, а в тексте Методички встречаются иные документы, мы попытались составить наиболее полный список.

Комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки

В Методичке прописаны процедуры проверки отдельных выплат. При этом разделяются по видам: выплаты из кассы наличными, по безналу, вознаграждение в виде натуральной оплаты. А также рассматриваются операции по реализации ( безвозмездной передаче) работникам материальных ценностей. Но все вопросы рассматриваются с точки зрения проверки фирм, которые ведут бухучет: перечисляются счета бухгалтерского учета, на которые нужно обратить внимание, сальдо и т. п. Информации для предпринимателей немного, в основном это упоминание первичных документов, на которые контролеры обратят внимание при проверке выплат.

Основные вопросы, подлежащие проверке и описанию в акте выездной проверки

1. Установление категории плательщика страховых взносов

Согласно статье 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физлица, не признаваемые ИП;
Читайте так же:  Когда собственник не может отказать жильцу проживать в его квартире

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой

2. Своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений

Контролеры проверяют следующее: какие расчеты, сведения индивидуального ( персонифицированного) учета и по какой форме представлены в проверяемом периоде, нарушены ли сроки представления расчетов и индивидуальных сведений. В случае представления уточненных расчетов указываются периоды, за которые представлены « уточненки», даты их представления с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При проверке уточненных расчетов просматривается достоверность представления корректирующих форм индивидуальных сведений. Нарушения сроков, суммы расхождения отражаются в отчетности в акте проверки

3. Правильность определения объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления

Контролеры сравнивают выплаты и вознаграждения, на которые фактически начислены взносы, с видами выплат и вознаграждений, на которые должны быть начислены страховые взносы в соответствии с Законом № 212-ФЗ. Цель – исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физлицам, отраженные в отчетности, с фактическими данными учета по всем видам выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлиц. При проверке организаций сравниваются сведения, указанные в форме РВС-1 ПФР с данными бухучета. ИП ведут учет в книге учета доходов и расходов, именно она заинтересует проверяющих. О « вмененщиках», которые не обязаны вести книгу учета, Методичка умалчивает

4. Правильность определения необлагаемых сумм

Анализируется обоснованность отнесения выплат к суммам, освобождаемым от уплаты взносов ( ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Если выплата, по которой не были начислены страховые взносы, соответствует критериям, установленным частями 1, 2 и 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ ( государственные пособия, компенсационные выплаты, установленные властями, сумме единовременной материальной помощи), проверяется документальное подтверждение и размеры данной выплаты

5. Правильность начисления и уплаты ( перечисления) страховых взносов

Видео (кликните для воспроизведения).

Контролеры осуществляют проверку:

  • полноты и правильности ведения индивидуальных карточек по учету сумм начисленных взносов. Плательщикам взносов рекомендовано вести учет сумм начисленных выплат ( иных вознаграждений), взносов, в отношении каждого физлица в карточке, прилагаемой к совместному письму Пенсионного фонда от 26 января 2010 г. № АД 30-24/691 и ФСС России от 14 января 2010 г. № 02-03-08 56П;
  • соответствия сумм начисленных взносов, отраженных в формах индивидуального учета по каждому физлицу, суммам, отраженным в расчетах по страховым взносам;
  • соответствия и сопоставимости показателей, отраженных в формах индивидуального учета, показателям, отраженным в карточке по учету доходов и НДФЛ и справке о доходах физлиц по форме № 2 НДФЛ. Если сумма начисленных доходов по справке 2-НДФЛ больше, чем база для начисления страховых взносов, отраженная в карточке индивидуального учета за аналогичный период, то необходимо выяснить причину расхождения и обоснованность исключения сумм доходов из обложения страховыми взносами;
  • правильности применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов при начислении сумм страховых взносов, а также обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов.

В случае выявления нарушений проверяющим рекомендуется подобрать документы, подтверждающие отдельно каждый факт выявленных нарушений; доначислить страховые взносы; сформировать предложения о привлечении страхователя к ответственности, а также об устранении выявленных нарушений.

Источник: « Современный предприниматель»

Автор статьи: Татьяна Елькина

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495 ) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985 ) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе « Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Энциклопедия решений. Выездные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

Выездные проверки плательщиков страховых взносов, осуществляемые ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)

[3]

Порядок проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов с 2010 года регламентируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).

Проверки плательщиков страховых взносов осуществляют органы контроля за уплатой страховых взносов, каковыми являются Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч.ч. 1 — 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы, ФСС и ФОМС. Закон N 212-ФЗ утратил силу (см. Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ и N 250-ФЗ).

При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке будут представляться в ПФР и ФСС РФ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст.ст. 20 и 23 Закона N 250-ФЗ).

Соответственно, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, выездные проверки по страховым взносам ПФР и ФСС РФ будут проводить в порядке, действовавшем до 2017 года.

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, а в случае отсутствия у плательщика страховых взносов возможности предоставить помещение — по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Выездные проверки могут быть:

В силу ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся территориальными органами ПФР и ФСС РФ только совместно на основании разрабатываемых ими ежегодных планов.

Целью их проведения является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Такие выездные проверки называют плановыми .

Плановые проверки носят комплексный характер. Одновременно ПФР проверяет документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. В свою очередь, ФСС проверяет правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее — Закон N 255-ФЗ), а также правильность исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

При этом проверить могут как саму организацию, так и любое ее обособленное подразделение, которому для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (ч.3 ст.35 Закона N212-ФЗ).

С целью осуществления совместных мероприятий организационного и информационного взаимодействия ПФР и ФСС РФ заключили Соглашение о взаимодействии по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28.10.2009 N АД-30-35/10сог; N 02-43/07-2205П (далее — Соглашение).

На основании п. 3.1.1 Соглашения ежегодные планы-графики проведения совместных выездных проверок утверждаются в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года. В случае необходимости в план-график могут вноситься изменения.

В целях координации работы по проведению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС могут создавать совместные рабочие группы, организовывать совместные семинары и совещания по вопросам, возникающим в ходе проведения совместных выездных проверок (п.п. 3.1.5, 3.1.6 Соглашения).

Разработка единой методологии проведения совместных выездных проверок Соглашением не предусмотрена. При выполнении контрольных функций ПФР и ФСС РФ руководствуются нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также внутриведомственными методиками*(1).

[2]

Проводятся плановые выездные проверки плательщика страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При этом количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений не учитывается (ч. 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за продажу автомобиля

Независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки может проводиться:

— выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ);

— повторная выездная проверка, право осуществления которой предоставлено органам контроля за уплатой страховых взносов с 1 января 2015 года (ч.ч. 24-27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

Плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС РФ только совместно. Раздельно фонды могут проводить только внеплановые проверки (письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748).

Возможность проведения внеплановых выездных проверок установлена, например, Законом N 255-ФЗ в следующих случаях:

— при поступлении жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения (ч. 3 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ);

— при обращении страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).

В этих случаях ФСС вправе проверить только правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (ч. 7 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).

При проведении контроля за уплатой страховых взносов не действуют ограничения в отношении порядка организации и проведения проверок, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение плановых проверок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 8 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

*(1) При планировании и проведении выездных проверок ПФР руководствуется:

— Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р;

— Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п.

ФСС РФ своей работе руководствуется:

— Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81;

— Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82.

К проверке ФСС всегда готов?

«В план совместных проверок ФСС и ПФР наша организация не включена. Но ревизор ФСС позвонил и сказал, что завтра придет на проверку. Это законно? — спрашивает наш читатель. — Никаких претензий к нам со стороны ФСС раньше не возникало». За ответом мы обратились в одно из региональных отделений ФСС.

Елена Михайловна, в каких случаях ФСС может провести в организации внеплановую выездную проверку?

Е.М. Плехова: Повод для внеплановой проверки — ликвидация или реорганизация организации, жалоба работника на то, что ему не выплачивают пособие или неправильно его рассчитали, и просто обращение организации за выделением средств. На внеплановую проверку ревизоры ФСС приходят одни, без коллег из Пенсионного фонд

То есть любое обращение за возмещением расходов на пособия может повлечь внеплановую проверку?

Е.М. Плехова: Да, каждый раз, когда страхователь обращается в Фонд за выделением средств, назначается либо камеральная, либо внеплановая выездная проверка. Достаточно ли будет камеральной проверки или нужна выездная, решает сам ФСС. Никаких ограничений по количеству внеплановых проверок нет.

Плановая выездная проверка, которую нельзя проводить чаще чем раз в 3 года, проводится по трем направлениям:

проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
проверка правильности выплаты пособий по больничным и по беременности и родам, а также других пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет; на погребение; за постановку на учет в ранние сроки беременности);
проверка правильности начисления страховых взносов «на травматизм» и расходования этих средств.

И по каждому из этих направлений составляется отдельный акт проверки.

А вот внеплановая выездная проверка носит целевой характер. Ее причина, например «в связи с обращением страхователя за выделением средств», указывается в решении о проведении проверки, которое подписывает руководитель отделения ФСС или его заместитель.

За сколько дней ревизоры должны предупреждать, что придут на внеплановую проверку?

Е.М. Плехова: Нигде не закреплена обязанность органов ФСС заблаговременно предупреждать плательщика страховых взносов о начале выездной проверки — как плановой, так и внеплановой.

Ревизоры вправе прийти на проверку вообще без предупреждения. Но на практике мы уведомляем бухгалтера о предстоящей проверке за один-два дня. Обычно делаем это по телефону. Говорим, какие документы будут нужны для проверки, уточняем фактический адрес и график работы организации.

Если поводом для внеплановой выездной проверки стало обращение за выделением средств, могут ли ревизоры проверить правильность начисления пособий, которые выплачивались до этого?

Е.М. Плехова: Нет, предмет целевой внеплановой выездной проверки — правильность расчета и своевременность выплаты именно тех пособий, за которыми обращается страхователь. Но может быть так, что пособие, за которым обращается страхователь, было исчислено и назначено еще в предыдущем периоде. И тогда ревизоры требуют документы не только за текущий, но и за прошлый год.

Кроме того, могут потребоваться документы и за более ранние периоды. Иногда и при плановых, и при внеплановых выездных проверках у бухгалтеров возникает вопрос: зачем ревизорам документы (приказы, лицевые счета) сотрудников за предыдущие годы? Ревизоры вправе их требовать, ведь расчетный период по большинству пособий — это предыдущие годы.

Читатель задал нам такой вопрос. В конце 2013 г. организация обратилась в ФСС за возмещением средств, так как сумма пособий работникам оказалась больше суммы начисленных взносов. 2013 гг. организация также обращалась в ФСС за возмещением средств.

При внеплановой выездной проверке ревизоры попросили представить все документы по выплаченным за 3 года пособиям (больничные листы, справки о зарплате из ПФР, штатное расписание). Правомерны ли эти требования?

Е.М. Плехова: Причиной внеплановой выездной проверки в конце 2013 г. могло стать не только обращение за выделением средств, но и, например, жалоба работника организации на неправильный расчет пособия. В ходе такой проверки ревизоры, если есть необходимость, могут проверить расходы по пособиям за 3 предыдущих года.

Ревизоры из ФСС могут объявиться в любой момент, например незадолго до Нового года. Вот так позвонят и скажут: «А мы к вам завтра с проверкой. »

Если документы по конкретным пособиям раньше уже проверялись при плановой или внеплановой выездной проверке, снова проверять их не будут. Акты любых выездных проверок учитываются при вынесении решения на проведение новой выездной проверки. И правильность назначения и исчисления пособий будет проверяться только за те периоды, которые выездными проверками остались не затронуты.

Если же при обращении организации за возмещением средств по пособиям ФСС выездную внеплановую проверку не проводил, а ограничился камеральной проверкой, при внеплановой выездной проверке все документы надо будет представить заново. Ведь акты по камеральным проверкам не составляются. В этой ситуации ревизоры обязательно потребуют все больничные листки, все справки о заработной плате из ПФР, остальные документы по назначению и расчету пособий.

Читайте так же:  Полис дмс для иностранных граждан

В вашей ситуации вполне могло быть так, что при обращении организации за возмещением расходов в прошлые годы ФСС проводил камеральную, а не выездную проверку. А если документы раньше при плановой или внеплановой выездной проверке не проверялись, требования ревизоров правомерны.

Что произойдет, если организация проигнорирует требование проверяющих о представлении документов?

Е.М. Плехова: Такой отказ — правонарушение, штраф за него — 200 руб. за каждый непредставленный докумен

Как страхователь может оспорить назначение проверки, которую считает незаконной?

Е.М. Плехова: Для начала я бы советовала обратиться в свое территориальное отделение ФСС и уточнить, по какой причине была назначена проверка. А если ответ вас не устроит и вы по-прежнему будете считать, что проверка незаконна, можно обратиться с жалобой в вышестоящий орган, то есть в региональное отделение ФСС.

В жалобе обязательно укажите, почему именно вы считаете назначение проверки незаконным. Ведь для того чтобы вашу жалобу удовлетворили, надо установить, что решение о проверке было вынесено неправомерно.

Бывает, что проверка назначена законно, но проводится с нарушениями. Какие конкретные действия проверяющих можно оспорить? Как это сделать?

Е.М. Плехова: Можно оспорить процедуру оформления результатов проверки, факты, изложенные в акте проверки, сроки проведения проверки и вынесения решения по ее результатам.

Так, на проведение любой выездной проверки (плановой или внеплановой) отводится 2 месяца. Этот срок начинает исчисляться с даты, когда руководитель отделения ФСС вынес решение о ее проведении. А оконченной проверка считается тогда, когда составлена справка о проведенной проверке.

Так что если ревизоры потребуют какие-то дополнительные документы позже чем через 2 месяца после начала проверки, вы не обязаны выполнять их требования. То же самое — если справка об окончании проверки издана, хотя 2 месяца с ее начала не прошло: после издания справки требование документов будет незаконно.

После даты издания справки об окончании проверки у проверяющих есть 2 месяца для написания актов. При плановой выездной проверке таких актов обычно бывает три, так как по каждому направлению проверки издается отдельный акт. При внеплановой проверке — один акт. Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, то можете представить в отделение ФСС свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня, когда получили акт. Если актов несколько — по разным направлениям проверки, то на каждый акт надо написать отдельное возражение. Но можно и сразу обжаловать акт проверки в вышестоящий орган — в территориальное отделение ФСС или в

Часто ли на практике ФСС пересматривает решения по проверкам?

Е.М. Плехова: Да, такое случается довольно часто. Вместе с актом или не позднее 15 рабочих дней со дня написания акта вам должны вручить уведомление о рассмотрении материалов проверки, где указаны дата, время и адрес назначенного заседания.

На это заседание надо представить документы, которые подтверждают обоснованность ваших возражений. Например, бывает так, что в ходе заседания страхователь дополнительно представляет приказы по оплате труда, приказы на отпуска без сохранения заработной платы, приказы о переводе на легкий труд, которые он раньше, при проверке, почему-то не представил. А эта информация может изменить расчет пособия. Решения по возражениям на каждый из актов выносятся отдельными документами.

Конечно, лучше сразу в ходе проверки представить ревизору всю запрашиваемую документацию. Ведь ряд документов для подтверждения изложенных в акте нарушений ревизоры могут попросить в виде заверенных копий.

Из-за сбоя в бухгалтерской программе, пишет наш читатель, одно из пособий было начислено в большем, чем положено, размере, а другое пособие этому же сотруднику — в меньшем. Проверяющие ФСС при выездной проверке отразили в акте только излишне выплаченную сумму пособия, а недоплаченное пособие не отразили. Правильно ли это? Что бы вы посоветовали страхователю в такой ситуации?

Е.М. Плехова: Проверка правильности начисления страховых взносов и правильности начисления и выплаты пособий — это два отдельных направления проверки. По ним составляются два разных акта.

Следите за временем. У сотрудников ФСС есть ровно 2 месяца с начала проведения проверки, чтобы запрашивать у вас документы

Если работнику пособие переплатили, корректируется база для начисления взносов того периода, когда произошла переплата, и доначисляются страховые взносы на эту сумму. А если недоплатили и это обнаружилось при проверке, оставшуюся часть пособия работодатель будет выплачивать и отражать в отчетности текущего периода. И эта доплата (как расходы ФСС) уменьшит облагаемую страховыми взносами базу текущего, а не прошлого периода. Дата выплаты в пользу работника — это день ее начислени Поэтому «сворачивать» в акте переплаченные и недоплаченные суммы пособия ревизор не имеет права.

В ситуации, о которой говорит ваш читатель, проверка, возможно, была выборочной. Поэтому переплату пособия ревизоры обнаружили и отразили в акте, а недоплату — нет.

Я могу посоветовать страхователю прийти на заседание по рассмотрению материалов проверки с необходимыми документами. Надо будет представить расчеты пособий и указать на недоплату. Если недоплата была в проверяемом периоде и вы хотите доплатить работнику пособие, надо договориться, как и в каком периоде это сделать, и отразить в расчете по ФСС.

А если недоплата произошла в другом (не проверяемом) периоде и работник не уволен, пособие вы можете пересчитать, не дожидаясь выездной проверки. Доплату надо будет оформить бухгалтерской справкой, а в листке нетрудоспособности должным образом исправить сумму пособия.

А переплату пособия, получается, надо удержать с работника?

Е.М. Плехова: Переплату пособия можно удержать с работника, только если она вызвана счетной ошибкой или тем, что сам работник оказался недобросовестным и представил для расчета пособия заведомо ложные сведени

Сбой в бухгалтерской программе может привести не только к счетным, но и к каким-то другим ошибкам. Счетная ошибка — это когда, например, значения неправильно суммируются. А если сбой в программе меняет период начисления пособия, или расчетный период, или виды выплат для расчета среднего заработка для исчисления пособия — все это несчетные ошибки.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

В таких ситуациях удерживать с работника переплату оснований нет. Эта сумма остается выплатой в пользу работника, но она не признается выплатой страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Поэтому сумма переплаты включается в базу для начисления страховых взносов в том месяце, когда было начислено пособи

Источники


  1. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  3. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  5. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Выездные проверки страховых взносов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here